18:02:32 Пятница, 19 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

На сегодняшний день вероятность объединения Молдавии и Румынии невелика — эксперты

14:38 | 28.09.2011 | Аналитика

Печать

28 сентября 2011. PenzaNews. Часть населения Молдавии всерьез рассматривает возможность объединения страны с Румынией. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования, проведенного изданием «Еженедельник — 2000». Сообщается, что из 1500 респондентов из разных регионов страны 26% считают эту возможность маловероятной, 12% молдавских граждан поддерживают слияние двух государств. Однако большая часть опрошенных — 49% — признались, что боятся присоединения к Румынии.

На сегодняшний день вероятность объединения Молдавии и Румынии невелика — эксперты

Фото: Eurasianews.md

Причем в тех районах Молдовы, где среди населения преобладают этнические украинцы, число опасающихся возможного румыно-молдавского объединения существенно больше. В целом почти 47% населения всей страны высказываются против создания единого государства.

Вместе с тем, по данным социологического опроса, проведенного в 2006 году в Румынии, идею присоединения Молдавии поддерживали 44% населения, а 28% высказывались против, сообщает Википедия.

Кроме того, в соответствии с результатами опроса, 55% молдавских противников присоединения к Румынии надеются, что подобное развитие событий сумеет предотвратить Россия, и только 10% верят в помощь Украины.

При этом обсуждение вопроса в настоящее время продолжается. По мнению ряда экспертов, объединение Молдавии с Румынией может считаться проектом только в долгосрочной перспективе, поскольку сейчас существует слишком мало условий для возможного слияния двух стран.

По словам руководителя Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований Тамары Гузенковой (Tamara Guzenkova), официальные переговоры между двумя странами по этому вопросу не ведутся.

«Это скорее феномен унионистских настроений в политических кругах Молдавии и Румынии, причем не всех политических кругов, а их определенной части. Что касается сегодняшней ситуации, то, действительно, наблюдается политика очень интенсивного сближения двух стран. Перспектива их объединения несколько раз высказывалась как нынешним президентом Румынии, так и политическими лидерами Молдовы», — сказала она.

По ее словам, этому есть ряд препятствий. Например, сопротивление других политических и общественных кругов Молдавии или прочие объективные причины.

«В реальной политике данные утверждения об объединении не имеют основательной силы. Они больше применимы к экономическим и гуманитарным программам и решениям. Так, если политически Молдавия и Румыния являются самостоятельными государствами, то в реальности мы видим, что с точки зрения экономики Молдова утратила часть суверенитета в пользу Румынии. То же касается гражданского, культурного, языкового, информационного пространств. Огромное количество молдаван имеет двойное гражданство. Значительный контингент молдавских СМИ контролирует Румыния финансово и с точки зрения содержания. То есть со временем происходит накопление определенного потенциала, который, возможно, и завершится объединением», — пояснила она.

Тамара Гузенкова подчеркнула, что в настоящее время нельзя говорить об объединении двух стран только в контексте Молдовы и Румынии, поскольку этот процесс вызовет цепную реакцию, выходящую далеко за пределы региона.

«Это потянет за собой проблему приднестровского конфликта, гагаузы также не будут сидеть сложа руки. Тем более, что в рамках молдавской конституции они являются автономной территориальной единицей, которая также может высказывать свое мнение по этой теме. Здесь со своими вопросами появляются не только Россия и Евросоюз, но и Турция, которая также очень близка политически и территориально к этому региону. Затем Украина, у которой непростые отношения с Молдовой и еще более сложные отношения с Румынией», — сказала эксперт.

По словам эксперта Центра исследований Восточной Европы Варшавского университета Витольда Родкевича (Witold Rodkiewicz), обсуждаемая тема объединения с Румынией носит больше дискуссионный или теоретический характер.

«В практическом плане этот вопрос не стоит, поскольку ни одна из сторон не ставит себе такой цели как объединение государств. На сегодняшний день эта тема не является реальным политическим проектом. В Молдавии нет такой партии в парламенте, программа которой предусматривала бы отстаивание идеи слияния двух государств», — отметил Витольд Родкевич.

По его словам, на обсуждение эту тему выносят, в основном, журналисты и аналитики.

