Если Вы хотите бесплатно получать ежедневную рассылку новостей ИА «PenzaNews» по электронной почте, пожалуйста, отправьте со своего e-mail на адрес info@penzanews.ru письмо с темой «Подписка».
Отправляя письмо, Вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
Пенза, 17 сентября 2015. PenzaNews. Исполнительный директор фонда местного сообщества «Гражданский Союз» Олег Шарипков публично представил второй отчет о состоянии гражданского общества в Пензенской области в ходе в ходе встречи с журналистами, которая состоялась в пресс-центре информационного агентства «PenzaNews» в четверг, 17 сентября.
Перед тем, как непосредственно озвучить итоги проделанной на протяжении 8–9 месяцев работы, Олег Шарипков поблагодарил всех пришедших на мероприятие, среди которых были не только представители СМИ, и акцентировал их внимание на том, чем вообще занимаются некоммерческие организации.
«Буквально два дня назад разговаривал с одним человеком и понял, что люди не до конца понимают суть работы некоммерческих организаций. Вкратце. Есть три сектора экономики: государственный сектор, бизнес-сектор и общественный сектор. Государственный сектор занимается большими группами людей — например, всеми пенсионерами, всей молодежью и так далее. И его особенность в том, что он не видит отдельного человека или очень трудно замечает, когда тот начинает вопить во все горло. Это особенность государственного сектора. Бизнес-сектор видит всех, каждого человека, и готов оказать ему любые услуги, но за деньги. Общественный сектор как раз видит каждого отдельного человека и готов ему оказать услуги совершенно безвозмездно или иногда беря плату, которая несопоставима с государственным или бизнес-сектором. Такая краткая модель принята во всем мире, не только в России, и вполне адекватна», — пояснил ньюсмейкер.
«Этот охватывает 2014 год и первую половину 2015-го. За это время существенно изменилась Россия, сектор общественных организаций в регионе также претерпел большие изменения. Формат отчета также изменился. Предыдущий был сборником экспертных мнений по разным аспектам развития гражданского общества в Пензенской области, этот представляет собой оценку фондом «Гражданский Союз» развития сектора социально ориентированных НКО и городских сообществ, полученную на основе фокус-групп по 9 направлениям, анализа отчетов органов власти и глубинных интервью с экспертами и журналистами», — сказал Олег Шарипков.
Он уточнил, что в ведомственном реестре некоммерческих организаций министерства юстиции РФ, по данным на 2014 год, содержатся сведения о 1 тыс. 900 некоммерческих организациях, зарегистрированных в Пензенской области.
«Для сравнения: по данным налоговой службы на октябрь 2014 года, общее число зарегистрированных юридических лиц в Пензенской области — 26 тыс. 929. Некоммерческие организации составляют 7% от числа всех зарегистрированных юридических лиц в Пензенской области», — отметил исполнительный директор фонда «Гражданский Союз».
По его словам, для определения основных направлений деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, создатели отчета, взяв за основу реестр Минюста РФ по Пензенской области, исключили из него спортивные и религиозные организации, автошколы, образовательные учреждения, отраслевые бизнес-сообщества, частные дошкольные учреждения и СМИ.
«Всего в списке социально ориентированных НКО оказалось 444 организации. При этом наблюдается явный перекос в сторону ветеранских, инвалидных и детских организаций, а также благотворительных фондов. В реальности, работающих активных социально ориентированных НКО больше всего среди благотворительных фондов — около семи организаций. Из инвалидных и ветеранских организаций активных только 2–3. Молодежные и детские организации в подавляющем большинстве 99% — это организации с государственным или муниципальным участием. Иными словами, руководители таких НКО — или чиновники, или по совместительству руководители, или сотрудники муниципальных организаций. Еще один вариант, когда руководители таких организаций так или иначе контролируются чиновниками», — пояснил Олег Шарипков.
Кроме того, он добавил, что 10% от числа зарегистрированных НКО в регионе являются активными организациями, а 10% от числа активных — профессиональными.
«Под активными мы понимаем, что НКО хотя бы один раз в год проводит свое мероприятие или участвует в общих общественных или социальных мероприятиях. А под профессиональными — что НКО работает 5 дней в неделю 8 часов в день и имеет штат оплачиваемых сотрудников не менее двух человек», — сказал общественник.
Также он акцентировал внимание на таком понятии, как «городские сообщества», объяснив, что именно создатели отчета под ним подразумевают.
«Это люди, самостоятельно объединившиеся на основе общей территории или общей идеи для создания общественно полезного продукта. В ситуации деятельности городских сообществ на территории муниципалитетов присутствует такой феномен как взаимное непризнание. Органы власти считают, что раз нет юридического лица, то никаких городских сообществ не существует. Сами сообщества в своей деятельности тоже в очень редких случаях взаимодействуют с органами власти. При этом о реальной численности городских сообществ и тем более количестве людей, которые в них входят в Пензе и области, объективных данных не существует», — отметил Олег Шарипков.
Вместе с тем он сообщил, что по оценкам «Гражданского Союза, которые базируются на регистрации людей из сообществ на таких мероприятиях, как форум городских сообществ, семинары, фестиваль «Добрая Пенза», форум «Поиск провинции» и других, активных сообществ, которые «хотя бы раз в год встречаются и что-то делают в «реале» не более 30», а общее количество — не более 70–80.
