16:50:39 Четверг, 25 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Принятие конкретных мер по борьбе с глобальным потеплением в Арктике не терпит отлагательств

16:15 | 07.05.2013 | Аналитика

Печать

7 мая 2013. PenzaNews. Принятие конкретных решений, направленных на борьбу с изменением климата, не терпит отлагательств, поскольку продолжающееся глобальное потепление, последствия которого наиболее отчетливо проявляются в Арктике, уже в среднесрочной перспективе может привести к полному исчезновению ледового покрова Северного Ледовитого океана в летний период. Такое мнение в интервью ИА «PenzaNews» высказал ведущий специалист по изучению арктических льдов профессор Кембриджского университета Питер Вадхэмс (Peter Wadhams).

Принятие конкретных мер по борьбе с глобальным потеплением в Арктике не терпит отлагательств

Фото: Wikipedia.org

«Когда во время своей первой экспедиции в Арктику летом 1970 года я плыл на борту канадского океанографического судна по Северо-Западному проходу, морской лед Северного Ледовитого океана прилегал к суше вдоль всего северного побережья Аляски и Северо-западных территорий, оставляя лишь небольшое — шириной в несколько миль — пространство для исследований, в ходе которых мы обнаружили таяние льда на морском дне под влиянием гребня высокого давления. Местами водная поверхность была полностью покрыта льдом, который доходил вплоть до побережья. Это было то, чего мы и ожидали. Морской лед покрывал Арктический бассейн летом и зимой, с площадью распространения 8 млн. кв. км в летний период», — отметил собеседник агентства.

По его словам, в последующие годы толщина и площадь морского льда сократились: сначала это происходило очень медленно — за десятилетие показатели снижались примерно на 3–4%, но с 2003 года процесс стал более стремительным.

«К 2007 году летний ледовый покров уже занимал лишь 4,2 млн. кв. км, и, после определенной паузы на этой отметке, в прошлом году данный показатель упал до 3,4 млн. кв. км. Сегодня судну, входящему в Арктику через Берингов пролив летом, открывается океан не скованной льдом воды. Лед же начинается всего в нескольких милях от Северного полюса, который теперь кажется из космоса не белым, а синим», — пояснил Питер Вадхэмс, добавив, что основной причиной таких изменений стало глобальное повышение температуры.

Вместе с тем ученый подчеркнул, что потепление в Арктике происходит в 2–3 раза быстрее, чем в других частях планеты.

«Средняя температура воздуха в высоких широтах — 60–90° с.ш. и ю.ш. — выросла на 1,5°C с 1980 года. С каждой зимой образуется все меньше однолетнего льда, который летом тает более интенсивно, поэтому ледовый покров истончается из года в год. Эта тенденция была выявлена еще в 1990 году с помощью гидроакустических измерений британских подводных лодок, а затем подтверждена другими данными США и Великобритании, в соответствии с которыми к 1999 году средняя толщина льда сократилась на 43%. В конечном счете, объемы таяния летом будут превышать показатели образования льда зимой, что приведет к полному исчезновению ледяного покрова», — сказал профессор Кембриджского университета.

Немаловажную роль, по его мнению, играют также и другие факторы — с нижележащими слоями воды Атлантического океана в Арктику поступает больше тепла; волны, образующиеся в открытой воде, ускоряют разрушение льда, а изменение поля ветра приводит к вытеснению многолетних толстых ледяных слоев из Арктического бассейна.

«Все это ведет к таянию льдов, что также подтверждается исследованиями Веслава Масловского (Wieslaw Maslowski) из Военно-морской аспирантуры США и проектом PIOMAS Вашингтонского университета. При этом климатические модели, используемые Межправительственной группой экспертов по изменению климата, не смогли предсказать такое отступление льдов, однако, несмотря на это, некоторые национальные метеорологические центры упорно выбирают именно их для прогнозирования ситуации», — отметил Питер Вадхэмс.

Тем не менее, по словам эксперта, пока хоть какое-то количество льда покрывает океан летом, температура вблизи его поверхности будет держаться около 0°C, потому что поглощаемое солнечное излучение растапливает лед прежде, чем прогревает воду.

