23:05:43 Вторник, 23 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

США намерены сохранить военное присутствие в Афганистане и странах Центральной Азии

09:38 | 07.10.2011 | Аналитика

Печать

7 октября 2011. PenzaNews. Десять лет со дня начала антитеррористической операции «Несокрушимая свобода», проводимой США в Афганистане при поддержке Великобритании, исполнилось 7 октября 2011 года. Обозреватели считают, что предварительным итогом военных действий, в результате которых погибли более 2 тыс. солдат и офицеров коалиции, а также от 14 тыс. до 34 тыс. мирных жителей (по версии «Independent»), является ликвидация 2 мая текущего года террориста «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена в Пакистане.

США намерены сохранить военное присутствие в Афганистане и странах Центральной Азии

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

Учитывая сложную политическую и экономическую обстановку, отсутствие каких-либо существенных результатов за все время с момента начала операции, а также большие потери среди военнослужащих, большинство стран-членов Североатлантического альянса выступили за скорейший вывод войск из Афганистана.

Как отмечает «Российская газета», относительно успешные боевые действия США в Афганистане влекут за собой значительные финансовые потери. Министр обороны США Леон Панетта заявил в Брюсселе, что США больше не в силах поддерживать бюджет НАТО на фоне снижения оборонных расходов стран-членов ЕС, а сам Вашингтон вынужден был за десять лет урезать военный бюджет страны на 450 млрд. долларов.

«США, начавшие войны в Ираке и Афганистане, угодили в ловушку Усамы бен Ладена, который использовал агрессию США для оправдания всемирного джихада против неверных. Война против терроризма превратила «столкновение цивилизаций» в накликанную беду и самоисполняющееся пророчество, сделав авторитарные режимы необходимыми союзниками американцев», — полагает представитель Фонда имени Фридриха Эберта в странах Центральной Азии Вульф Лапинс.

В конце июня 2011 года президент США Барак Обама принял окончательное решение о выводе американских войск из Афганистана. В своем обращении к нации глава государства объявил о выводе примерно трети американских военнослужащих из Афганистана к лету 2012 года. Планировалось, что до конца года в США вернутся 10 тыс. военнослужащих, а к лету 2012 года — еще 23 тыс. Всего же в Афганистане сейчас находятся около 150 тыс. военных.

Тогда же представитель Белого дома Джей Карни напомнил, что усиление военного присутствия в Афганистане, которое произошло в декабре 2009 года, было обусловлено необходимостью борьбы с «Аль-Каидой», прекращения наступления талибов и создания самостоятельных афганских сил безопасности. После этого было заявлено, что уход вооруженных сил западной коалиции из страны полностью завершится в 2014 году. Вместе с тем, официальные источники подтвердили, что после указанного срока военные продолжат оказывать помощь в подготовке афганских солдат и полицейских, которые должны будут обеспечивать безопасность в стране собственными силами.

Несмотря на обнадеживающие заявления президента США Барака Обамы перед выборами 2012 года, а также достигнутые в рамках Лиссабонского саммита в ноябре договоренности, военнослужащие США останутся в Афганистане и после 2014 года. В частности, об этом в начале октября в интервью телекомпании CBS заявил командующий войсками США и НАТО в Афганистане генерал-лейтенант Джон Аллен.

«Мы планируем победить. План должен быть успешно исполнен. Поэтому, хотя многие слышат, что по итогам Лиссабонской конференции мы уходим в 2014 году, мы в действительности собираемся остаться здесь надолго», — сказал генерал.

Он уточнил также, что вопрос о численности остающегося в Афганистане контингента еще только предстоит рассмотреть в ходе переговоров с Кабулом. По мнению генерала, оставшиеся в Афганистане военнослужащие могут сформировать специальный антитеррористический корпус или выполнять функции военных советников.

Между тем, еще в начале 2011 года известный американский эксперт по проблемам национальной безопасности Роберт Блэквилл предложил перейти в Афганистане к «Плану Б», который предусматривает резкое сокращение иностранного военного контингента со 150 тыс. до 30-50 тыс. человек, причем, иностранные войска, по существу, отступают из южного и восточного Афганистана, сосредотачиваясь на защите северного Афганистана и района Кабула. Южный и восточный Афганистан, где теперь и происходят основные сражения, по существу, будет оставлен талибам.

При этом талибы существенно активизировались летом 2011 года. Так, 11 июля они убили Ахмеда Вали Карзая, сводного брата президента страны Хамида Карзая, а чуть позже советника главы государства. В сентябре талибы неоднократно предпринимали атаки на посольский квартал в Кабуле, а 20 сентября убили бывшего президента Афганистана Бурхануддина Раббани.

