02:33:53 Суббота, 20 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Нам нужно научиться продавать свои конкурентные преимущества — Владимир Волков

12:28 | 16.11.2011 | Интервью

Печать

Пенза, 16 ноября 2011. PenzaNews. Первый заместитель председателя правительства – начальник управления инвестиционного развития Пензенской области Владимир Волков в интервью информационному агентству «PenzaNews» озвучил основные итоги прошедшего в Пензе IV инвестиционного форума, обозначил свое видение работы по дальнейшему привлечению в регион инвестиций, а также назвал основные конкурентные преимущества области.

Первый заместитель председателя правительства Пензенской области Владимир Волков

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

— Владимир Федорович, с 27 по 29 октября в рамках гуманитарного форума «Проект Провинция» в Пензе прошел IV инвестиционный форум региона. Какие особенности Вы для себя отметили в ходе проведения мероприятия в этом году? Расскажите подробнее о заключенных соглашениях и намеченных сроках реализации данных проектов.

— По сравнению с предыдущими форумами, в этом, на мой взгляд, было больше всего реализма. То есть там не было раздувания щек по поводу проектов, которые уже реализованы и с которыми все в порядке. Хотя это тоже иногда нужно. Это создает фон для потенциальных инвесторов, чтобы они видели: ранее также подписывались соглашения, и проекты работают.

Но в этот раз инвестиционная составляющая сосредоточилась на проектах, возможность реализации которых очень высока. И если раньше мы подписывали соглашения десятками, то в этот раз мы подписали пять: четыре на форуме и одно — в рабочем порядке. Общая сумма инвестиций по этим проектам составила около 24 млрд. рублей.

Что касается реализации проектов, то интересно следующее — по одному из них уже в ноябре начались работы. Я говорю о строительстве в Кузнецком районе крупнейшего в Восточной Европе завода по производству шампиньонов.

По свинокомплексам, которые представляла «Пензенская зерновая компания», принято принципиальное положительное решение, отведена земля и идет проектирование.

Работы по проекту возведения комбината строительных материалов на основе минералов, которые имеются в Никольском районе, пока не начаты, но степень его реализации высока. Уже пошли платежи по проекту строительства завода по производству фильтровальных порошков ООО «Квант» в Никольском районе.

Для меня как для бывшего бизнесмена очень хорошим индикатором запуска проекта является момент, когда инвестор вкладывает первые деньги, даже независимо от суммы. Это говорит о том, что принципиальное решение принято и проект может не состояться только в том случае, если после первых платежей выяснится, что его реализации препятствуют какие-то технико-экономические параметры.

Если говорить об особенностях проведения и организации IV форума, то в этом году мы немного изменили стиль представления наших инвестиционных возможностей, отошли от способа презентации каждого района и перешли к функционалу — собрали блок сельского хозяйства и пищевой переработки, блок промышленности, инновационный блок, который, я уверен, может стать серьезной составляющей экономики Пензенской области. Правда, мы обычно забываем про то, что инновационные идеи необходимо довести до промышленного производства. В отчетах стоят галочки — сколько патентов и авторских свидетельств получено, сколько зарегистрировано товарных знаков. Но это лишь самое начало, фон, на котором, собственно говоря, и должна работать экономика.

Чем вообще отличаются инновационные проекты от любых других проектов? С точки зрения экономики, они отличаются сверхприбылью и, как правило, чистым рынком, то есть идет создание нового продукта. Поэтому такие проекты очень любят венчурные инвесторы — на них можно много заработать. Тот, кто первым вышел на рынок, может назвать любую цену.

Инновационный стенд у нас был. Он, конечно, невзрачный, потому что просто опыта нет ни у нас в области, ни в целом в России представить такие идеи ярко. Стенды были рабочие. Если бы подошел специалист, он бы разобрался, а инвесторы не всегда специалисты. Есть люди, которые инвестируют в то, что они умеют, а есть инвесторы, которые, например, заработали деньги на нефти и ищут, во что бы их вложить. Таких голой прагматичной информацией не заловить, а мы пока не умеем продавать. Однако самое главное, что мы это знаем, признаем этот недостаток и уже исправляем — учимся продавать свои конкурентные преимущества.