«Вопрос объединения Румынии и Молдавии также часто используется в качестве инструмента против политических оппонентов. Политики при содействии журналистов обвиняют соперников в том, что они поддерживают идею объединения с Румынией. Это является своего рода орудием политической дискредитации», — рассказал эксперт.

Он высказал мнение о том, что в краткосрочной перспективе вряд ли возможны какие-либо изменения.

«Обсуждение данного вопроса длится в течение последних 20 лет. И уже в 1994 году или чуть раньше было ясно, что объединение практически невозможно. Среди тех, кто поддерживает данную идею — несколько политиков и представителей партий, которые даже не входят в парламент и на сегодня не способны преодолеть проходной барьер на выборах. Кроме того, среди сторонников — некоторые культурные деятели, писатели, небольшие группы людей, которые фактически не имеют большого влияния в политике. На сегодняшний день, я повторюсь, этот вопрос не является серьезным политическим сюжетом», — резюмировал Витольд Родкевич.

По словам директора Научно-исследовательского института стратегического анализа и прогнозирования, заведующего кафедрой политологии и политических процессов Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко Ильи Галинского (Ilya Galinsky), проблема объединения нынешней Молдовы и Румынии вошла в повестку общественно-политической жизни в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. Основанием для такого политического курса стало постановление парламента Молдовы о незаконности образования МССР 2 августа 1940 года. Тем самым оно возвращало ситуацию, когда Бессарабия существовала как провинция в составе королевской Румынии.

«С тех пор периодически те или иные политические силы Молдовы раз за разом поднимают вопрос о воссоединении с «матерью-родиной» Румынией. В настоящий момент у власти в Молдове находится правящий альянс из трех политических партий, политикой и идеологией которого является ориентация на Запад, вхождение в Евросоюз и румынизация духовной жизни Молдовы. Официально объявлено, что молдавский язык — это на самом деле румынский язык, а история Молдовы — это история румын. Этот курс правящего альянса активно поддерживается президентом Румынии Траяном Бэсеску, который прилагает максимальные усилия для того, чтобы восторжествовала «справедливость» и объединение «румын» двух государств произошло как можно быстрее», — пояснил профессор Приднестровского государственного университета.

Он также отметил, что сегодня вопрос об объединении является неоднозначным.

«Дело в том, что часть политического класса Молдовы — представители левых политических сил, которые выступают против такого объединения. Кроме того, большинство населения Молдовы также не хочет вхождения в Румынию, опасаясь превращения в граждан второго сорта. Вместе с тем, социологические исследования, проведенные в Молдове, показывают, что около 70% населения готовы объединиться с Румынией, если благодаря этому они станут полноправными гражданами Евросоюза», — подчеркнул Илья Галинский.

По его словам, такому развитию событий на данный момент противодействует политическое руководство США и Евросоюза. Оно ставит вопрос следующим образом — в случае объединения, Приднестровье (Приднестровская Молдавская Республика) автоматически становится независимым признанным государством, своеобразным анклавом России, ее геополитическим опорным пунктом на юго-западе. Это во многом затруднит продвижение НАТО на Восток, «выдавливание» России из этого стратегически важного геополитического пространства, считает эксперт.

«Исходя из своих стратегических планов, Запад рекомендует правящей элите Молдовы на время «забыть» об объединении с Румынией и сконцентрироваться на вхождении в Евросоюз, но опять таки, вместе с Приднестровьем. Именно на это направлены сегодня все усилия Запада по активизации молдо-приднестровского переговорного процесса, с тем, чтобы любыми средствами и способами «вернуть» Приднестровье в политические границы Молдовы, предоставив ему статус автономной единицы. На самом деле, такой вариант вовсе не блокирует процесс объединения двух «румынских» государств», — сказал Илья Галинский.

«Как политический класс Приднестровья, так и подавляющее число его граждан руководствуются в вопросе объединения Молдовы и Румынии чисто прагматическими соображениями, а именно — чем быстрее произойдет это объединение, тем быстрее Приднестровская Молдавская Республика получит статус признанного мировым сообществом государства, поскольку объединение снимет все вопросы к Приднестровью как суверенному, независимому государству», — резюмировал эксперт.

Актуальное