Многие зарубежные эксперты уверены, что в случае прихода к власти талибов в Афганистане, они обязательно принесут с собой войну: количество терактов и массовых убийств резко увеличится.

Другой немаловажной проблемой остается наркотрафик из Афганистана через Таджикистан в Россию и европейские страны, объем которого увеличился в десятки раз с 2001 года — момента, когда США начала проводить операцию «Несокрушимая свобода». Об этом в интервью телеканалу «Россия-24» заявил глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.

«Я назвал бы три основных итога. Первое — это феноменальный рост производства наркотиков, более чем в 40 раз, второе — это милитаризация региона. Сегодня в Афганистане находится свыше 150 тыс. иностранных военнослужащих и значительное количество военных баз. Третий итог — это гуманитарная катастрофа, политическая нестабильность и расширенное воспроизводство боевиков», — сказал он.

Виктор Иванов пояснил, что на сегодняшний день в Афганистане насчитывается почти 1,5 млн. наркозависимых граждан, причем за 5 лет из афганской армии сбежали около 150 тыс. вооруженных людей, которые стали наркодилерами.

«Я думаю, война с терроризмом в Афганистане несколько преувеличена. Если взять оценку Джона Теннета, бывшего директора ЦРУ, то, по его заявлению, через месяц после нанесения удара по Афганистану основные базы боевиков были уничтожены. А два года назад бывший помощник президента США по национальной безопасности сказал, что там осталось не более ста человек, связанных с «Аль-Каидой». Тем не менее, 150 тыс. вооруженных человек находятся там», — сказал глава ФСКН.

По его словам, существует прямая корреляция между ростом численности иностранных военных контингентов в Афганистане и количеством производства наркотиков.

«Весь героин, который продается в России, произведен в Афганистане. Совершенно очевидно, что взлет смертности молодых людей 15-34 лет от наркотиков в России пришелся на дату начала военной операции в Афганистане», — отметил он.

Глава ведомства добавил, что военно-политическая обстановка в Афганистане остается тяжелой: в последние годы серьезно увеличилось число столкновений — более чем в 100 раз с 2001 года. В такой ситуации населению страны невозможно заниматься мирным сельским хозяйством, а остается только производство наркотиков.

«Именно поэтому мы выступаем за реализацию мирного сценария развития Афганистана. Мы презентовали план «Радуга-2», в котором предусматривается и поднятие экономики Афганистана, и создание российско-европейского агентства, которое бы координировало работу по уничтожению наркопроизводства, и совместные операции», — сказал он.

Понимая сложность ситуации в условиях, когда силы США и НАТО выдавливают талибов на север Афганистана, ближе к Таджикистану, сопредельные государства начали спешно укреплять свои границы. По мнению обозревателей, в случае проникновения талибов в Таджикистан через некоторое время они смогут дестабилизировать обстановку во всем Центрально-азиатском регионе, и особенно в таких странах, как Киргизия, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Китай.

Руководство Таджикистана также осознало эту угрозу. В начале сентября в Душанбе на уровне президентов состоялись российско-таджикистанские переговоры. Их темой стало двустороннее взаимодействие в торгово-экономической, военно-технической и гуманитарной сферах. По итогам встречи Дмитрий Медведев и Эмомали Рахмон подписали Соглашение о сотрудничестве по пограничным вопросам и Совместное заявление президентов России и Таджикистана. Кроме того, в присутствии глав двух государств были подписаны протоколы между Федеральной службой безопасности России и Государственным комитетом национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана по вопросам приграничного сотрудничества и межправительственная программа экономического сотрудничества на 2011–2014 годы.

В ходе переговоров лидеры двух стран также договорились о том, что срок действия соглашения о дислокации российской военной базы на территории Таджикистана будет продлен еще на 49 лет.

Обозреватели полагают, что встреча президента России Дмитрия Медведева и президента Таджикистана Эмомали Рахмона подтверждает намеченный курс на укрепление плодотворного сотрудничества между двумя странами, а недавнее повышение в званиях некоторых руководителей ГКНБ означает, что именно в вопросах безопасности это сотрудничество будет развиваться.

Снижение эффективности охраны границы после вывода российских пограничников в 2004 году позволило талибам фактически беспрепятственно проникать в Центральную Азию. По некоторым данным, США и Великобритания ведут секретные переговоры с талибами, явно давая понять, что не будут препятствовать их усилению в неконтролируемых американцами и англичанами регионах.