«Косвенно, активность и мощность самых многочисленных городских сообществ можно оценить по такому показателю как регистрация новых НКО. Дело в том, что сообщества, достигшие определенного размера по количеству членов и по количеству привлекаемых и расходуемых средств, просто вынуждены регистрировать юридическое лицо, и, как правило, это НКО», — предположил ньюсмейкер.
Кроме того, он коснулся вопроса об экономики НКО и городских сообществ, приведя конкретные цифры финансирования.
«В Пензенской области существует областная программа финансовой поддержки НКО. Если в 2011–2012 годах программа вызывала справедливую критику со стороны НКО, поскольку всего 7 организаций получали свыше 50% всего бюджета программы, то с 2013 года, а особенно в 2014 году, распределение средств программы стало более осмысленным и равномерным. Доступ к поддержке получили многочисленные небольшие организации, которые ранее никогда не получали госсубсидий, и благодаря которой они смогли предоставить своим клиентам — участникам или целевой группе — больше социальных услуг и сервисов. Так в 2013 году поддержку получили 28 НКО на общую сумму 1,5 млн. рублей, а в 2014 году — 84 НКО на общую сумму 13,8 млн. рублей», — сказал Олег Шарипков.
Он напомнил, что в 2015 году впервые за последние 15 лет администрация Пензы провела собственный конкурс на поддержку социальных проектов для ТОСов, ТСЖ и НКО, а общая сумма финансирования составила около 6 млн. рублей.
По словам исполнительного директора фонда «Гражданский Союз», бюджет пензенских некоммерческих организаций составляет от 50 тыс. до 3 млн. рублей в год, а общий бюджет всех НКО — около 100 млн. рублей в год.
«Это составляет незначительную сумму в масштабе региона. Число занятых в секторе, по нашим оценкам, находится у отметки 1 тыс. человек или чуть выше», — сказал он.
Кроме того, Олег Шарипков высказал мнение, что локальный пик активности НКО и городских сообществ пришелся на 2012–2013 годы.
«Во время этого пика в общественный сектор было рекрутировано множество новых людей из всех сфер экономики, в том числе из бизнеса и госсектора. Они придали новый импульс развитию. В это время образовались такие пензенские НКО, как общественное движение «Гражданский контроль», фонд «Рука помощи бездомным животным», общественная организация «За права человека», фонд поддержки городских инициатив Заречного и другие. Зародились или приобрели межрегиональный масштаб многие городские инициативы, в том числе фестивали «Jazz May» и «Добрая Пенза», благотворительные спектакли в Пензе и Заречном, интеллектуальный парк «Академия», «Блогеры против мусора», чайная студия и так далее. Но уже к середине 2014 года активность, особенно в секторе НКО, резко пошла вниз. Некоторые из вновь созданных НКО фактически закрылись. Также стали закрываться или перестали работать некоторые некогда сильные профессиональные НКО, например, фонд «Анти-СПИД». В среде городских сообществ также наблюдается разобщенность и растерянность. Некоторые инициативы прекратили свое существование. Например, «Блогеры против мусора». На мероприятия НКО и городских сообществ приходит меньше людей, несмотря на то, что они стали качественнее, профессиональнее, а тематика тщательно подбирается под целевые группы», — сказал общественник.
В завершение презентации он дал несколько рекомендаций некоммерческим организациям, которым приходится подстраиваться не только под новые экономические реалии, но и под ужесточающееся федеральное законодательство.
«Я бы советовал некоммерческим организациям сейчас по максимуму диверсифицировать свои источники поступления. Поскольку мы сейчас видим «заливание деньгами». Смотрите — это как вода в кране. Сейчас она течет, брызжет, и в один прекрасный момент, а он может настать и завтра, кран — хоп и закроется совсем. Оттуда даже капать не будет. И вот эти все организации, кто ориентирован на стерилизацию наличности, сразу умрут. Моментально. И те организации, которые в большей степени ориентированы на государственные программы, очень сильно просядут и будут влачить жалкое существование. То есть надо сейчас по максимуму, пока есть такая тенденция, пока есть эти деньги государственные, диверсифицировать свои источники поступления. А их сейчас тоже достаточно ограниченное количество», — сказал Олег Шарипков.
Он посоветовал также ориентироваться на бизнес, частные пожертвования, создавать целевой капитал и работать вместе с городскими сообществами.
«Несмотря на кризис, пожертвования от бизнеса продолжаются, мы чувствуем это по себе. Они небольшие, но они есть. […] Частные пожертвования. Люди стали давать гораздо больше и чаще. Если их интересует проблема, они готовы даже сами участвовать, а не просто по принципу «деньги дал — и забыл». […] Целевой капитал — капитал местного сообщества. Мы собрали достаточно серьезную, по нашим меркам, сумму — у нас сейчас 6 млн. 100 тыс. рублей, — отправили в финансовую управляющую компанию, которая будет ежегодно перечислять финансовые результаты, на которые мы, собственно, и будем поддерживать эти различные общественные инициативы. […] Ну и, наверное, самое важное, что нужно делать — это все-таки постараться работать вместе с городскими сообществами», — резюмировал Олег Шарипков.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter