Вопрос целостности страны не снят с повестки дня — политолог Анатолий Бодров
Печать
Пенза, 8 декабря 2011. PenzaNews. Пензенский политолог Анатолий Бодров в годовщину подписания соглашения о создании Содружества независимых государств, которая отмечается в России 8 декабря, провел сравнительный анализ обстановки в стране в 1991 году и в настоящее время.
По его словам, возможными причинами распада СССР могли стать развитие конфедеративного устройства, различные экономические условия функционирования субъектов и существование параллельных милитаризированных структур.
Анализируя политическую ситуацию, сложившуюся в стране к 1991 году, Анатолий Бодров отмечает, что процессы дезинтеграции республик начались еще в 60-годы. В качестве примера он приводит массовые выступления абхазского населения с требованием вывода автономии из состава Грузинской ССР в апреле 1957 года.
По мнению политолога, к 80-м годам ХХ века проблемы стали приобретать больший масштаб.
«Политическое руководство своими действиями не решало проблему, а, наоборот, «разгоняло» процесс по усилению конфедеративных отношений внутри страны», — утверждает Анатолий Бодров.
Исследуя экономические причины распада Советского Союза, политолог в числе основных называет создание совместных предприятий на территории СССР и развитие кооперации, которые в результате привели к недовольству ряда республик тем, что они «кормят» другие.
Анатолий Бодров придерживается мнения, что третья причина распада союзного государства — существование параллельных милитаризированных структур — также имела место в 90-годы в Советском Союзе. Так он, в частности, упоминает Национальную гвардию в Грузии и вооруженные силы в Нагорном Карабахе и Фергане.
«Проецируя вышеперечисленное на современное состояние государственности Российской Федерации, необходимо предупредить о том, что с повестки дня вопрос целостности страны не снят», — подчеркивает эксперт.
Он обращает внимание на то, что с момента основания России в стране идет процесс дезинтеграции субъектов. Образование федеральных округов, предполагавшее исполнение на государственном уровне управленческих задач, направленных на преодоление неудовлетворенности состоянием законности в субъектах, политолог сравнивает с «декорацией».
«С 2009 года, с момента отмены всенародных выборов руководителей регионов, представительства федеративных округов фактически стали институтом власти, дублирующим исполнительные органы на местах», — считает Анатолий Бодров.
Он отмечает также, что в ряде республик действуют национальные конституции, принципы которых не обогащают федеративность России, а вносят управленческий диссонанс, как, например, равноправие двух языков в Татарстане, курс на построение мононационалистических республик на Кавказе.
Кроме того, одним из важнейших свидетельств процесса нарушения целостности страны Анатолий Бодров называет принятие нормативно-правовых актов, исполнение которых в разных субъектах федерации различное.
«Современные законодатели дошли то того, что специально изменили Административный Кодекс для жителей городов Москвы и Санкт-Петербурга в части уплаты штрафов нарушителями ПДД. При федеративном устройстве страны такого быть не может», — резюмирует политолог.