11:04:34 Пятница, 19 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Иракский конфликт требует дипломатических шагов и новой стратегии борьбы с терроризмом

14:36 | 08.07.2014 | Аналитика

Печать

8 июля 2014. PenzaNews. Боевики группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), захватившей ряд территорий в Сирии и на севере Ирака, в первый день священного месяца Рамадан, 29 июня, объявили о создании на подконтрольной им земле так называемого «Исламского халифата» и потребовали от мусульман по всему миру присягнуть ему на верность.

Иракский конфликт требует дипломатических шагов и новой стратегии борьбы с терроризмом

Фото: Flickr.com

В сообщении, опубликованном в сети Интернет, говорится, что группировка меняет название на «Исламское государство» (ИГ), а ее лидер Абу Бакр аль-Багдади (Abu Bakr al-Baghdadi), официально внесенный США в октябре 2011 года в список особо опасных террористов, назначен «халифом» и «главой всех мусульман».

Заявление ИГИЛ было сделано на фоне продолжающегося вооруженного конфликта в Ираке между правительственными силами и экстремистами, которых поддерживают сунниты, выступающие против текущего курса руководства страны, бывшие военные из армии Саддама Хусейна, а также мелкие террористические формирования.

Вместе с тем 4 июля президент автономного Иракского Курдистана Массуд Барзани (Masoud Barzani), недовольный политикой властей и премьер-министра, шиита Нури аль-Малики (Nouri al-Maliki), заявил о намерении провести референдум о независимости.

По мнению зарубежных обозревателей, сложившаяся ситуация поставила страну на грань раскола. С их точки зрения, разделение Ирака на несколько суверенных государств не только не успокоит волнения на Ближнем Востоке, но и, напротив, будет лишь способствовать еще большей дестабилизации региона и возникновению новых конфликтов.

В целом же иностранные журналисты охарактеризовали идею халифата ИГИЛ как антиисторическую и противоречивую, а исламские богословы и вовсе назвали ее ересью.

«Исламский халифат нельзя восстановить силой. Оккупация страны и убийство половины ее населения не есть провозглашение исламского государства, это — терроризм», — заявил высокопоставленный представитель университета аль-Азхар, шейх Аббас Шуман (Abbas Shuman).

Профессор Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета Надье Аль-Али (Nadje Al-Ali) подчеркнула, что причинами конфликта являются вторжение США в 2003–2011 годах, лишение суннитского меньшинства их прав в ходе американской военной операции, а также усилившаяся по всему миру террористическая активность на религиозной почве.

«Еще одной причиной, конечно же, является конфликт в Сирии и усилившийся исламский экстремизм на волне сопротивления режиму Башара Асада (Bashar Assad)», — сказала эксперт в интервью ИА «PenzaNews».

Вместе с тем она отметила, что стороны конфликта не учитывают интересы множества граждан Ирака — в частности, смешанных суннито-шиитских семей.

«Многие жители не считают себя причастными к какой-либо из сторон», — добавила Надье Аль-Али.

Эксперт призвала к скорейшему урегулированию конфликта и указала на то, что военное вмешательство со стороны мирового сообщества приведет к ухудшению ситуации на годы вперед.

«По моему мнению, крайне важно найти политическое решение», — подчеркнула она.

Однако профессор Майнцского университета Иоганна Гуттенберга, исследователь Арабского Востока Гюнтер Майер (Günter Meyer) счел вероятность дипломатического урегулирования иракского конфликта ничтожной.

«Возможность найти политическое решение конфликта отсутствует, поскольку активисты ИГ не намерены идти на какой-либо политический компромисс», — подчеркнул он.

Вместе с тем эксперт отметил, что военное столкновение с террористами приведет к долгой и кровопролитной войне — в основном из-за статуса группировки и многочисленности ее сторонников.

«Благодаря искусному использованию Интернета и социальных сетей ИГ стало самой привлекательной джихадистской организацией на мировом уровне», — пояснил исследователь.

