11:27:08 Четверг, 25 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Красный гигант

Энциклопедия

Завод хрусталя «Красный гигант» расположен в городе Никольске Пензенской области.

Все рассчитал Алексей Иванович Бахметев, когда решил строить стекольный завод наподобие Санкт-Петербургского. Ведь село Николо-Пестровка (ныне город Никольск Пензенской области) со всех четырех сторон окружен сосновыми лесами, что немаловажно было для стекольного производства в XVII веке. Поскольку лес — это топливо, а для плавки стекла нужна температура под 1 тыс. градусов! Так что с лесом обходились здесь бережно, чтобы надолго хватило, иначе зачем дело заводить? Секунд-майор А.И. Бахметев в 1764 году получил разрешение от императрицы Екатерины II завести в «собственных его дачах, находившихся в семистах верстах от Москвы» хрустальную фабрику.

Алексей Иванович Бахметев из Европы, с большой осторожностью провозит по бездорожью французское и богемское стекло. Впервые в жизни никольскому мужику было позволено протянуть руку и потрогать диковинные предметы барской роскоши. Да и узнать, что составляющие стекла: мел, сода, мышьяк, песок… А если добавить к ним 18–24% окиси свинца, оно приобретет тяжесть и переливчатость, прозрачность и звонкость… Потому что при температуре 14 тыс. градусов превратится в хрусталь. И ныне, если стеклодув захочет сделать вещь уникальную, он, как и 100–200 лет назад, будет пользоваться ковшом, чтобы придать стеклу форму шара; лотком — чтобы придать форму цилиндра. Разверткой обработает горло. Валиком подровняет донышко. Ножницами отрежет лишнее. Потом, чтобы от резкого спада температуры не потрескались стенки, опять вернет сосуд в печь. Затем выточит на нем специальным колесиком узор и, наконец, почистит, чтобы блестело.

Здесь выпускали сотни образцов посуды, светильников, парфюмерных принадлежностей, элементы церковного убранства и утвари. Здесь копировали образцы венецианских виртуозов стекольного дела и создавали свои, оригинальные, непревзойденные образцы, хранящиеся по сей день в самых престижных музейных коллекциях прикладного искусства обеих столиц России, а также Европы и Америки. Есть изделия никольских мастеров даже в Лувре. Например, один из восьми известных до похищения 1996 года стаканов мастера стеклодува Александра Вершинина, сделанный в начале XIX века.

Кроме выставочных образцов, делали на заводе и ширпотреб, в том числе для нужд церкви. И своя Воскресенская церковь с Никольским пределом, и Варваринский храм были украшены изделиями завода, из хрусталя и цветного стекла: кресты напрестольные, подсвечники, лампады, дарохранительницы, дароносицы, паникадила, потиры, дискосы.

В начале XIX века при владельце Н.А. Бахметеве завод переживал период расцвета, когда его продукцию поставляли даже для императора Александра I, а мастера завода проходили обучение в Санкт-Петербурге на Императорском Стеклянном заводе. Бахметев лично испытал все тяготы войны 1812 года, когда была сожжена его усадьба и временно прекращено стекольное производство. В продукции Никольско-Бахметевского завода долгое время была популярна тема, отражавшая события наполеоновских войн и ее героев.

Частная мануфактура Бахметева славилось своими высококлассными мастерами: А. Вершинин, К. Селиверстов, И. Головачев, П. Ерохов, П. Прохоров, Н.И. Протасов, И.С. Вертузаев, П.Я. Куликов и В.М. Рогов и многие другие. В 1779 году А.И. Бахметев устроил при фабрике специальную кладовую, в которой откладывались и накапливались для будущих поколений лучшие образцы бахметевской посуды. Так возник музей стекла.

Фабрикой владели три поколения из рода Бахметевых вплоть до 1884 года. Последним хозяином имения в Николо-Пестровке, а также стекольного завода и музейной коллекции был князь Александр Дмитриевич Оболенский — племянник бездетной четы Бахметьевых. При нем производство стекла и хрусталя было расширено, а лучшие изделия отмечены Большой золотой медалью на международной выставке в Париже. Князь Оболенский был помещиком, заводчиком, государственным деятелем: помощником Варшавского генерал-губернатора по гражданской части, сенатором, а с 1902 года — членом Государственного Совета. Любопытно, что младший брат Александра Дмитриевича, князь Алексей Дмитриевич Оболенский (1855, Санкт-Петербург — 1933, Дрезден) был основателем Березического стекольного завода.

Его сын Петр — большой поклонник музыки и русских народных инструментов, друг композитора Андреева, избран вице-председателем Русского музыкального общества, организовал его отделение в Пензе. В конце ХIХ века молодой князь создал один из первых в России оркестров народных инструментов, для которого приобрел комплект балалаек и домр. Оркестр этот состоял из рабочих стекольного завода и не был профессиональным, однако гастролировал по России, особенно известен и любим был в Поволжье. Никольские стеклодувы были и прекрасными певцами, сами пели на клиросе своих храмов.

В советское, и особенно в постсоветское, время стали исчезать рабочие династии на Никольском заводе. Производство стало упрощаться, грозя вовсе исчезнуть. В последние годы правительство Пензенской области совместно с руководством завода ищет пути выхода из создавшегося положения. Во-первых, планируется приблизить продукцию предприятия к европейским стандартам и тем самым выйти на новые рынки сбыта за пределами России. Во-вторых, расширить ассортимент выпускаемой продукции. Недавно «Красный гигант» стал основным поставщиком главных храмов страны. Сегодня никольские лампадки зажигают не только в столичных храмах, но и на Святой Земле — в русских православных храмах Иерусалима. На заводе планируют выпускать и коллекционные изделия в единичных экземплярах, в том числе и с отделкой драгоценными металлами.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное