23:47:59 Пятница, 19 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Главная моя задача как сенатора — помогать людям — Борис Шпигель

18:50 | 02.06.2012 | Интервью

Печать

Москва, 2 июня 2012. PenzaNews. Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества Борис Шпигель дал интервью главному редактору ИА «PenzaNews» Павлу Полосину, в котором рассказал об актуальных вопросах деятельности представителя от исполнительного органа государственной власти Пензенской области в верхней палате парламента, а также высказал мнение о принятом законе о выборности губернаторов. Встреча с сенатором состоялась в Москве, рамках работы VI всероссийской конференции журналистов «Информационное партнерство: Власть — Общество — СМИ», организованной Фондом развития информационной политики, а само интервью было записано в перерыве между заседаниями Совета Федерации в минувшую среду, 30 мая.

Борис Шпигель.

Фото: пресс-служба Совета Федерации России

— Борис Исаакович! Времени, отведенного для интервью, к сожалению, не так много, поэтому я хотел бы остановиться всего на нескольких вопросах. Первый из них будет касаться Вашей работы в Совете Федерации, поскольку, на мой взгляд, деятельность сенаторов от Пензенской области в региональных СМИ освещается не настолько широко, как, например, работа Ваших коллег из нижней палаты парламента — депутатов Государственной Думы, которые часто приезжают в регион, проводят встречи с населением, общаются прессой. Именно поэтому, наверное, работа представителей Совета Федерации не так хорошо видна и не всегда даже понятна. Собственно, мой вопрос о том, чем конкретно сейчас Вы как сенатор занимаетесь в Совете Федерации?

— Вы подняли очень правильный вопрос. Я даже вынужден сделать небольшое отступление, чтобы прокомментировать Ваш тезис. В Совете Федерации я работаю с 2003 года, но для меня именно такая подобная сегодняшняя встреча, в таком формате, здесь, в Москве, действительно, является первой. Думаю, что это не совсем правильно, потому что областные СМИ, конечно же, должны знать о работе своих представителей в Совете Федерации, и я бы предложил проводить такие встречи с журналистами региональных СМИ на постоянной основе. По крайней мере, за себя могу сказать, что я всегда в Вашем распоряжении, в любое удобное для Вас время и готов отвечать на любые Ваши вопросы.

— Спасибо.

— Теперь, собственно, о работе представителя от исполнительного органа государственной власти Пензенской области в Совете Федерации. Образно ее можно разделить на несколько составных частей. Самой важной из них для меня является работа по региональным нуждам, поскольку то, что происходит в Пензенской области, как она развивается, какие у нее есть точки роста, стоит для меня на первом плане, помимо того, что я делаю в должности первого заместителя председателя комитета.

Вы знаете, что в последние годы в Пензенской области произошел значительный экономический и материальный рост. Вспоминаю, что когда я только стал членом Совета Федерации, то это была достаточно отсталая область, в которой не развивались ни сельское хозяйство, ни промышленность. Иными словами, дотационный регион, который был полностью в долгах. Кредиты, когда Василий Кузьмич [Бочкарев] принял область, превышали региональный бюджет. Область была должна всем, но при этом в самом субъекте фактически ничего не было. Сейчас ситуация совершенно иная, и в этом огромная заслуга губернатора и его команды.

На протяжении всех этих лет я работаю в унисон с Василием Кузьмичом, выполняю все его поручения, которые он мне дает. И главная моя задача в этой части — с помощью законодательных инструментов балансировать бюджет региона таким образом, чтобы у правительства Пензенской области была возможность решать многие социальные задачи по развитию спорта, здравоохранения, образования и другие. Для этого мы достаточно плотно работаем с федеральными структурами в Москве.

Как известно, Пенза готовится к крупному юбилею — 350-летию города, который будет отмечаться в 2013 году. По этому поводу есть указ президента России, есть постановление федерального правительства о плане мероприятий, которые необходимо провести к этой знаменательной дате. И, тем не менее, есть федеральные органы исполнительной власти, которые достаточно слабо откликаются на те нужды, которые ставит перед ними область.

В частности, сейчас я говорю о нескольких серьезных для региона объектах — это филармония, новая библиотека, культурно-досуговый центр, бассейны и другие. Это те объекты, которые мы должны строить на условиях софинансирования. Но что у нас происходит? Например, сроки строительства второго инфекционного корпуса областной больницы затягиваются. Регион внес свою часть финансовых средств, сваи в основание фундамента забили, а дальше федеральный бюджет в виде Минздрава РФ не участвует в этом. Также по другим объектам. Например, министерство культуры задерживает платежи, потому что не может никак договориться с Минфином. Вот эти вопросы взаимодействия мы как раз здесь, в Совете Федерации, и решаем.