Однако военные успехи группировки, как подчеркнул Гюнтер Майер, также обусловлены поддержкой бывших членов вооруженных сил, служивших при Саддаме Хусейне (Saddam Hussein), и представителей социалистической партии «Баас», запрещенной в Ираке.

«Несмотря на многочисленные идеологические разногласия, ИГ и суннитское сопротивление объединили силы против шиитского правительства и его противоречивой политики», — сказал эксперт.

Тем не менее он указал на то, что после заявление о создании «Исламского халифата» против террористов начали бороться курдские военизированные формирования и ополченцы из числа шиитов. Также военно-техническую помощь властям Ирака оказали Иран, Сирия, Россия и США. По мнению Гюнтера Майера, это позволяет утверждать, что террористы потерпят поражение в долгосрочной перспективе, но не без серьезных последствий для региона.

«В конечном итоге группировка ИГ будет побеждена, так как она изолирована на Ближнем Востоке. Однако ее поддерживают местные джихадисты, что может повлечь за собой еще большую дестабилизацию обстановки в Ливане, Иордании, Саудовской Аравии и Кувейте», — пояснил эксперт.

В свою очередь старший аналитик Международной группы по предотвращению кризисов Ноа Бонси (Noah Bonsey) отметил, что поражению экстремистов могут способствовать внутренние разногласия.

«Уже заметно напряжение между ИГИЛ и нерадикальными повстанцами-суннитами, присоединившимися к борьбе. Я считаю, что оно будет только расти. Недавнее заявление ИГИЛ о создании «Исламского халифата» способствует обострению их отношений, поскольку такой шаг свидетельствует о желании группировки в конечном итоге единолично контролировать земли, на которых проживают сунниты», — сказал он.

«Нерадикальные участники восстания будут играть ключевую роль, если они решат пойти против ИГИЛ — или из-за того, что лидерам суннитов предоставили настоящую власть в управлении страной, или из-за агрессии самой группировки против них, или по обеим причинам сразу. Их сопротивление может стать жизненно необходимым, чтобы замедлить, а затем и обратить вспять наступление ИГИЛ», — продолжил мысль аналитик.

При этом Ноа Бонси подчеркнул, что строго военного решения сложившегося конфликта нет, поскольку группировка за последние несколько лет наладила эффективные каналы финансирования и снабжения ресурсами, в частности, сирийской нефтью и захваченным оружием.

По мнению эксперта, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, руководство Ирака должно прекратить следовать тактике религиозного раскола и позволить суннитам участвовать в управлении государством.

«Авторитетным членам суннитской общины должна быть передана власть, которая позволила бы им играть заметную роль в правительстве», — пояснил Ноа Бонси.

В свою очередь заведующий отделом Ближнего Востока Общества защиты угнетенных народов Камаль Сидо (Kamal Sido) высказал мнение, что необходимо также учитывать роль курдской общины при разрешении конфликта.

«Курды в Сирии уже 2-3 года борются почти в одиночку против этой группировки. Никто, даже Россия, не оказывает им помощь в борьбе с этим злом», — подчеркнул он.

Также, по словам правозащитника, против ИГИЛ выступают христиане, ассирийцы, халдейцы, арамейцы и представители других конфессий.

Вместе с тем Камаль Сидо отметил, что главной причиной конфликта стала потеря суннитской общиной их привилегий после свержения режима Саддама Хусейна и некомпетентность кабинета Нури аль-Малики.

«Новый кризис в Ираке возник из-за больших проблем между суннитами, шиитами и курдами, и правительство Нури аль-Малики не смогло решить эти проблемы», — пояснил он.

Говоря о неожиданных успехах ИГИЛ, Камаль Сидо выделил две причины, одной из которых является поддержка группировки состоятельными людьми из ряда стран Ближнего Востока, таких как Катар, Саудовская Аравия и Турция.

«Даже если официально государства и правительства не поддерживают ее, то люди, которые помогают этой группировке, живут и работают на территории Турции, Саудовской Аравии и Катара», — отметил эксперт.

Другой причиной успехов «Исламского государства», по его мнению, является умелое использование современных технологий для подъема своей популярности, включая YouTube, Twitter, Facebook и Vibber.

С точки зрения Камаля Сидо, дальнейшее развитие ситуации во многом зависит от того, смогут ли сунниты, шииты и курды договориться между собой. При этом эксперт не исключил возможности раскола Ирака, если компромисс все же не будет найден.

«Если курды, сунниты и шииты не договорятся между собой, то тогда надо создать три государства или организовать конфедерацию между ними в этом регионе», — предположил он.

Вместе с тем правозащитник подчеркнул, что международному сообществу необходимо предотвратить рост влияния «Исламского халифата», который может стать рассадником терроризма по всему земному шару, и призвал мировых лидеров воздействовать на источники финансирования группировки.

«Нужно давить на Турцию, Саудовскую Аравию и Катар, чтобы деньги и оружие не дошли до экстремистов», — пояснил Камаль Сидо.

В свою очередь эксперт центра Карнеги в Бейруте по вопросам политики Ближнего Востока Марио Абу Зеид (Mario Abou Zeid) указал на то, что странам региона необходимо объединиться против «Исламского халифата», представляющего угрозу для суверенитета целого ряда государств.

«ИГИЛ не признает существующие границы в Ближнем Востоке и стремится к масштабному расширению своей территории», — подчеркнул эксперт.

Говоря о причинах текущего конфликта, исследователь обратил внимание на затяжной политический кризис, который способствовал раздробленности населения страны.

«Правительство, созданное под руководством Нури аль-Малики после ухода солдат США из Ирака, было целиком и полностью нацелено на усиление влияния шиитской общины вместо того, чтобы сформировать правительство национального единства, в котором было бы представлено большинство фракций страны. Суннитская община в Ираке находилась, образно говоря, в состоянии депрессии, что и привело к столь колоссальному расширению организации ИГИЛ», — сказал Марио Абу Зеид.

Также эксперт добавил, что формирующиеся для обороны страны от экстремистов военные группы в основном создаются из числа шиитов. По его мнению, это заставляет суннитов, уже находящихся в невыгодном положении и обделенных государством, присоединяться к террористам ради борьбы на религиозной почве. Именно поэтому, с точки зрения Марио Абу Зеида, первый шаг к выходу страны из кризиса должен носить дипломатический характер.

«Суннитскому сообществу и старейшинам суннитских племен должны дать присоединиться к политической власти в Багдаде. Это станет первым шагом к разрешению конфликта с точки зрения отчуждения суннитов», — пояснил аналитик.

Вместе с тем, по мнению Марио Абу Зеида, руководству Ирака и мировому сообществу необходимо осознать, что представляет из себя группировка ИГИЛ, изменившая саму идею терроризма.

«Под руководством Абу Бакра аль-Багдади ИГИЛ действует как террористическая организация нового типа», — сказал он.

С точки зрения эксперта, усовершенствованная модель экстремистской организации требует создания новой антитеррористической стратегии.

«В отношении террористических организаций существовали традиционные методы противодействия им и последствиям их деятельности. С появлением столь развитой террористической организации, как ИГИЛ, и ее новым приемам, должна появиться и новая стратегия противодействия терроризму. Нельзя бороться против ИГИЛ так же, как боролись против других террористов», — подчеркнул Марио Абу Зеид.

Кроме того, по мнению аналитика, Западу необходимо избегать какого-либо рода военного вторжения в конфликт.

«Если любая западная держава решит вмешаться, это вызовет ненависть к международному сообществу, особенно внутри суннитской общины. Подобный шаг поможет ИГИЛ стать в глазах народа группой сопротивления иностранной агрессии», — пояснил он.

Подводя итог, эксперт призвал лидеров стран по всему миру способствовать разрешению конфликта — поддержать иракскую армию в их самостоятельной борьбе против ИГИЛ, не прибегая к прямому военному вмешательству.

Актуальное