«Морской лед, даже будучи тонким, со стопроцентной эффективностью продолжает выполнять функции кондиционирования океана и атмосферы. Но как только он исчезнет, под воздействием летних солнечных лучей вода, как и атмосфера, может начать прогреваться быстрее. Скрытое тепло является чрезвычайно мощным буфером — количество тепла, необходимое для того, чтобы растопить лед, способно нагреть такое же количество воды до 80°C. Сложно предположить, как можно будет восстановить летний ледяной покров океана после того, как он полностью растает. Мы наблюдаем процесс, который был назван «арктической спиралью смерти», — сказал британский исследователь.

По его подсчетам, потеря последних 4 млн. кв. км льда окажет такой же эффект повышения температур, как выбросы углекислого газа за последние 25 лет.

«Если поверхность, покрытая тающим льдом, превратится в открытую воду, ее альбедо — доля отраженного солнечного излучения — снизится с 0,6 до 0,1. Между тем одна треть Северного Ледовитого океана состоит из шельфовых морей глубиной лишь 50–200 метров, где потепление в результате схода льда может распространиться также и на морское дно. Относительно теплая вода будет способствовать таянию реликта ледникового периода — донной вечной мерзлоты, высвобождая огромные запасы метана, согревающий эффект которого в 23 раза превосходит показатели углекислого газа», — пояснил ученый.

Он добавил, что участники возглавляемых Игорем Семилетовым (Igor Semiletov) российско-американских экспедиций в Восточно-Сибирское море уже наблюдали выбросы метана, а измерения содержания этого газа в атмосфере после нескольких лет стабильности снова показали его рост, указывая на Арктику как на основной источник выброса.

«В долгосрочной перспективе единственным ответом является сокращение выделения углекислого газа в атмосферу и замена топлива на возобновляемые источники энергии, в том числе, и ядерную энергетику с использованием ториевых циклов. Однако человечество не предпринимает необходимых мер, а уровень содержания углекислого газа в атмосфере продолжает расти с экспоненциальной скоростью», — подчеркнул Питер Вадхэмс.

Между тем временным решением, по его словам, может стать геоинженерия, комплекс мер которой, в частности, предусматривает придание белого цвета облакам нижнего яруса посредством распыления в них морской воды. Этот способ был предложен Джоном Латэмом (John Latham), а затем развит другими исследователями, среди которых Стивен Солтер (Stephen Salter) из университета Эдинбурга.

«Еще одним методом является распыление твердых частиц в воздухе на большой высоте, при котором образующаяся аэрозольная взвесь отражает солнечное излучение. При этом каждый из подобных способов должен применяться непрерывно, поскольку отмена этих мероприятий снова запустит процесс потепления, причем в ускоренном темпе», — отметил профессор Кембриджского университета.

По его словам, подобные решения не могут нейтрализовать прямые последствия увеличения углекислого газа в атмосфере — например, окисление океана, — однако позволят выиграть время.

«Тем не менее, существует множество практических и этических трудностей, связанных с проектированием технологии управления солнечным излучением над Арктикой. Известно, что вечная мерзлота исчезает, провоцируя выделение метана, потому что шельфовые воды нагреваются в результате уменьшения ледовитости океана в летний период. Следовательно, необходимо восстановить летний ледовый покров Арктики, чтобы избежать метановой катастрофы, которая будет сопровождать последствия снижения альбедо. В этом контексте возникает вопрос о возможности местно воздействовать на арктический морской лед, не оказывая влияния на все остальные регионы планеты», — сказал эксперт, подчеркнув, что восстановить уже исчезнувший лед удастся, только повернув процесс потепления вспять, а не снизив его скорость.

Однако, несмотря на то, что такие методы, как «отбеливание» облаков или химический выброс, могут применяться непосредственно в регионе, их побочное влияние на атмосферные осадки и температуру, по мнению ученого, не будет ограничиваться Арктикой и может стать глобальным.

«Это подтверждает необходимость проведения серьезных исследований и моделирования. Но делать это нужно немедля, потому что человечество больше не может позволить себе откладывать принятие решений и планировать сокращение выбросов углекислого газа на удобную дату в будущем. Мы должны действовать сейчас», — резюмировал Питер Вадхэмс.

Актуальное