15:47:47 Понедельник, 23 декабря
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Правовая система США является самой карательной в мире — мнения экспертов

19:50 | 24.02.2012 | Аналитика

Печать

24 февраля 2012. PenzaNews. Согласно данным организации Penal Reform International (Международная тюремная реформа), ввиду долгой истории расизма и дискриминации в США, правовая система Америки является самой карательной в мире, имеющей крупнейшую сеть тюрем и продолжающей применять смертную казнь, несмотря на международное порицание.

Правовая система США является самой карательной в мире — мнения экспертов

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

По оценкам Международного центра исследования тюрем в Лондоне, в настоящее время более 2,4 млн. человек содержатся в тюрьмах США, — и это самый высокий в мире уровень тюремного заключения на душу населения.

По мнению сопредседателя Комитета отдела уголовного судопроизводства по назначению наказаний при Американской ассоциации юристов (American Bar Association) Джеймса Фелмана (James Felman), политика США в сфере уголовного судопроизводства в качестве меры пресечения чрезмерно полагается на тюремное заключение.

«Впервые за всю историю нашей нации, более одного человека из ста среди нас находится в тюремном заключении. США на сегодняшний день сажают в тюрьмы примерно в 5–10 раз больше людей, чем страны Западной Европы. Около четверти всех заключенных в мире приходится именно на Соединенные Штаты», — сказал он, выступая во время общественных слушаний Комиссии США по назначению наказаний в феврале 2012 года.

В опубликованной в журнале «The New Yorker» в январе 2012 года статье, которая вызвала широкий общественный резонанс в Америке, также отмечается, что под надзором исправительных учреждений в США находятся больше черных мужчин, чем содержались в рабстве в 1850 году.

«Для огромного числа бедных людей в Америке, особенно бедных черных мужчин, тюрьма — это место назначения, которое естественно вплетено в обычную жизнь, сродни тому, как школа и колледж составляют часть жизни богатых белых. Более половины всех черных мужчин без законченного среднего образования попадают в тюрьму хотя бы раз в своей жизни. Массовое заключение в тюрьмы в масштабах, беспрецедентных в истории, сегодня является фундаментальным фактом нашей страны, как когда-то рабство было фундаментальным фактом 1850 года», — написал журнал.

Мишель Александер (Michelle Alexander), профессор права государственного университета Огайо и автор книги «Новый Джим Кроу: массовое тюремное заключение в век расовой слепоты» убеждена, что правовая система в США, несмотря на кажущуюся расовую нейтральность, поощряет дискриминацию в отношении бедных афроамериканцев.

«Практика массового заключения людей в тюрьмы в США на самом деле превратилась в удивительно полную и хорошо замаскированную систему расового социального контроля, которая в своем действии поразительно похожа на систему, существовавшую во времена Джима Кроу. Через войну с наркотиками и движение за «жесткий надзор» миллионы бедных людей, преимущественно бедных цветных людей, заметают в тюрьмы нашей страны, клеймят преступниками, в основном, за ненасильственные и связанные с наркотиками преступления. Эти же преступления так же часто совершаются в районах, населенных белым средним классом, и в университетских кампусах, но в большинстве своем остаются незамеченными. Черных запирают в тюрьмы, навсегда наделяя их второсортным статусом и законно лишая тех прав, которые с таким трудом были отвоеваны в результате движения за гражданские права, таких как право голосовать, право быть присяжным, право на свободу от дискриминации в труде, жилищные права, право на образование и право на государственные льготы. Сегодня можно совершенно законно осуществлять дискриминацию против преступников почти во всех отношениях, в которых когда-то можно было дискриминировать афроамериканцев. После того, как человек заклеймен как преступник, старые формы дискриминации — касающиеся трудовых отношений, жилищных условий, отказа в праве голосовать и получать образование, отказа в продовольственных талонах и других государственных льготах — вдруг становятся законными. Как преступник черный человек имеет едва ли больше прав и наверняка меньше уважения, чем черный человек в Алабаме во времена расовой сегрегации. Мы не покончили с расовой кастовой системой в Америке, мы просто перекроили ее», — отметила она.

Мнение Мишель Александер разделяет известный философ и лингвист, профессор Массачусетского технического института Ноам Хомски (Noam Chomsky). Он считает, что во всех отношениях неэффективная и затратная война с наркотиками была развязана с целью избавления от неугодного государству населения.