Я хочу сказать, что сегодня на заседании Совета Федерации происходит корректировка бюджета на 2012 год. И надо отметить, что губернатору, членам правительства и мне лично пришлось приложить огромное количество усилий, чтобы скорректировать федеральный бюджет в пользу Пензенской области. Я внес поправку в обсуждаемый федеральный закон, и сейчас появились первые 258 млн. рублей именно по строчке «Пензенская область». Более того, при корректировке бюджета на полугодие мы договорились с Минфином, что он даст еще около 1 млрд. рублей, а в общей сложности это будет 1 млрд. 68 млн. рублей, которые необходимы для соучастия в строительстве объектов. Поверьте, это далеко непростая задача защитить тот или иной проект, чтобы для его реализации из бюджета России выделили деньги. Но если мы не будем заниматься этой работой, если мы не будем пополнять областной бюджет, то мы просто не сможем решать те вопросы, которые поставлены перед регионом, а, следовательно, не сможем улучшать жизнь людей.

Вторая составная часть моей деятельности на посту сенатора — работа с письменными обращениями граждан, проживающих в Пензенской области. Огромное количество времени уходит на решение проблем жителей. За год мною было рассмотрено 560 обращений. О чем пишут люди? Да о самом разном — например, у кого-то развалился забор, а кто-то остался без газа. Такое обращение пришло ко мне от жителей одного из районов Пензенской области. В село, которое разделено железнодорожной магистралью, провели газ, но к девяти домам, находящимся по другую сторону линии, эту нитку не подвели: невозможно было сделать прокол под железной дорогой без соответствующих согласований на высоком уровне. Мы тут же договорились с Вячеславом Алексеевичем [Сатиным], написали письмо в министерство путей сообщения России, согласовали, и в скором времени прокол под линией был сделан, и газовая ветка до этих людей дошла. Разумеется, сельчане были очень благодарны.

Я думаю, что именно из таких конкретных дел и должна состоять работа каждого сенатора, который представляет интересы своего региона в Совете Федерации. Иными словами, я говорю, прежде всего, об эффективном взаимодействии органов власти на местах с палатой представителей, чтобы помогать людям. Я вообще считаю, что моя задача — это не глобальные вещи, а помощь каждому конкретному человеку. Если я помог какому-то человеку, то это есть уже определенный качественный результат.

Мне хотелось бы также остановиться еще на таком важном аспекте моей сенаторской деятельности, как защита прав человека. В этой части проводится достаточно большая работа, направленная на то, чтобы правоохранительные органы, в том числе в Пензенской области, действовали только в рамках закона, чтобы с людьми, подозреваемыми в том, что они нарушили ту и ли иную норму права, обращались по-человечески. Вместе с тем, я говорю о неотвратимости наказания: если человек нарушил закон, он должен понести ответственность. Но обращаться с ним на всех этапах следствия и судебного процесса должны в соответствии с Конвенцией о правах человека и основных свободах.

Разумеется, правозащитники, в том числе от власти, не должны вмешиваться в следственные действия правоохранительных органов, но они должны следить за соблюдением закона и, если он нарушается, то тут они как раз должны вмешиваться в ситуацию, чтобы указать на это. В Пензенской области тоже есть прецеденты непрофессиональных действий сотрудников силовых структур, поэтому мы находимся в тесном контакте с уполномоченным по правам человека.

Вы, наверное, знаете, что до недавнего времени я руководил комиссией по развитию институтов гражданского общества. За это время было представлено 17 законодательных инициатив по совершенствованию законов по работе с некоммерческими, общественными организациями и объединениями, которые успешно прошли и в настоящее время действуют. Законодательная база в этом направлении совершенствуется и либерализуется.

Кстати, на данный момент мы готовим два новых законопроекта, которые станут судьбоносными для нашей страны — это закон об общественном контроле и закон об общественной экспертизе. Первый будет затрагивать все сферы деятельности общества. Согласно ему, гражданам будет дано право участвовать, прежде всего, в любых советах и вести надзор за деятельностью властных и общественных институтов. Принятие закона об общественной экспертизе позволит создавать комиссии, в которые будут входить представители общественности, НКО, отраслевых ассоциаций, призванные следить за тем, чтобы при проведении торгов отсутствовала коррупционная составляющая.

Большой победой было то, что, в том числе по моей инициативе, был принят закон о социально ориентированных НКО. Он разграничивает те организации, которые являются некоммерческими, но могут зарабатывать деньги, от тех, которые выполняют исключительно социальные задачи, например, помогают инвалидам или оказывают помощь в больницах и хосписах. У этих организаций нет денег и заработка. Именно поэтому мы выделили девять видов деятельности НКО, которые являются исчерпывающими, и определили социально ориентированные организации. Во второй части закона обозначены виды государственной поддержки, которые должны оказывать органы исполнительной власти этим социально ориентированным организациям. Еще раз повторюсь, перечень разносторонний, но исчерпывающий.

