EN
13:09:44 Четверг, 6 мая
Коронавирус Дело Белозерцева Дольщики НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Рейтинги Угадай, кто на фото!

Обеспечение надежного теплоснабжения — обязанность муниципалитетов — Николай Ащеулов

14:26 | 06.10.2011 | Интервью

Печать

6 октября 2011. PenzaNews. Первый заместитель председателя правительства Пензенской области Николай Ащеулов в интервью информационному агентству «PenzaNews» ответил на вопросы, касающиеся подготовки региона к началу отопительного сезона, мер, принимаемых областной властью по предотвращению его срыва, а также о работе по наращиванию энергоэффективности.

Первый заместитель председателя правительства Пензенской области Николай Ащеулов

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

— Николай Михайлович, в настоящее время в городе Пензе и Пензенской области в авральном режиме идет ликвидация последствий мелких и крупных аварий на тепломагистралях. Какова готовность региона к отопительному сезону, и можно ли надеется, что тепло поступит в квартиры всех жителей Пензенской области своевременно?

— В настоящее время техническая готовность региона к отопительному сезону практически 100-процентная. Конечно, есть отдельные проблемные места — в плане коммунальной инфраструктуры Пензенская область большая: 1 тыс. 300 котельных, школы, детские сады, большой фонд как многоэтажного, так и частного жилья, хотя частный сектор сейчас волнует меньше, потому что мы его практически газифицировали, и местное население может отапливать квартиры по собственному желанию.

В многоквартирных многоэтажных домах есть проблемы по пуску тепла и, в первую очередь потому, что не все платят за потребленные энергоресурсы, а раз есть задолженность перед коммунальной службой, коммунальная служба соответственно имеет задолженность перед ресурсоснабжающими организациями и цепочка тянется. Каждый, взятый отдельно, думает, что его неплатежи никак не влияют на ситуацию, а в целом это очень ощутимо. Кстати, учреждения бюджетной сферы за потребленные ресурсы не должны.

Что касается ликвидации последствий аварий, то, к сожалению, ежегодно срабатывает наш менталитет. Начиная с марта, еженедельно, каждый четверг мы собираем всех заместителей глав городов и районов по коммунальному комплексу и говорим — ведите работу сейчас, погашайте задолженности перед ресурсонабжающими организациями своевременно, ведь все равно же придется ее гасить, а гасим обычно в тот период, когда пора пускать тепло. То же самое и с ремонтом теплотрасс.

— Назовите конкретные проблемные районы Пензенской области, где ситуация с теплоснабжением пока остается напряженной.

— На 12 часов дня вторника, 4 октября, это были города Сурск, Сердобск, Нижний Ломов, Спасск и Мокшан. На утро среды оставались Сурск и Сердобск, где еще есть локальные участки.

Проблемы в вышеназванных районах появились в связи с задолженностью за газ перед ресурсоснабжающими организациями: в то время как везде регулярно повышалась тарифная стоимость, я имею в виду — согласно темпам роста, дозволенным нормативными актами, в Ломове, Сурске и Сердобске цена оставалась низкой, и соответственно накопилась так называемая разница между реальной стоимостью коммунальных услуг и оплачиваемой. Именно это и создало проблему в отдельных случаях.

Однако сейчас можно смело заявить, что после вмешательства губернатора Василия Бочкарева поставлены последние точки, газовики дают разрешение на пуск тепла, после чего будут входить в судебные отношения по взысканию дебиторской задолженности с организаций коммунального комплекса. В ходе последнего совещания губернатор Василий Бочкарев очень жестко поставил вопрос о неправомерности выбивания долгов отключением тепла. Однако и население, и другие потребители должны помнить, что лучше не доводить до подобных ситуаций и оплачивать долги своевременно.

— Какие меры и шаги в рамках законодательства предпринимает областная власть, чтобы не допустить подобного или в случаях, когда конфликта не избежать, нивелировать негативные для населения последствия разбирательства организаций коммунального комплекса?

— Первое и самое главное — это разъяснительная работа. Дело в том, что организация теплоснабжения, водоснабжения и электроснабжения — это функции муниципалитета. Мы вмешиваемся там, где ресурсонабжающая организация пытается вести себя неправомочно. Здесь мы делаем разборку вплоть до публичной и через средства массовой информации доводим это до населения. В то же время губернатор постоянно лично отслеживает состояние коммунального хозяйства в области, проводит селекторные совещания, мобилизует и органы местного самоуправления, и жилищно-коммунальный комплекс, и ресурсоснабжающие организации, то есть всю ту цепочку, от которой зависит конечный результат — формирование надежного комплекса предоставления коммунальных услуг. Также областной бюджет софинансирует модернизацию коммунального комплекса.