«Существует очень тесное соотношение между расой и классом. После начала войны с наркотиками, резко увеличилось число заключенных, в основном, черных мужчин. Стоит только вспомнить историю этой страны. После Прокламации об эмансипации на 10 лет черным как бы дали формальную свободу, а потом рабство было введено опять в виде тюремного заключения. К 1870-м годам штаты приняли законы, одобренные федеральным правительством, согласно которым жизнь черного человека была фактически объявлена вне закона. Если черный человек стоял на углу улицы, его могли арестовать за бродяжничество. Если кто-то заявлял, что черный мужчина смотрел как-то не так на белую женщину, его сажали в тюрьму за попытку изнасилования. Очень скоро черное население было, в основном, заперто в тюрьмах, где оно использовалось в качестве рабской рабочей силы. Промышленная революция в Америке многим обязана рабскому труду арестантов, арендованных для работы на сталелитейных предприятиях и в шахтах. Это продолжалось до Второй мировой войны, когда возник спрос на рабочую силу. В послевоенный период начался экономический бум, и черные люди стали интегрироваться в рабочую силу и работать на автомобильных заводах, получая достаточно приличные зарплаты, покупая дома, отправляя детей учиться и так далее. Но к 1970-м годам все закончилось. Произошла финансиализация экономики, производство перенесли за рубеж, и образовался вакуум там, где раньше была работа на производстве. А что же делать с черным населением? Ответ был таков: кинуть их обратно в тюрьмы под предлогом войны с наркотиками. Таковы последствия, и они понятны. Итак, мы имеем политику, которая практически никак не влияет на достижение заявленной цели, в то время как есть меры, которые были бы эффективными, но не используются. Последствия же такой политики для центров власти значительны — можно проводить социальные чистки среди населения, традиционно, по-американски», — пояснил свою точку зрения Ноам Хомски.

Как отмечается в отчете Фонда политики в области уголовного судопроизводства, в борьбе с нелегальным распространением наркотиков полиция арестовывает до 1,5 млн. человек в год. Только в 2002 году 340 тыс. человек были осуждены за преступления, связанные с наркотиками, и около 400–500 тыс. человек находятся в тюрьмах за нарушения законов о наркотиках, что значительно превышает общее количество арестантов во всем Европейском союзе.

При этом, как сообщается уже во «Всемирном докладе – 2012», подготовленном правозащитной организацией Human Rights Watch (HRW), афроамериканцы исторически несут на себе груз значительно более жестких федеральных наказаний за преступления, связанные с крэком (популярной в США разновидностью кокаина), чем белые граждане.

«Пытаясь уничтожить торговлю наркотиками, мы значительно увеличили патрулирование и проверки на наших границах. Мы увеличили количество арестов за нарушение законов о наркотиках и ужесточили наказания. Мы лишили преступников прав и ввели анализы на наркотики в школах и на рабочих местах в нашей стране. Мы тратим миллиарды долларов на полувоенные операции по борьбе с наркотиками за рубежом, в ходе которых совершаются жестокие нарушения прав человека. Мы уже пытались использовать силу, запреты и тюремное заключение для контроля рынка наркотиков, но наши усилия привели к еще более эффективной торговле наркотиками», — подчеркивается в тексте отчета Фонда политики в области уголовного судопроизводства.

Между тем, в середине февраля 2012 года администрация президента Барака Обамы опубликовала национальный бюджет на 2013-й фискальный год, в котором запросила почти 26 млрд. долларов США на программы по борьбе с наркотиками. Несмотря на проблему огромного федерального долга и текущий бюджетный дефицит, в этой сфере нет никаких сокращений расходов. Напротив, предлагаемое финансирование борьбы с наркотиками на 1,6% превышает бюджет 2012 года.

«Запрос об увеличении финансирования для Федерального бюро тюрем на сотни миллионов долларов особенно возмутителен. Слишком много людей отбывает крайне длительные сроки, в которых нет никакой необходимости. Во власти Обамы сэкономить сотни миллионов долларов, сократив чрезмерно длительные тюремные сроки, снижая дефицит и повышая уровень справедливости в Америке», — заявил исполнительный директор Фонда политики в области уголовного правосудия Эрик Стерлинг (Eric Sterling).

Кроме того, как отмечают эксперты Института политики правосудия, несмотря на первое с 1972 года снижение количества заключенных в 2010 году (на 10 тыс. арестантов меньше чем в 2009 году), предложенный бюджет на 2013 фискальный год по-прежнему поддерживает заключение в тюрьмы людей на федеральном уровне и финансирование полицейского надзора.

«Подобные приоритеты в финансировании идут вразрез с современными тенденциями и подрывают усилия штатов и местных властей по снижению бремени тюремного заключения или улучшению общественной безопасности более действенными и значимыми методами. Министерство юстиции запрашивает 27,1 млрд. долларов США, в том числе почти 7 млрд. на открытие новых тюрем и более 4 млрд. на полицейский надзор, между тем, опять сокращается финансирование программ ювенальной юстиции, направленных на оказание помощи оказавшейся в системе правосудия молодежи и на профилактику преступности среди нее. Исследования показали, что самые экономически эффективные способы улучшения общественной безопасности, снижения количества заключенных и экономии денег состоят в финансировании программ на уровне местного сообщества, позитивно влияющих на молодежь. Некоторые штаты уже используют такие подходы», — поясняется в отчете Институт политики правосудия.

