Россия может принять жесткие меры в отношении Таджикистана из-за приговора двум летчикам
Печать
10 ноября 2011. PenzaNews. Приговор курган-тюбинского суда Таджикистана, вынесенный в минувший вторник, 8 ноября, двум летчикам — гражданину Эстонии Алексею Руденко и гражданину России Владимиру Садовничему, которых признали виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов, вызвал крайне негативную реакцию Министерства иностранных дел России.
Фотография © PenzaNews Купить фотографию
Глава ведомства Сергей Лавров в телефонном разговоре с министром иностранных дел Таджикистана Хамрохоном Зарифи заявил, что Таджикистан грубо нарушил международные обязательства в деле российского летчика, поскольку своевременно не уведомил консульство о его задержании.
«Грубейшим пренебрежением международными обязательствами Таджикистана является тот факт, что таджикистанская сторона в нарушение двусторонней Консульской конвенции не уведомила нас об аресте российского гражданина в течение предусмотренных конвенцией четырех суток. Посольство России в Таджикистане узнало о случившемся лишь 16 мая 2011 года, причем не от таджикистанских властей, а от гендиректора «Авиакомпании Ролкан» С.А. Полуянова, после чего сразу же направило официальные запросы в Госкомитет национальной безопасности и МИД Таджикистана. В ответ лишь 31 мая было получено формальное уведомление о предъявленных В.В. Садовничему обвинениях», — говорится в сообщении МИД России.
Как отмечается в документе, с того момента посольство России в Таджикистане держало данный вопрос на постоянном контроле, дипломаты присутствовали на всех заседаниях суда, а также проводились встречи с руководством компетентных ведомств Таджикистана. Однако все доводы российской стороны были проигнорированы, и «дело» было доведено до суда, хотя предъявленные обвинения не были подкреплены какими-либо убедительными доказательствами.
В сообщении МИД России отмечается также, что Хамрохон Зарифи в ответ на слова Сергея Лаврова «ссылался на сложности, связанные с многочисленными «пробелами» в статусе «Авиакомпании Ролкан» и претензиями к ней со стороны властей Афганистана».
В свою очередь, российский министр подчеркнул, что вопрос о судьбе гражданина России должен быть решен без каких-либо искусственных увязок.
Между тем, в четверг, 10 ноября, генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода в ходе пресс-конференции по итогам судебного процесса заявил о том, что в деле летчиков российской авиакомпании нет никакой политической подоплеки, и обвинил СМИ в неверной интерпретации ситуации вокруг «обычного уголовного дела».
Отвечая на вопрос генконсула России в Таджикистане Игоря Лабузова о том, почему российские власти были проинформированы о происшествии только 31 мая 2011 года, тогда как пилоты были задержаны в марте, Шерхон Салимзода сказал, что это «детали».
Как сообщает пресс-служба Совфеда, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе встречи со спикером верхней палаты парламента Таджикистана Махмадсаидом Убайдуллоевым передала письмо с просьбой вернуться к рассмотрению дела летчиков Владимира Садовничего и Алексея Руденко.
В частности, Валентина Матвиенко заявила, что российские парламентарии не вправе вмешиваться в компетенцию таджикских судебных инстанций, однако в данном конкретном случае рассматривают «этот приговор как неоправданно суровый, лишенный достаточных доказательств и с явно политической подоплекой».
Как отмечается в сообщении пресс-службы, спикер Совета Федерации выразила надежду на то, что руководство Таджикистана со всей серьезностью отнесется к обращениям верхней палаты российского парламента, равно как и примет во внимание большой общественный резонанс, который приобрел в России этот инцидент.
Между тем, некоторые российские политики, общественные деятели и пресса призывают официальную Москву срочно принять необходимые ответные меры в отношении Таджикистана, где суд принял очевидно политически мотивированное решение.
Обозреватели сходятся во мнении, что приговор уже нанес существенный ущерб отношениям между Москвой и Душанбе, однако дальнейшее бездействие таджикской стороны в решении вопроса об освобождении двух летчиков может усугубить и без того сложную ситуацию.
Например, в качестве самых ближайших мер Россия может наложить ограничения на денежные переводы в Таджикистан, ввести жесткие квоты и визовый режим для граждан этой страны. Кроме того, Россия является одним из основных поставщиков гуманитарной и военной помощи Таджикистану. Согласно официальным данным, в прошлом году Российская Федерация в качестве помощи выделила Душанбе 63 млн. долларов.
Представляется маловероятным, что таджикские власти самостоятельно отважились на столь дерзкий демарш. Не секрет, что наибольшее влияние на ситуацию в этой стране оказывают Россия (как бывшая метрополия), Китай (как ключевой экономический партнер и сосед), Иран (как страна, наиболее близкая по культуре и этническому составу) и США (как пока единственный мировой центр силы).
Москва по понятным причинам отпадает. Китайская Народная Республика, которая является членом ШОС, крайне заинтересована в стабильности на территории всего Центрально-азиатского региона и вряд ли могла бы пойти на эскалацию напряженности. В свою очередь, официальный Тегеран также не желает портить отношения с Россией, которая выступает посредником в решении ряда вопросов по ядерной проблематике.
Ситуация обострения отношений между Россией и Таджикистаном, как полагают некоторые аналитики, может быть выгодна только США, которые пытаются не допустить реинтеграции стран СНГ и нарушить намечающееся единение экономических процессов в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таким образом, Таджикистан фактически не является самостоятельным в принятии решений и может быть использован Вашингтоном как плацдарм для атаки на Иран.
По данным СМИ, в марте 2011 года два самолета марки «Ан-72» российской компании Rolkan Investmens Ltd, командирами экипажей на которых были Владимир Садовничий и Алексей Руденко, завершив контракт на перевозку продуктов и гуманитарной помощи в Афганистане, вылетели из Кабула в аэропорт города Курган-Тюбе, предварительно получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном.
Находясь в точке пересечения границы, командир экипажа головного «Ан-72» Владимир Садовничий связался с диспетчером «Таджикаэронавигации», который заявил, что разрешения «на земле» нет, в связи с чем самолет должен вернуться обратно в Кабул.
Тогда пилот Владимир Садовничий, руководствуясь международным воздушным кодексом, запросил вынужденную посадку в аэропорту Курган-Тюбе. С аналогичным запросом обратился и командир второго воздушного судна Алексей Руденко. Однако соответствующего разрешения не было получено.
После приземления оба экипажа без предъявления обвинений были задержаны сотрудниками Комитета национальной безопасности Таджикистана. В течение двух месяцев пилоты находились под арестом в гостинице, а 12 мая 2011 года они были арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде.
Оба самолета «Ан-72» конфискованы в пользу Таджикистана.