15:56:16 Суббота, 20 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Новые санкции не смогут сильно повлиять на сроки окончания строительства «Северного потока-2»

12:57 | 01.06.2020 | Аналитика

Печать

1 июня 2020. PenzaNews. Заявления посла США в ФРГ Ричарда Гренелла (Richard Grenell) о планах Вашингтона ввести новые санкции против проекта «Северный поток-2» свидетельствуют о доминировании в Соединенных Штатах политиков, которые используют энергетический фактор в русле антироссийской и антиевропейской политики. Об этом заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова (Maria Zakharova) на брифинге 28 мая.

Новые санкции не смогут сильно повлиять на сроки окончания строительства «Северного потока-2»

Фото: Axel Schmidt, Nord-stream2.com

«Подобные далекие от дипломатии заявления говорят о том, что даже в нынешние непростые времена в Вашингтоне продолжают набирать обороты и активны силы, которые намерены диктовать другим странам, какую энергетическую политику им надлежит осуществлять. При этом полностью игнорируются и международное право, и рыночные принципы, и, конечно, экономические интересы партнеров», — сказала она.

Как напомнила дипломат, с российской стороны неоднократно подчеркивалось, что «Северный поток-2» является чисто экономическим проектом, который повысит энергобезопасность Европы, укрепит ее экономический потенциал и будет способствовать переходу к низкоэмиссионной энергетике.

«Видимо, Соединенные Штаты Америки решили продолжить курс на снижение в своих интересах конкурентоспособности европейских компаний и навязывание силой американских товаров, включая сжиженный газ. Эта линия смотрится странно, цинично на фоне осуществления значительным числом стран серьезных мер по стабилизации энергетических рынков. Напомню, это отвечает интересам, собственно, и американских компаний. И, конечно, вызывает сожаление, что в Вашингтоне доминируют политики, чей такой стиль — не развитие взаимовыгодного международного сотрудничества в энергетической сфере, а использование энергетического фактора для продолжения антироссийской и, по сути, в общем-то, антиевропейской политики, потому что речь идет о европейских энергетических проектах», — указала Мария Захарова.

Решение о создании «Северного потока-2», как отмечается на сайте «Газпрома», основано на успешном опыте строительства и эксплуатации газопровода «Северный поток». Его акционеры в октябре 2012 года рассмотрели предварительные результаты технико-экономического исследования строительства третьей и четвертой ниток газопровода и признали, что оно будет экономически целесообразным и технически осуществимым.

Точкой входа «Северного потока-2» станет район Усть-Луги Ленинградской области. Далее газопровод пройдет по дну Балтийского моря и выйдет на территории Германии около Грайфсвальда — недалеко от точки выхода «Северного потока». Протяженность маршрута составляет более 1,2 тыс. км. Совокупная мощность двух ниток «Северного потока-2» — 55 млрд. кубометров газа в год.

Реализацией проекта занимается Nord Stream 2 AG. В апреле 2017 года она подписала с компаниями ENGIE, OMV, Royal Dutch Shell, Uniper и Wintershall соглашения о финансировании проекта газопровода. В сентябре 2018-го была начата укладка труб в Балтийском море. К настоящему времени газопровод построен на 93%.

В декабре 2019 года из-за санкций США швейцарская Allseas, которая занималась укладкой труб для «Северного потока-2», остановила работы и отвела все суда из района строительства.

По мнению ряда экспертов, политизация экономического проекта, против которого выступают в странах, прямо заинтересованных в продолжении транзита российского газа через их территорию — в частности, в Польше и на Украине, в первую очередь выгодна Соединенным Штатам, продвигающим собственный сжиженный природный газ (СПГ) на европейский рынок. В свою очередь Россия неоднократно заявляла о том, что готова к конкуренции с американским газом. Тем более, как полагают аналитики, газ из России останется самым конкурентоспособным в регионе как минимум до 2035 года.

В начале мая в немецкий порт Мукран, где располагается логистический терминал проекта и хранятся трубы для «Северного потока-2», прибыло судно-трубоукладчик «Академик Черский». С 2016 года оно находится в эксплуатации ООО «Газпром флот» и называлось в качестве возможного достройщика газопровода. Свой путь «Академик Черский» начал в феврале из Находки. Чтобы оказаться в Балтийском море, ему пришлось обогнуть Африку. Известно, что 28 мая судно вышло из порта на севере Германии, остановилось в заливе Прорер Вик напротив Бинца и в тот же день вернулось обратно.

Наряду с завершением строительства газопровода в условиях американских санкций, пока нерешенными остаются и юридические вопросы функционирования «Северного потока-2». 15 мая Федеральное сетевое агентство ФРГ (BNA) отказалось его вывести из-под действия норм Газовой директивы ЕС, при этом 20 мая регулятор освободил «Северный поток» от этих норм на территории Германии на 20 лет.

В тот же день стало известно, что Европейский суд юстиции отклонил иски Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG против некоторых поправок в директиву. Согласно им, все правила европейского законодательства должны применяться не только к сухопутным, но и к морским газопроводам из третьих стран. Так, требования предполагают разделение деятельности по добыче и транспортировке газа. Иными словами, добывающая компания не может одновременно владеть трубопроводом, по которому доставляется ее газ. Еще одно требование — доступ к трубопроводу других поставщиков газа. Это означает, что «Газпром» сможет использовать только половину мощностей нового газопровода.

В Nord Stream 2 AG заявили, что проанализируют решение суда. В течение двух месяцев оператор «Северного потока-2» вправе подать апелляцию.

Комментируя сложившуюся ситуацию, эксперт в области энергетической дипломатии, геополитики, финансов и инвестиций, глава британской стратегической консультативной группы Global Resources Partnership, председатель энергетического клуба «Босфор» и Лондонского энергетического клуба, специальный посланник Международной энергетической хартии, бывший турецкий дипломат Мехмет Огутчу (Mehmet Ogutcu) выразил мнение, что Россия может продолжить и завершить строительство газопровода к 2021 году, как и планировалось. Однако, по его словам, за последние недели обстановка изменилась, в связи с чем «придется принять некое стратегическое решение по проекту».

«Для «Газпрома» завершение и дальнейшая эксплуатация газопровода будет означать еще большие потери из-за крайне неблагоприятной ситуации на европейском газовом рынке. Капитальные затраты «Газпрома», включая газотранспортную инфраструктуру, только растут, но соответствующие доходы падают из года в год», — сказал эксперт, добавив, что одним из возможных вариантов является продажа газа в начальной точке трубопровода «Северный поток-2».

На его взгляд, «Газпрому» стоит пересмотреть свою долгосрочную стратегию реализации газа и инфраструктуры из-за динамичных изменений в мировой энергетике и геополитике.

«Берлин испытывает все большее давление в связи с газопроводом «Северный поток-2», который является последним пунктом в нарастающем конфликте между Европой и Соединенными Штатами. [Президент США Дональд] Трамп (Donald Trump) требует, чтобы Германия отказалась от этого проекта, делая это одним из условий торговой сделки с Европой, которая не включала бы высокие тарифы на сталь и алюминий. [...] В апреле 2018 года Еврокомиссия отказалась поддержать проект, заявив, что он не способствует достижению целей ЕС по диверсификации поставок газа», — отметил Мехмет Огутчу.

Он также указал на то, что у Соединенных Штатов есть практическая причина противостоять «Северному потоку-2».

«Американские компании уже начали продавать газ, полученный путем фрекинга, в европейские страны при поддержке властей США, которые заявляют, что Европа должна искать альтернативы России. [...] Германия и Австрия подвергли критике санкции США в отношении РФ, назвав их незаконной попыткой увеличить экспорт газа США и вмешаться в энергетический рынок Европы, и настаивали на том, что энергоснабжение Европы — дело Европы, а не Соединенных Штатов Америки», — пояснил Мехмет Огутчу.

Депутат Бундестага от партии ХДС Патрик Зенсбург (Patrick Sensburg) выразил надежду на завершение строительства газопровода «Северный поток-2» в конце этого или в начале следующего года.

По его мнению, к решению проблем необходимо привлечь государства, уверенные в том, что окончание проекта выгодно для всех сторон, и его запуск станет беспроигрышным вариантом.

«Важно, чтобы этому процессу не препятствовали», — добавил политик.

Он напомнил, что Газовая директива ЕС направлена на создание таких условий, при которых все страны Евросоюза в равной степени могли бы извлечь пользу от реализации «Северного потока-2», в противном случае возрастет риск возникновения конфликта.

Кроме того, Патрик Зенсбург сделал акцент на том, что проект абсолютно по-разному рассматривается государствами Евросоюза и США.