Статистик и экономист ООН, преподаватель Колумбийского университета Говард Стивен Фридман (Howard Steven Friedman) считает, что политики используют тюремное заключение в корыстных целях, завлекая избирателей своим строгим подходом к борьбе с преступностью и одновременно выполняя заказ частных тюремных компаний, для которых увеличение количества заключенных является залогом растущей прибыли.

Например, в годовом отчете за 2005 год одной из крупнейших частных тюремных компаний Исправительной корпорации Америки, которая тратит миллионы на лоббирование своих интересов через законодателей, инвесторам открыто сообщают о риске того, что поток осужденных в тюрьмы может прекратиться.

«Наш рост в целом зависит от нашей способности получать новые контракты на развитие новых исправительных учреждений и мест задержания... На спрос на наши ресурсы и услуги может негативно повлиять ослабление правоохранительной деятельности, мягкость в практике осуждения и назначения наказания или декриминализация некоторых видов деятельности, которые на данный момент запрещены нашим уголовным законодательством. Например, изменения в отношении наркотических и контролируемых веществ или нелегальной иммиграции могут повлиять на количество арестованных, осужденных и приговоренных, таким образом, потенциально снижая спрос на исправительные учреждения для их содержания», — четко заявлено в отчете компании.

Стоит отметить, что международное сообщество неоднократно указывало США на необходимость приведения американской правовой системы в соответствие с международными требованиями о недискриминации и терпимости. Так, в январе 2012 года Межамериканская комиссия по правам человека (Inter-American Commission on Human Rights) опубликовала отчет «Положение людей африканского происхождения на американском континенте». В отчете, приуроченном к международному году людей африканского происхождения в 2011 году, сообщается, что черные люди в Америке продолжают «сталкиваться со значительными препятствиями в осуществлении и обеспечении своих гражданских и политических, экономических, социальных и культурных прав» и сильно подвержены влиянию «сохраняющегося в обществе расизма, который препятствует осуществлению и использованию ими своих прав человека».

Кроме того, в 2010 году рабочая группа экспертов ООН по гражданам африканского происхождения по итогам своего официального визита в США пришла к выводу, что афроамериканцы имеют ограниченные экономические, социальные и образовательные возможности, а также ограничения в реализации ими основных прав. В 2008 году специальный докладчик ООН по современным формам расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной нетерпимости подготовил отчет для Совета ООН по правам человека, в котором отметил, что «исторически, культурно и социально расизм глубоко пропитал все аспекты жизни американского общества».

В 2008 году комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, оценивающий соблюдение странами положений международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ICERD), ратифицированной Америкой еще в 1994 году, представил конкретные и подробные рекомендации о необходимости осуществления правительством США своих обязательств по правам человека внутри страны с целью борьбы с системными формами расизма и дискриминации.

Американский союз гражданских свобод (ACLU) и другие правозащитные группы в США уже давно призывают к полному выполнению Америкой своих обязательств в рамках ICERD, включая создание оперативной группы под руководством Минюста для разработки плана выполнения Конвенции на всех государственных уровнях. По словам Говарда Стивена Фридмана, США пора задаться вопросом: зачем продолжать строить все больше тюрем, если уровень преступности резко упал на 40–80% за последние несколько десятилетий.

Бюро юридической статистики Министерства юстиции США в декабре 2011 года опубликовало следующие данные по состоянию на конец 2010 года:

— около 7,1 млн. человек, или 1 из 33 взрослых американцев, находятся под надзором исправительных учреждений в США;

— большинство преступников, состоящих на учете в исправительных учреждениях, около 7 из 10 человек или почти 4,9 млн. человек, находятся на досрочном освобождении или пробации;

— около 3 из 10 человек, или почти 2,3 млн. человек, находятся в заключении в федеральных тюрьмах, тюрьмах штатов или местных тюрьмах.

— общее количество заключенных в федеральных тюрьмах и тюрьмах штатов в США снизилось впервые за все время проведения исследований с 1972 года и составило на конец 2010 года 1,6 млн. человек, что на 0,6% (9 тыс. 228 заключенных) меньше, чем на конец 2009 года;

— уровень арестантов по всей стране составил 497 приговоренных заключенных на 100 тыс. американцев, то есть 1 из 201 проживающего в США человека заключен в тюрьму;

— национальный показатель заключенных среди мужчин — 938 человек на 100 тыс. проживающих в США мужчин, что в 14 раз превышает аналогичный показатель среди женщин (67 человек на 100 тыс.).

— около 3,1% черных мужчин в стране содержатся в федеральных тюрьмах или тюрьмах штатов, в то время как белых мужчин — менее чем 0,5% и мужчин латиноамериканского происхождения — 1,3%. При этом около 7,3% всего черного мужского населения США в возрасте 30–34 лет заключены в тюрьмы на срок более 1 года.

Актуальное