15:25:30 Суббота, 20 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Саммит АТЭС подтвердил приверженность стран развитию свободной торговли и инвестиций

20:15 | 22.11.2017 | Аналитика

Печать

22 ноября 2017. PenzaNews. Очередной ХХV саммит Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) завершился во вьетнамском Дананге 11 ноября. По итогам форума была утверждена совместная декларация, в которой лидеры стран АТЭС дали оценку текущей региональной и мировой экономической ситуации, согласовали пути дальнейшего развития сотрудничества и обозначили ряд задач на следующий год.

Саммит АТЭС подтвердил приверженность стран развитию свободной торговли и инвестиций

Фото: Kremlin.ru

«Мы отметили важность недискриминационной, действующей на основе взаимности, торговли и инвестиционных механизмов. Мы будем совместно работать для того, чтобы сделать торговлю более инклюзивной, поддерживать возможности по доступу к рынкам и решать проблему нечестной торговли», — говорится в итоговом документе.

Комментируя результаты саммита, научный сотрудник Камбоджийского исследовательского центра морского шелкового пути (CMSRRC) Королевского университета Пномпеня, эксперт японского Азиатско-Тихоокеанского университета Рицумейкан Лак Чансок (Lak Chansok) напомнил, что форум прошел под девизом «Создание новой движущей силы, объединение в стремлении к общему будущему».

«Эта тема направлена на подтверждение приверженности стран-членов АТЭС укреплению экономического сотрудничества, а также содействию устойчивому экономическому росту и процветанию в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».

Он также обратил внимание, что президент США Дональд Трамп (Donald Trump) добился заключения крупных торговых соглашений с Японией, Китаем и Вьетнамом, однако затем подверг критике ВТО и «нечестные сделки» других стран, а также подтвердил выход США из Транстихоокеанского партнерства (ТТП).

«Позиция Дональда Трампа, предусматривающая реализацию национальных интересов США за счет принесения в жертву своих либеральных демократических ценностей, предоставила Китаю широкие возможности для увеличения собственной значимости в сфере глобального и регионального политического и экономического сотрудничества, несмотря на продолжающиеся споры в Южно-Китайском море», — отметил Лак Чансок.

Он добавил, что в дополнение к торгово-экономическим вопросам страны АТЭС также провели переговоры по теме растущих террористических угроз, которые могут негативно повлиять на экономическое сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

«Государства вновь подтвердили свою приверженность борьбе с терроризмом и поддержанию региональной стабильности. Более того, страны-члены согласились укрепить энергетическую безопасность для поддержания своего экономического роста, одновременно продвигая чистые источники энергии, экологически чистую торговлю и инвестиции», — уточнил аналитик.

При этом заместитель директора Института внешней политики и стратегических исследований Дипломатической академии Вьетнама Тран Вьет Тай (Tran Viet Thai) подчеркнул, что год председательства Вьетнама в АТЭС стал одним из самых тяжелых за последнее время.

«В 2017 году в АТЭС ощущалось сильное противоречие между двумя тенденциями — дальнейшим продвижением свободной торговли и инвестиций, с одной стороны, и антиглобализмом и растущим протекционизмом — с другой. Кроме того, были и технические сложности: непосредственно перед саммитом в Дананге в течение нескольких дней наблюдался тропический шторм и сильный дождь, вызвавший наводнения. Вьетнам подготавливал финальные документы в последние минуты», — пояснил эксперт.

При этом, на его взгляд, саммит в Дананге способствовал дальнейшему продвижению либерализации и упрощению процессов торговли и инвестиций в регионе.

«Важным итогом стало подписание ряда документов, включая декларацию саммита, совместное заявление о будущем АТЭС до 2020 года и рамочный документ по облегчению трансграничной электронной коммерции. В целом Вьетнам помог АТЭС преодолеть один из самых трудных периодов в истории и справиться с подъемом протекционизма», — высказал уверенность Тран Вьет Тай.

По его мнению, мероприятие также имело важное политическое значение.

«Саммит подтвердил решимость стран-членов поддерживать свободную торговлю и тенденцию к развитию международной интеграции и региональных связей, помог региональным странам лучше понять внешнюю политику США и Китая, а также поспособствовал укреплению политических отношений Вьетнама с важными региональными партнерами», — уточнил аналитик.

В свою очередь главный экономист IHS Markit в Азиатско-Тихоокеанском регионе Раджив Бисвас (Rajiv Biswas) отметил, что основное внимание на встрече было обращено на противоречия в торговых курсах, продвигаемых президентом США Дональдом Трампом и лидером КНР Си Цзиньпином (Xi Jinping).

«Трамп подчеркнул, что его администрация сосредоточит внимание на двустороннем подходе к торговым отношениям с отдельными странами-партнерами, а не на многостороннем подходе к либерализации торговли. Он выразил свою озабоченность тем, что США столкнулись со значительным торговым дисбалансом в отношениях с рядом экономик АТЭС, а также напомнил, что приверженность предыдущих администраций США принципам свободной торговли привела к потере миллионов рабочих мест в стране. Администрация Трампа четко обозначила свой подход к торговой политике в первый день после вступления [нового президента] в должность в январе 2017 года, отказавшись от соглашения о ТТП. В свою очередь Си Цзиньпин дал на саммите четкий сигнал, что Китай поддерживает глобализацию и либерализацию торговли и позиционирует себя в качестве нового мирового лидера в этой сфере», — пояснил аналитик.

По его мнению, Китай также играет ведущую роль в продвижении еще одной инициативы по либерализации торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе в рамках АТЭС — Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ/FTAAP).

«Кроме того, Китай взял на себя более значительную роль в области развития АТР благодаря своей инициативе по экономическому стимулированию развивающихся стран с низким уровнем дохода в Азиатско-Тихоокеанском регионе «Один пояс — один путь» и созданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций», — сказал Раджив Бисвас.

По его словам, в кулуарах саммита АТЭС 11 оставшихся членов Транстихоокеанского партнерства объявили о своем решении продвинуться вперед по переработанной версии соглашения о ТТП.

«Это важный позитивный фактор для либерализации торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе в условиях растущей обеспокоенности популистской реакцией на глобализацию и либерализацию торговли некоторых стран с развитой экономикой. Новое соглашение, получившее название «Комплексное и прогрессивное Транстихоокеанское партнерство», будет иметь совокупный объем в 10 трлн. долларов, или 13,6% мирового ВВП», — добавил главный экономист IHS Markit в АТР.

По словам ведущего эксперта Института исследований Юго-Восточной Азии (ISEAS) в Сингапуре Термсака Чалермпаланупапа (Termsak Chalermpalanupap), Вьетнам заслуживает большого уважения в связи с успешным председательством и проведением саммита АТЭС в 2017 году.

«Одним из важных политических итогов саммита стало то, что независимо от позиции президента США остальная часть мира вновь продемонстрировала приверженность активизации торговли, инвестиций и экономического и технического сотрудничества на основе многосторонних соглашений», — отметил эксперт.

По его мнению, курс Дональда Трампа «Америка превыше всего» может привести к изоляции США и лишить страну мирового уважения.

«Весь мир повернется к КНР и будет поддерживать ее руководство, присоединяясь к китайским инициативам. Президент Китая Си Цзиньпин сказал в Дананге, что инициатива «Один пояс — один путь» принадлежит не Китаю, а всему миру. Что предлагает миру президент Дональд Трамп? Больше оружия, военных операций и альянсов?» — задался вопросом Термсак Чалермпаланупап.

Читайте также

ВЭФ во Владивостоке дал новый импульс развитию экономических связей России со странами Азии

Между тем он подчеркнул, что экономический курс главы российского государства представляется ему удачным.

«У президента РФ Владимира Путина (Vladimir Putin) есть правильная стратегия по активизации глобализации, свободной торговли и экономической интеграции: через развитие Владивостока — с Азиатско-Тихоокеанским регионом, а через стратегическое партнерство АСЕАН и России — с Юго-Восточной Азией», — добавил сингапурский аналитик.

При этом один из наиболее авторитетных консультантов по международной торговле в Австралии, председатель Австралийского центра исследований экономик АТЭС в Мельбурнском королевском технологическом университете Алан Оксли (Alan Oxley) выразил разочарование тем, что «администрация Дональда Трампа активно выступала в поддержку менеджмента торговли, а не вопроса ее либерализации».

«Группа экономик АТЭС, управляемая Японией и Австралией, предложила запустить Транстихоокеанское партнерство без США, оставив для американцев место на случай, если они решат когда-нибудь вернуться. Однако в последнюю минуту канадский премьер Джастин Трюдо (Justin Trudeau) приостановил этот процесс по неясным причинам [Япония объявила, что документ о ТТП будет принят лидерами 11 стран, но их встреча не состоялась, поскольку канадский премьер на нее не явился]», — напомнил эксперт.

Тем не менее, по его словам, страны подтвердили дальнейшую приверженность открытым рынкам и устранению барьеров в сфере услуг.

«Дональд Трамп снизил импульс либерализации коллективной торговли среди стран Восточной Азии в краткосрочной перспективе, но работа АТЭС в направлении увеличения числа открытых рынков все же имеет поддержку [других участников]», — отметил Алан Оксли.

По словам профессора Нагойского университета экономики в Японии Нобухидэ Хатаса (Nobuhide Hatasa), саммит АТЭС во Вьетнаме вызвал особенный международный интерес, потому что стал первым региональным экономическим форумом, способствующим либерализации торговли и инвестиций, в котором принял участие президент США Дональд Трамп.

«Его непреклонные взгляды на многосторонние инициативы о свободной торговле, которые, по его мнению, приводят к несправедливому торговому дефициту в США, в очередной раз были озвучены во Вьетнаме. В целом же на этом саммите не было предпринято каких-либо конкретных действий или мер по амбициозному продвижению региональной экономической интеграции и быстрому выполнению задач для потенциального создания зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это явилось результатом не только личных претензий Дональда Трампа, но и следствием целого ряда антиглобалистских движений и течений национального партикуляризма, широко возникающих в современном обществе», — сказал аналитик.

Он обратил внимание на то, что основной акцент саммита в этом году был сделан на инклюзивный рост.

«Впервые инклюзивный рост был принят в качестве одной из пяти важных стратегий развития на саммите АТЭС 2010 года в японской Йокогаме. Цели этой стратегии заключаются в том, чтобы все люди ощущали на себе блага экономического роста, а также в том, чтобы впоследствии сократить разрыв в доходах, который возрос, в частности, в связи с экономической либерализацией и глобализацией», — уточнил Нобухидэ Хатаса.

«В декларации саммита указано много эффективных мер, направленных на то, чтобы предоставить людям, оставленным за рамками экономического и социального прогресса, доступ к новым возможностям, финансовым продуктам и услугам, а также программам социальной защиты. Одно из важных посланий саммита АТЭС в этом году состояло в том, что страны сохранят глубокую приверженность противостоянию негативным аспектам рыночной экономики и глобализации», — резюмировал эксперт.

Актуальное