«Существуют очень разные мнения о «Северном потоке-2» в ЕС и США. Евросоюзу важно обеспечить независимую безопасность энергоснабжения. Для ЕС критическим является то, чтобы ни одна страна, входящая в его состав, не была бы обделена вниманием», — подчеркнул депутат Бундестага.

При этом, на его взгляд, взаимодействие Брюсселя и Вашингтона останется стабильным, хотя двусторонние экономические отношения, которые иногда выстраиваются исходя из совершенно противоположных позиций, требуют диалога.

В свою очередь директор по исследованиям в Европейском центре по климату, энергетике и безопасности ресурсов (EUCERS) лондонского Королевского колледжа, исполнительный советник Proventis Partners, старший научный сотрудник Школы международных исследований имени Синнатамби Раджаратнама (RSIS) при Наньянском технологическом университете в Сингапуре (NTU) Франк Умбах (Frank Umbach) отметил, что ни один другой проект в сфере энергетической политики не был настолько спорным в ЕС и Германии, как «Северный поток-2».

«Теперь «Газпром» является единственным акционером проекта «Северный поток-2», самостоятельно ведет строительство и будет эксплуатировать газопровод. Следовательно, это будет первый и на сегодняшний день крупнейший трубопровод прямого импорта газа в ЕС под исключительным контролем России», — констатировал эксперт.

По его мнению, Германия отстаивала строительство «Северного потока-2» больше, чем любая другая страна, однако Берлину не удалось завоевать политическое большинство по данному вопросу внутри ЕС: Австрия и с некоторыми оговорками Нидерланды и Франция были единственными, кто изначально поддержал создание газопровода.

По словам Франка Умбаха, восточноевропейские страны, большинство членов Европарламента и высокопоставленные представители Европейской комиссии считают проект, скорее, геополитическим, поскольку он предлагает «только дополнительный маршрут, а не альтернативный диверсифицированный импорт нового газа».

Он напомнил, что в 2019 году новое коалиционное правительство Германии решило поддержать строительство как минимум двух терминалов по импорту СПГ из-за растущей критики собственной энергетической политики внутри страны и за ее пределами.

«Разменной монетой в переговорах с администрацией Трампа стало условие не налагать санкции на европейские газовые компании, финансирующие трубопровод «Северный поток-2», в обмен на поддержку экспорта американского СПГ в Европу и обещание [канцлера ФРГ Ангелы] Меркель (Angela Merkel) сохранить транзит газа через Украину. С 2019 года [в ЕС] обсуждается реализация четырех инфраструктурных проектов по импорту СПГ», — добавил Франк Умбах.

Член комитета по иностранным делам и комитета по гуманитарной помощи и правам человека Бундестага, депутат от партии «Альтернатива для Германии» Антон Фризен (Anton Friesen) заявил, что некоторые страны политизировали вопрос строительства газопровода «Северный поток-2».

«Такие государства в принципе не хотят никакого сотрудничества с Россией», — отметил он.

Депутат также обратил внимание на политику двойных стандартов в вопросе применения Третьего энергетического пакета.

«Газовая директива ЕС применяется только выборочно. В основном она направлена непосредственно против «Газпрома», — подчеркнул Антон Фризен.

Между тем, на его взгляд, строительство «Северного потока-2» будет завершено в 2021 году.

«Я ожидаю, что на полную мощность объект заработает уже через несколько лет. Это станет возможным, поскольку срок действия транзитного контракта «Газпрома» с Украиной, заключенного в декабре, истекает в 2024 году», — напомнил политик.

По его мнению, «Газпром» и импортеры из Германии и Западной Европы найдут способы преодолеть существующее сопротивление.

«Российский трубопроводный газ более надежен и в целом дешевле сжиженного природного газа. За последние десять лет в различных европейских странах были построены многочисленные терминалы для СПГ, но они используются только в незначительной степени. Так, уже сегодня можно было бы заменить большую часть российского экспорта газа, в частности, импортом из стран Ближнего Востока», — сказал Антон Фризен, намекая на отсутствие у ЕС такой необходимости.

«В ближайшие годы на рынке действительно станет больше сжиженного газа, например, из Западной Африки или Восточного Средиземноморья. Однако такой газ чрезвычайно вреден для окружающей среды — это касается и его добычи, и транспортировки. СПГ приобретет немного большее значение, но трубопроводный газ останется основой поставок», — резюмировал немецкий депутат.

Актуальное