В этих условиях целому ряду стран Центральной Азии и России выгоден стабильный Таджикистан с крепкими границами, которые позволят снизить напряженность и не допустить массового проникновения талибов, которые смогут дестабилизировать обстановку. Не исключено, что тогда вслед за талибами в Таджикистан придут войска НАТО, которые, как известно из истории, ни разу еще не приносили мир. В этом случае при реализации определенного сценария развития событий в Таджикистане может быть сменена власть, поскольку существующий режим не сможет справиться с изменившейся обстановкой. Как полагают эксперты, Вашингтону выгодно дестабилизировать обстановку в Центральной Азии, и особенно в Таджикистане, так как это заставит Китай и Россию отвлекать свои силы и средства на урегулирование этих конфликтов.

Обозреватель французского издания «Piclizible» Мустафа Омар считает, что все, что уже было сказано в отношении усилий США по нагнетанию напряженности в Закавказье, применимо и к странам Средней Азии с учетом местных особенностей механизма репродуцирования власти.

Он пишет, что доктринальной основой присутствия США в регионе являются проект «Большой Ближний Восток» (Greater Middle East), охватывающий мусульманский мир от Афганистана до Марокко, и проект «Большая Центральная Азия» (Greater Central Asia), подразумевающий тотальный контроль над макрорегионом от Сибири до севера Индии.

Как изложено в опубликованной в марте 2005 года работе Фредерика Старра «Партнерство «Большой Центральной Азии» (ПБЦА) для Афганистана и его соседей», задачей геопространственной доктрины «Большой Центральной Азии» является «оказание содействия трансформации Афганистана и всего региона, ядром которого он является, в зону обеспеченных с точки зрения безопасности суверенных государств, разделяющих принципы жизнеспособной рыночной экономики, секулярных и относительно открытых систем правления, уважающих гражданские права и поддерживающих позитивные отношения с США. Появление этой зоны, которую с этого момента можно называть «Большой Центральной Азией», отбросит силы, способствующие росту экстремизма, и усилит континентальную безопасность».

Однако реально суть предлагаемого ПБЦА сводится к объединению государств Средней и Южной Азии под управлением США без участия России, Китая и Ирана, считает французский обозреватель.

По его мнению, создание ПБЦА позволит Вашингтону вырвать государства Центральной Азии из сферы влияния России и Китая и превратить его в свой протекторат. США и их европейские партнеры геостратегически уже закрепились в регионе и под предлогом борьбы с терроризмом в Афганистане решают сразу шесть задач: контролировать Россию, Китай и Иран; не допустить реинтеграции стран СНГ; обеспечить контроль над энергетическими ресурсами и выгодными для их транспортировки коммуникациями в Кавказско-Каспийском и Центрально-азиатском регионах; обеспечить стратегическое присутствие в глубоком тылу КНР; взять под контроль Иран и иметь возможность устроить конфликт, способный стать предлогом для начала глобальных военных акций. При этом ключевым партнером в Средней Азии американцы считают Казахстан, с которым налажен конструктивный диалог.

Французский обозреватель в своей статье также объясняет, зачем вашингтонские стратеги так стараются расшатать Среднюю Азию.

По его мнению, несмотря на заверения американцев о непримиримой борьбе с мировым терроризмом и радикал-исламистами, известно, что долгие годы союзниками США в регионе были боевики Гульбеддина Хекматияра и «Талибан», при этом Исламское движение Узбекистана и их киргизские сторонники тесно связаны с ними.

«Все становится ясно, если задуматься о том, куда может хлынуть волна зеленых революций «под знаменами Аллаха». Учитывая крайне небольшие возможности сопротивления со стороны правящих режимов бывших среднеазиатских республик СССР, нетрудно догадаться, что главными объектами приложения усилий «революционеров» станут Россия и Иран. И это — главная цель поддержания нестабильности в регионе, а также экспорта сюда любых «борцов за демократию», — пишет он.

Как ранее сообщало ИА «PenzaNews», вероятность возникновения новой волны «цветных революций» в странах Центральной Азии по аналогии с Ближним Востоком в последнее время широко обсуждается в средствах массовой информации и сети Интернет.

По некоторым сведениям, США используют различные правозащитные и гуманитарные организации, которые фактически разжигают националистические настроения, в том числе путем распространения в масс-медиа и социальных сетях материалов провокационного характера.

Примечательно, что информационная кампания развивается на фоне активной деятельности исламистов на юге Узбекистана, а также продолжающейся социально-экономической нестабильности в Киргизии.

Независимые обозреватели полагают, что стоящие за этими действиями киргизских неправительственных организаций силы в США рассчитывают использовать их потенциал для инициирования в странах Центральной Азии беспорядков на националистической почве, что может вызвать волну «цветных революций».

Между тем, по мнению ряда экспертов, в настоящее время пока нет никаких реальных предпосылок для смены политических режимов в центрально-азиатских государствах, как это, например, произошло в ряде стран Ближнего Востока.

Актуальное