20:15:40 Пятница, 26 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Россия ожидает серьезного и откровенного диалога с НАТО по европейской системе ПРО

14:40 | 07.12.2011 | Аналитика

Печать

7 декабря 2011. PenzaNews. Заседание Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне министров иностранных дел состоится в Брюсселе в предстоящий четверг, 8 декабря. В нем примет участие глава российского МИД Сергей Лавров. По сообщению пресс-службы внешнеполитического ведомства, Россия ожидает от встречи в Брюсселе серьезного и откровенного диалога с НАТО по европейской системе противоракетной обороны.

© NATO

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

Ожидается, что в ходе встречи будут рассмотрены промежуточные итоги выполнения достигнутых на саммите Совета Россия-НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года договоренностей о «выстраивании подлинного стратегического модернизированного партнерства России и Североатлантического альянса на принципах неделимости, безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости с целью создания единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике».

Напомним, после саммита в Лиссабоне между Россией и НАТО остаются существенные разногласия относительно создания системы ПРО в Европе. Переработанная и дополненная после выборов Барака Обамы концепция этой системы не устраивает официальную Москву, которая предлагает создать единую российско-натовскую противоракетную оборону. Однако командование НАТО не намерено предоставлять России право на ключевые решения в вопросах обороны Европы и США в случае возможной ракетной атаки со стороны, например, Ирана или других ближневосточных государств. При этом руководство Альянса не намерено давать каких-либо официальных письменных гарантий того, что ракетные установки на территории Старого Света не будут угрожать стратегическому потенциалу России и военным силам страны.

«Такие гарантии должны основываться на объективных критериях, позволяющих оценивать соответствие создаваемой ПРО заявленной цели — противодействию ограниченным ракетным вызовам, источники которых находятся за пределами Европы. Дверь перед дальнейшими переговорами по этому вопросу мы не захлопываем. Речь идет о реакции на объективную реальность — материализацию противоракетных планов, когда нас, по сути, ставят перед свершившимися фактами», — говорится в сообщении МИД.

Ожидается, что на заседании в Брюсселе министрам будут представлены российские подходы к возможному взаимодействию в сфере противоракетной обороны в контексте выступления президента России от 23 ноября 2011 года. Тогда Дмитрий Медведев заявил о готовности выйти из договора по СНВ в случае, если США и страны НАТО не учтут мнение России при реализации программы ПРО в Европе. Он также напомнил, что Москва в течение долгого времени безрезультатно добивается юридических гарантий со стороны Вашингтона относительно безопасности системы ЕвроПРО для России. Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что государство готово к усилению системы предупреждения ракетного нападения, прикрытию объектов стратегических ядерных сил, оснащению стратегических баллистических ракет перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками, а также размещению на западе и юге страны современных ударных систем вооружения, обеспечивающих огневое поражение европейского компонента ПРО.

Руководитель исследовательской группы по разоружению и контролю над вооружением Института исследований мировых проблем и политики безопасности при Гамбургском университете Гетц Нойнек (Goetz Neuneck) в интервью ИА «PenzaNews» заявил о том, что меры, озвученные президентом России Дмитрием Медведевым, не будут способствовать преодолению сложившейся тупиковой ситуации.

По словам эксперта, главными сторонниками отстранения России от участия в создании европейской системы ПРО являются республиканцы в Вашингтоне. Гетц Нойнек пояснил, что те, кто хотел бы видеть будущим президентом США республиканца, убеждены, что политика разоружения Обамы не удалась: Россия не намерена сотрудничать так, как хотят американцы, поэтому необходимо увеличить расходы на военные цели, в том числе на создание противоракетной обороны не только от Ирана, но и России.

«Сейчас трудно прогнозировать, как поступит НАТО. Однако велика вероятность того, что мы войдем в новый виток холодной войны и гонки вооружений. Однако при этом существует возможность продолжить обсуждение данного вопроса и принять обдуманное, взвешенное решение», — пояснил Гетц Нойнек.

В целом Европа и США отреагировали на заявление президента России очень спокойно. Американские лидеры в очередной раз постарались убедить Россию в безопасности системы ЕвроПРО, а Европа вообще предпочла остаться в стороне от дискуссии.

Российские аналитики полагают, что это связано, прежде всего, с тем, что Европа осознает свою неспособность в создании собственной системы защиты, поэтому полностью полагается на Америку, предоставляющую свой противоракетный зонт.

Кроме того, европейское руководство понимает, что принимаемые Россией меры носят полностью оборонительный характер: мероприятия, озвученные Дмитрий Медведевым, не затронут Европу и не создадут риск нового вооруженного конфликта. По словам самого президента, при необходимости защитные установки могут быть использованы против совместных с Европой угроз. К настоящему времени первые шаги со стороны Москвы уже предприняты. В ходе визита в Калининград, который состоялся во вторник, 29 ноября, президент дал приказ ввести в боевой состав системы предупреждения о ракетном нападении радиолокационной станции «Воронеж-ДМ».

По словам президента, ввод новой станции является первым сигналом для НАТО, однако ее создание не означает прекращение диалога: Россия по-прежнему готова обсуждать предложения западных коллег.