Еще о чем хотелось бы сказать — о работе международного правозащитного движения «Мир без нацизма». Это неправительственная организация, которая объединяет 156 национальных антифашистских организаций и призвана формировать общественное мнение в направлении поддержки антинацистского движения в разных странах мира. Сейчас очень остро встает вопрос неонацизма, поэтому мы должны четко определить, что такое современный нацизм и ксенофобия, что такое героизация нацизма и почему нельзя уравнивать с гитлеровским режимом ни один тоталитарный режим мира. Это тоже огромный пласт работы, которым мы активно занимаемся.

— Вы сказали о том, что постоянно находитесь в тесном контакте с губернатором Пензенской области, работаете в одном ритме с региональной властью и отстаиваете интересы субъекта федерации в профильных министерствах и ведомствах в Москве. Однако, как мне известно, Вы выполняете еще одну важную задачу, о которой сегодня пока мы не говорили — это привлечение инвестиций в регион.

— Привлечение инвестиций для развития сельского хозяйства и промышленности в Пензенской области является одним из приоритетных направлений моей деятельности в качестве сенатора. Могу с полной уверенностью сказать о том, что инвестиционный климат в нашем регионе за последние несколько лет существенно улучшился. На мой взгляд, у бизнесменов появилось четкое понимание того, что вести бизнес в Пензенской области спокойно, безопасно и выгодно. Для инвесторов в регионе созданы достаточно благоприятные условия. И это опять же результат нашей совместной деятельности — правительства Пензенской области и ее представителей в Совете Федерации. В верхнюю палату парламента часто приезжают официальные иностранные делегации, в состав которых обязательно входят бизнесмены или руководители крупных компаний, и каждый сенатор пытается более выгодно представить свой регион, заинтересовать потенциальных инвесторов, чтобы вложили деньги именно на территории его субъекта. Думаю, что у нас это неплохо получается, и, конечно, в дальнейшем мы будем также активно презентовать Пензенскую область инвесторам, которые готовы вкладывать серьезные деньги в развитие экономики, создавать производства и новые рабочие места, формируя тем самым в регионе налогооблагаемую базу.

— Борис Исаакович, у меня есть еще один вопрос, он будет последним, поскольку, как мы видим, перерыв заканчивается, и сенаторы уже начинают собираться в зале для очередного заседания Совета Федерации. Как Вы оцениваете новый закон о выборности губернаторов в России?

— Я считаю, что изменения в политической системе России — то, что мы вернулись к выборности губернаторов, — позитивными. Это, бесспорно, правильное решение. Прежде всего, это повысит социальную и политическую активность людей, которые сами смогут сделать свой выбор. Главное, чтобы на высший пост в регионах претендовали не те люди, которые поддерживаются финансово-промышленными группами и хотят с помощью власти достичь только каких-то своих целей, а те, которые хотят сделать что-то полезное для своего региона.

На должность губернатора должны претендовать только достойные люди. И когда я смотрю на Бочкарева, то вижу такого человека. Он всю свою жизнь посвящает тому, чтобы работать. Ему доставляет большую искреннюю радость, когда у него получается создать что-то новое в регионе — закончить, например, строительство здания драмтеатра или открыть новый бассейн в районе. Вся его работа направлена на то, чтобы ежедневно улучшать качество жизни людей. И если мы возьмем среднестатистические данные по субъектам федерации, то Пензенская область имеет очень неплохие показатели, которые говорят о том, что регион развивается динамично и поступательными темпами движется вперед. Это, кстати, отмечается на всех уровнях.

На мой взгляд, не всегда смена власти в регионе ведет к позитивным изменениям. Есть такая пословица: от добра добра не ищут. Поэтому я считаю, что самое главное на сегодняшний день для Пензенской области — это стабильность.

— Спасибо, Борис Исаакович, за интересное интервью.

Борис Исаакович Шпигель родился 18 февраля 1953 года в городе Хмельницком на Украине.

Окончил экономический факультет Каменец-Подольского государственного педагогического института им. В.П. Затонского, являвшегося филиалом Киевского государственного университета имени Тараса Шевченко, а также Всероссийскую академию внешней торговли.

Кандидат экономических наук.

Почетный профессор Всероссийской академии внешней торговли, член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России.

Имеет почетную степень доктора коммерции Академии экономических наук и предпринимательской деятельности России.

До назначения в 2003 году на пост представителя от исполнительного органа государственной власти Пензенской области в Совете Федерации являлся президентом фармацевтической компании «Биотэк».

В настоящее время занимает пост первого заместителя председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества.

Актуальное