Власти Пакистана должны полагаться на внутренние ресурсы страны в борьбе с терроризмом — эксперт
Печать
15 марта 2017. PenzaNews. Серия февральских взрывов, потрясшая Пакистан, оставила глубокий след в сознании граждан, заставив их чувствовать страх перед лицом террористической угрозы. Об этом пишет исследователь Института стратегического видения в Исламабаде Бабар Хан Боздар (Babar Khan Bozdar) в своей статье «Внутренние проблемы безопасности Пакистана и страх незащищенности», опубликованной в зарубежных СМИ.
Фотография © PenzaNews Купить фотографию
«Пакистан противостоит серьезным внутренним угрозами безопасности. Игроками, так или иначе влияющими на состояние дел в данной сфере, являются соседние государства, мигранты и ряд группировок с различными названиями и методами борьбы. […] Кроме того, Пакистан сталкивается с жестким сопротивлением сплоченных религиозных партий и другими видами внутренних и внешних угроз, наиболее серьезными из которых являются индо-афганская проблема и приток афганских беженцев, не прекращающийся с 1980 года», — отмечает автор публикации.
По его словам, сотрудники пакистанской службы безопасности не исключают возможность скоординированного нападения со стороны Индии и Афганистана, направленного на раздробление государства по этническому признаку.
«Многие афганские беженцы в Пакистане выступают в роли координаторов, шпионов и двойных агентов. Они связаны с террористическими организациями в Афганистане и запрещенными группировками внутри страны. Тем не менее Пакистан продолжает принимать потоки мигрантов», — отмечает эксперт.
По его мнению, попытка решить эту сложную проблему является своего рода испытанием для пакистанского правительства.
«В докладе Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев отмечается, что в Пакистане проживает 1,6 млн. зарегистрированных беженцев. Причем основная масса мигрантов не имеет регистрации. Более того, ежегодно в Пакистане рождается 60 тыс. афганских детей. Если сравнить эти цифры с данными пакистанской провинции Белуджистан, мы увидим, что скоро ее коренное население ― белуджи ― окажется в меньшинстве. Приезжие уже захватили значительную долю ресурсов Белуджистана, и это приведет к конфликту», — пишет Бабар Хан Боздар.
По его словам, в отношении Исламабада разработаны сразу три стратегические военные доктрины ― «Холодный старт», афгано-пакистанская стратегия США и концепция войны четвертого поколения.
«Холодный старт» ― это военная доктрина, созданная индийскими военными для использования в возможной войне с Пакистаном. Она предполагает ведение наступательных операций различными родами войск в составе единых боевых групп. В рамках этой стратегии на границе с Пакистаном разворачивается более 80% индийских войск. Ответом пакистанской армии на эту угрозу стало проведение целой серии военных игр и учений «Azm-e-Nau», — поясняет аналитик.
«Афгано-пакистанская стратегия США представляет собой еще одну угрозу национальной безопасности Пакистана. В соответствии с данной доктриной, центральной проблемой, стоящей перед американцами в регионе Южной Азии на сегодняшний день, является не «Аль-Каида» и «Талибан», а армия Пакистана. В свою очередь концепция войны четвертого поколения представляет особую опасность, которую невозможно отразить силами армии, поскольку используемые методы направлены на дезинформацию гражданского населения и создание анархии и неопределенности. Следовательно, ответственность за отражение этой угрозы лежит в большей степени на государственных СМИ и самом обществе страны», — пишет автор.
Он также напоминает, что серия взрывов в Пакистане произошла вскоре после официального объявления о проведении финала Суперлиги по крикету в Лахоре ― административном центре провинции Пенджаб на северо-востоке страны. Примечательно, что решение о возвращении чемпионата в Пакистан было принято властями впервые спустя 8 лет после трагедии в 2009 году, когда автобус сборной Шри-Ланки по крикету атаковали террористы, а все матчи стали проводится в Объединенных Арабских Эмиратах.
«Власти утверждают, что террористы пытаются дестабилизировать Пакистан, атакуя легкодоступные мишени. При этом враг уже находится внутри страны, являясь частью сообщества мигрантов или членом одной из местных группировок. Внешние же игроки выступают лишь своеобразным «приложением», создающим дополнительное напряжение. Таким образом, в Пакистане остро стоит необходимость в проведении тщательных проверок, а не мониторинга [за потенциальными преступниками]», — полагает аналитик.
По его мнению, в настоящее время Пакистан переживает тот период, когда множество внутренних проблем в значительной степени усугубляется наличием ряда внешних факторов и вовлеченностью других заинтересованных сторон.
«При исключении всех внешних игроков внутренние проблемы останутся, однако их решение будет не таким сложным, как сейчас. Сегодня на карту поставлена внутренняя безопасность Пакистана. Десятки человек погибли, сотни были ранены в результате недавних терактов. Жертв трагедии, произошедшей 16 февраля в городе Сехван-Шариф в провинции Синд, оплакивал весь народ ― граждан охватил сильнейший страх незащищенности, терроризм стал наиболее обсуждаемой темой среди простого населения. Чтобы справиться с этой проблемой и противостоять боевикам, власти страны начали новую операцию «Radul Fasad», предусматривающую использование разведывательных данных для искоренения терроризма в Пакистане. Многие военные уже пожертвовали своими жизнями ради мирного будущего, но полностью победить террористов не удалось, ― враг затаился внутри страны, и, судя по последним атакам, сегодня он стал еще более жестоким и мощным», — отмечает Бабар Хан Боздар.
На его взгляд, безопасность в Пакистане тесно связана с ситуацией в Афганистане.
«Исламабад заинтересован в мирном Афганистане. Для того чтобы справиться с этими серьезными проблемами, Пакистану необходимо усилить безопасность на границах, а также ужесточить контроль над племенными районами», — полагает эксперт.
При этом, по его мнению, властям не стоит ожидать многого от сотрудничества с Кабулом.
«Вместо этого Пакистан должен полагаться на свои собственные методы и средства для обеспечения безопасности в приграничной зоне. Эти меры расширят потенциал государства и предоставят ему возможность успешно контролировать выход из афганского противостояния», — резюмирует автор статьи.