В свою очередь, американские официальные лица заявляют, что не преследуют цели лишить Россию собственных средств защиты. Однако, в связи с внутренними причинами, администрация Обамы не может предоставить юридические гарантии, которые лишат Вашингтон возможности защитить американцев и их союзников от иностранного ракетного нападения. Единственное, на что может пойти администрация, — предоставить ничем неподкрепленные политические гарантии.

Обозреватель издания «The Wall Street Journal» Алан Каллисон (Alan Cullison) считает, что заявление президента Дмитрия Медведева не должно шокировать Европу и США. По его словам, подобные меры озвучивались еще в 2008 году, но впоследствии они были пересмотрены — после отказа Барака Обамы от планов Джорджа Буша по созданию противоракетного щита в Польше и Чехии. Однако сейчас выступление Дмитрия Медведева свидетельствует о росте напряженности в отношениях между Москвой и Вашингтоном, считает обозреватель.

Подобного мнения придерживаются и эксперты Европейского Совета по международным отношениям Бен Джуда (Ben Judah), Яна Кобзова (Jana Kobzova) и Нику Попеску (Nicu Popescu). Они утверждают, что политика безопасности, в которой был достигнут максимальный прогресс после «перезагрузки», стала препятствием на пути к продолжению дружественных отношений между Вашингтоном и Москвой.

«Сначала Россия была довольна решением Обамы об отказе от планов Буша по размещению противоракетного щита в Европе, который включал, в том числе, и радиолокационную станцию в Чехии и ракеты большой дальности в Польше. Однако «Европейский поэтапный адаптивный подход» новой администрации США впоследствии обозначил план по развертыванию перехватчиков ракет малой дальности, а после 2010 года — ракет большой дальности в Польше и Румынии. Тогда президент Медведев высказал опасения, что это может привести к новой гонке вооружений, и предупредил, что России придется отвечать на план США», — говорится в их совместном аналитическом материале.

По мнению экспертов, отношение Америки к России таково, что долгосрочное расширение внешней политики США от Атлантики до Тихого океана снижает приоритет России для Вашингтона по сравнению с тем, каким он был раньше. В то же время, если США могут себе позволить такое отношение к Восточной Европе, России и Кавказу, то ЕС — нет. Отношения Евросоюза и России являются более тесными, чем у США, поэтому Европа должна находить общий язык с Москвой.

По словам экспертов Европейского Совета по международным отношениям, ЕС до сих пор не может разработать последовательную стратегию, которая заполнит вакуум в отношениях, созданный США. В будущем Америка сохранит свое влияние в политических, экономических и военных делах Европы, при этом ЕС необходимо взять на себя инициативу по созданию более демократичной и безопасной Большой Европы.

Между тем, директор исследовательских программ Института демократии и сотрудничества Джон Локленд (John Laughland) в интервью ИА «PenzaNews» сказал, что планы НАТО по размещению установок ПРО в Европе «выглядят забавно и гротескно».

«Все это может быть только игрой, чистым продуктом американского «мегамощного» военного комплекса. На самом деле они строят этот противоракетный комплекс в Европе только для того, чтобы элементарно зарабатывать деньги. Нельзя сбить пулю пулей. Но, очевидно, это не имеет никакого смысла из-за замкнутого круга в отношениях между Россией и Америкой», — предположил он.

«Россия давно сказала Европе, что она с удовольствием примет участие в проекте по созданию совместной противоракетной обороны. Но причина того, почему Европа поддерживает Америку, заключается в том, что европейская элита полностью американизирована. Европа была под влиянием Америки последние 50-60 лет, и там все напоминает об этом. Я думаю, что вообще нельзя представлять отдельно американскую и европейскую элиты, потому что они полностью одинаковы», — резюмировал собеседник агентства.

Как ранее сообщало ИА «PenzaNews», вопрос создания системы противоракетной обороны обсуждается лидерами России и США с конца 1960-х годов. В конце 90-х к переговорам присоединились страны НАТО.

Система противоракетной обороны территории США (НПРО) создается, согласно заявлениям американской администрации, для защиты территории страны от ракетно-ядерного удара со стороны КНДР, Ирана и Сирии (ранее также назывались Ирак и Ливия).

Создаваемая система ПРО США включает в себя центр управления, станции дальнего обнаружения и спутники слежения за запусками ракет, станции наведения ракет-перехватчиков, сами ракеты-носители для вывода противоракет в космос с целью уничтожения баллистических ракет противника.

Стратегическая концепция НАТО 1999 года указывает на необходимость противоракетной обороны для борьбы с ядерной, биологической и химической угрозами всеми странами-участницами Североатлантического альянса.

Ожидается, что страны-члены НАТО предоставят средства обнаружения и комплексы боевых средств, а НАТО разработает систему и будет содействовать интеграции всех указанных компонентов.

НАТО представляет будущее сотрудничество с Россией по ПРО как функционирование двух самостоятельных, но взаимодействующих систем. В частности сотрудничество с Россией по ПРО может осуществляться путем обмена информацией и возможной совместной деятельности с совмещением возможностей НАТО и потенциала системы ПРО, имеющейся у России.

Российское предложение включает сотрудничество в «секторальном» формате, когда стороны отвечают за перехват баллистических ракет, запускаемых из назначенных в их зону ответственности географических районов. Такая система предусматривает наличие совместного механизма России и НАТО по оценке угроз и принятию решений.

Актуальное