15:55:55 Суббота, 5 июля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Эксперименты с геномом человека нарушают морально-этические нормы — Нидаль Гессум

17:40 | 18.12.2018 | Аналитика

Печать

18 декабря 2018. PenzaNews. Проведение экспериментов с геномом человека является нарушением морально-этических норм в силу отсутствия нормативно-правовой базы и доказательств безопасности используемого метода. Такое мнение высказал профессор Американского университета в Шардже Нидаль Гессум (Nidhal Guessoum) в своей статье «Миру срочно нужны этические ограничения в вопросе редактирования человеческих генов», опубликованной в ответ на заявление китайского ученого Хэ Цзянькуя (He Jiankui) о создании им первых на планете людей с искусственно измененными генами.

Эксперименты с геномом человека нарушают морально-этические нормы — Нидаль Гессум

Фото: Iris Tong, Wikipedia.org

«Прежде всего, я должен подчеркнуть, что при осуществлении данного эксперимента не было сделано никакого научного прорыва — не было проведено ни одной процедуры, которую не смогли бы выполнить другие ученые. Использованная методика Crispr-Cas9, название которой часто сокращают до Crispr, была разработана еще несколько лет назад и, как известно, потенциально могла иметь широкое и мощное применение, в том числе для изменения генов человека», — пишет автор публикации.

«Если не вдаваться в подробности, Crispr можно описать как биохимический метод, позволяющий ученым посылать определенные молекулы к отдельным частям гена — небольшим сегментам ДНК — и, как следствие, выводить их из строя или особым образом модифицировать», — поясняет Нидаль Гессум.

При этом, на его взгляд, мировое сообщество до сих пор не выработало какой-либо правовой базы по использованию данной методики применительно к людям.

«В декабре 2015 года, через несколько месяцев после того, как технология была открыта миру, в Вашингтоне был проведен международный саммит, в ходе которого обсуждалась проблема редактирования генов человека. Однако последствия вмешательства в геном предсказать очень трудно», — отмечает эксперт.

По его мнению, Crispr является чрезвычайно мощной методикой.

«Предположим, человек унаследовал от одного из родителей ген, который повышает вероятность развития у него определенного недуга, например, близорукости или диабета первого типа. В принципе, данная технология позволяет нацелиться на гены, ответственные за эти заболевания, и отключить их еще до момента зачатия. Конечно, мы могли бы приветствовать такую возможность и поощрять проведение учеными подобных процедур», — указывает исследователь.

По его словам, китайский ученый, отредактировавший гены двух девочек с целью создания у младенцев иммунитета к вирусу ВИЧ, возможно, также имел благие намерения, однако не учел целый ряд фактов.

«Во-первых, никто не может гарантировать успешное проведение процедуры. Так, один из немногих экспертов, которым выпала возможность лично увидеть до сих пор не опубликованную статью доктора Хэ Цзянькуя, заявил, что у одного из близнецов редактирование прошло успешно только в одном из двух генов, а это делает сопротивление к ВИЧ невозможным», — пишет Нидаль Гессум.

«Во-вторых, и что еще более важно: данные, изложенные китайским ученым, свидетельствуют о том, что в ходе эксперимента были затронуты другие гены или сегменты ДНК. Кто знает, какое влияние это окажет на саму девочку, не говоря уже о ее детях? Ведь модификации генов часто проявляются только у потомства», — добавляет автор.

Более того, по его словам, на сегодняшний день человечеству просто не удастся составить полный список изменений, которые проявятся вследствие такого вмешательства, из-за отсутствия необходимых для этого знаний и технологий.

«И если приведенные доводы не вводят вас в состояние шока, то вот еще один. Ученый работал над нуклеотидной последовательностью генов двух групп клеток после их редактирования, но до того, как они были помещены в матку для вынашивания. При этом он уже видел или, по крайней мере, должен был видеть, что редактирование не было абсолютно успешным, но тем не менее продолжил имплантацию эмбрионов в матку матери», — отмечает эксперт.

Он также обращает внимание тот факт, что опыт проводился частным образом — без согласования с научным сообществом и государственными органами.

«Хэ Цзянькуй не удосужился проконсультироваться с коллегами, не позволил им проанализировать результаты, а также контролировать или наблюдать за экспериментом. Он действовал в одиночку, будучи убежденным, что «родители должны получить возможность использовать преимущества этой технологии». Интересно, сообщил ли он им о полных результатах своей работы?» — задается вопросом Нидаль Гессум.

По его словам, законодательство десятков стран прямо запрещают подобные эксперименты, однако это пока не касается Китая.

«Есть дополнительные проблемы вокруг этого направления исследований. Во-первых, любая ошибка, допущенная в гене эмбриона, будет передана в процессе размножения и впоследствии унаследована его потомками, и эти ошибки «из человечества» устранить уже не удастся. Более того, даже при строгих проверках и гарантированном недопущении ошибок перед переходом к дальнейшим действиям в этом направлении кто-то должен обеспечить использование данного метода исключительно в терапевтических целях, а не для различного рода «улучшений» и тем более злых намерений», — пишет исследователь.

Между тем он указывает на то, что клиники по всему миру уже предлагают услуги появления на свет «дизайнерских младенцев», а это, по его мнению, несет в себе угрозу того, что люди могут захотеть «гарантированно» стать родителями виртуозного музыканта или чемпиона в каком-либо виде спорта.

«Как только джин окажется выпущенным из бутылки, никто не знает, какие последствия за этим последуют», — подчеркивает автор публикации.

На его взгляд, саммит по вопросам редактирования генома человека в 2015 году дал достаточно четкие и строгие рекомендации относительно дальнейших исследований в данной сфере.

«Было бы безответственно продолжать любое клиническое использование методов редактирования зародышевой линии до тех пор, пока не урегулированы соответствующие вопросы безопасности и эффективности, основанные на надлежащем понимании и способности уравновешивать риски, потенциальные выгоды и альтернативы. Существует широкий общественный консенсус в отношении уместности предлагаемого практического метода. Более того, любое клиническое использование должно осуществляться только под надлежащим регулирующим контролем. В настоящее время эти критерии не выполнены ни для одного из предполагаемых способов применения в клинической практике», — цитирует эксперт заявление представителей оргкомитета саммита.

Он также выражает глубокую убежденность в том, что международному сообществу необходимо выработать четкие этические принципы, если не ограничения, по проведению манипуляций, с помощью которых можно изменить человеческие гены.

«Мы не должны позволять отдельным ученым агитировать родителей на сомнительные эксперименты, давая им ложные обещания, а также самостоятельно решать, какие исследования являются «хорошими» или «плохими». При осуществлении таких экспериментов на карту поставлено все человечество», — подводит итог Нидаль Гессум.


Актуальное