— В текущем году в Пензенской области была проведена большая работа по переводу малоэтажного жилого фонда на индивидуальное поквартиное отопление. Сколько домов сейчас ждут этого перевода и насколько реально сделать то же самое, например, в пятиэтажках?

— Эта работа ведется в течение 7 последних лет, и в настоящее время на индивидуальное поквартирное отопление переведено практически 90% малоэтажного жилого фонда в сельской местности. Начали трогать и города, например, Нижний Ломов, Белинский, Сурск, Каменку, где существуют неэффективные источники тепла, и данная работа продолжается.

Кроме того, в Пензенской области действует программа по модернизации источников тепла, мы помогаем собственникам сетей, которыми в нашем случае выступают муниципалитеты. Софинансирование выражается в предоставлении 30% средств из бюджета региона плюс 70% должны предоставить муниципальный бюджет и собственник.

Причем это очень окупаемый проект. Если при централизованном отоплении владелец квартиры в зимний месяц платит до 3,5 тыс. рублей, то при переходе на индивидуальное эта сумма снижается до 550 рублей, а разумные затраты по переделке внутриквартирной системы с приобретением газового котла обходится в 25–30 тыс. рублей. Банки дают кредит и как раз эту самую разницу в 3 тыс. рублей можно возвращать ежемесячно без серьезного ущерба для семейного бюджета.

А областной бюджет софинансирует перекладку газовых сетей, таким образом способствуя их обновлению, и это дает очень хороший экономический эффект. В Сердобске, жители которого намучились с одной стороны с отсутствием горячей воды, а с другой — с большими потерями в коммунальных сетях, отсоединились от машзавода, муниципалитет затратил около 8 млн. рублей и обеспечил перевод около 600 квартир на индивидуальное поквартирное отопление вместо того, чтобы затратить 20 млн. рублей на ремонт ветхих тепловых сетей. Эту работу надо продолжать не только в Сердобске, но и в других городах, имеющих неэффективные источники тепла и большие потери.

Уже 14 районов Пензенской области не знают, что такое централизованное отопление населения, и если в прошлом году у нас было 16 крупных проблемных крупных участков, то в этом таковых осталось уже пять.

В пятиэтажных домах этот проект реализовать тоже вполне реально. Например, жители Нижнего Ломова сами сделали проект для пятиэтажного здания. Индивидуальное поквартирное отопление подключено и в пятиэтажках в Мокшане.

Таким образом, муниципалитеты правительство не бросает, кроме организационно-мобилизационной работы, оказываем еще и финансовую поддержку, хотя бюджет области очень тяжелый, есть дефицит, тем не менее, мы идем на это.

Мы отрабатываем и оптимальную схему работы с инвесторами, которых намерены привлекать при дроблении котельных с целью перевода квартир на индивидуальное отопление, а бюджетную сферу — на модульные котельные, уходя тем самым от лишних сетей, приближая источник тепла к потребителю и не затрачивая при этом бюджетные деньги. И на сегодняшний день в этой сфере с нами уже готовы сотрудничать четыре инвестора.

Кстати за эти последние 7 лет были выведены около 1 тыс. км ветхих тепловых сетей. Представляете, насколько снижены потери.

— Кто, на Ваш взгляд, должен нести ответственность за срыв начала отопительного сезона в том или ином районе? Существует ли законодательно установленный максимальный срок, в течение которого должны быть устранены последствия коммунальной аварии?

— Ответственность должен нести каждый участник «цепочки», в том числе и население. Почему две квартиры на лестничной площадке должны регулярно платить за оказываемые коммунальные услуги, а третья не платить, создавая при этом проблемы соседям? То же самое и местная власть, если не добилась должного результата от организации коммунального комплекса, не сумела проработать проблемные вопросы с населением, не мобилизовала людей. Коммунальное хозяйство также должно плотно работать с потребителем и не только тогда, когда пора включать отопление, но и в марте, в июне, в июле. Не оплачивают — вешать объявление, делать предупреждения, своевременно идти в суд.

Последствия любой аварии должны быть ликвидированы в срок не более одних суток. Ситуаций, когда данные сроки затягиваются, зимой у нас пока не возникало. Даже во время ликвидации последствий прошлогодней крупной аварии в Кузнецке нам удалось уложиться в эти рамки, хотя там отопления лишились более 100 домов.

Во время сильных морозов, если сеть проходит через опасный участок с низкой температурой, коммунальщики обязаны слить воду и вновь заполнить теплоноситель в течение 24 часов. Конечно, наиболее правильным является заблаговременная профилактика, и бремя этой ответственности ложиться на муниципалитет и других собственников, которые обязаны предусмотреть в своем бюджете средства на восстановление котельных и ветхих сетей, а следовательно — обеспечение надежного теплоснабжения.

— Спасибо за содержательную беседу!

Новости партнеров
Актуальное