Выявил ли форум дополнительный потенциал экономики региона, помимо заключенных соглашений?

— По итогам общения в рамках форума я лично уже провел две встречи — съездил в Ростов, где провел переговоры с предпринимателями из Турции по поводу вложения денег в пищевую отрасль. Речь о переработке, хранении и продаже овощей.

А вторая тема связана с выходом на рынки запасных частей для авиации. У нас в гостях был представитель такой компании. Это международный многомиллиардный бизнес, и данный рынок формируется независимо от предприятий-производителей самолетов. В случае, если мы серьезно зайдем в эту отрасль, то получим способ развивать в регионе металлообработку, приборостроение и электронику. Работа уже ведется через «Корпорацию развития Пензенской области», которая для меня как для члена правительства, отвечающего за инвестиционную составляющую, является основным инструментом.

— Состоявшийся форум прошел в несколько нетрадиционном формате. Успешным ли, на Ваш взгляд, оказался опыт проведения инвестиционного форума совместно с гуманитарным?

— Мой коллега Юрий Иванович Кривов сказал, что этот форум прошел в рамках event-маркетинга — событийного маркетинга. Мы очень здорово придумали, что объединили в один форум эмоциональную составляющую и рациональную. Если бы этого не было, то был бы «форум яйцеголовых» — умные собираются, что-то обсуждают... А здесь все прошло на фоне события, которое было широко растиражировано средствами массовой информации. К нам приехали известные деятели искусства и столичные журналисты, которые придали форуму своеобразную атмосферу. Это эксперты, которых уважают. И именно благодаря этому потенциальные инвесторы увидели, что в Пензе не боятся тратиться на создание среды, на понимание своей миссии как области. Мы показали, что губернатор, наряду с прочим, не жалеет вложения денег в развитие личности, в детство, в обучение.

Таким образом, мы представили рациональные проекты на фоне положительного имиджа. Я думаю, в России такое было впервые. Я очень внимательно слежу за подобными событиями и пока не видел настолько удачного сочетания. А поскольку губернатор заявил, что у «Проекта Провинция» в следующем году однозначно будет продолжение, мы уже по-другому посмотрим на инвестиционную составляющую и сделаем шаг вперед даже по сравнению с этим годом.

Я пока не могу сказать, в какой конкретной форме это пройдет, но точно знаю, каких ошибок мы постараемся избежать. Нам заранее нужно найти человека, который, скажем, интересуется диатомитами в Никольске, привезти его и показать ему стенд, на котором написан объем залежей, вес, глубина залегания и так далее. Но ведь сейчас появляется много инвесторов, которые вкладывают деньги в непрофильный бизнес, и их надо завлекать вот этим праздником, а на фоне праздника делать такое же яркое представление бизнеса. Я думаю, в следующий раз мы это сделаем.

— И все-таки, Владимир Федорович, выгоднее точечно работать с инвестором или проводить массовые мероприятия, подобные прошедшему форуму?

— Дело в том, что мы часто путаем создание инвестиционных условий и привлечение инвестиций. Это две совершенно разные вещи. И когда мы говорим о том, что вкладываем огромные деньги в создание инвестиционной привлекательности области, а инвестиций нет, то это означает лишь одно — вторая часть работы не делается. Создание инвестиционных условий в области — это инструмент для людей или структур, которые точечно ищут инвестора. То есть мы с вами накрываем стол, при этом гости не знают, что стол накрыт, и ходят мимо. Но если мы повесим флаг, что стол накрыт, то туда и бомжи могут прийти. Они же не знают, кого мы ждем. Поэтому просто писать во всех газетах о привлекательности области для инвесторов — это выстрел в никуда.

Например, благодаря принятию закона о государственно-частном партнерстве, кстати, Пензенская область одной из первых применила данное законодательство на практике, мы создаем необходимый фон. В то же время лично я и моя команда занимаемся поиском потенциальных инвесторов, зная, что у нас очень хорошее положение с точки зрения безопасности бизнеса, что у нас доступный губернатор, а так далеко не везде, зная, что у нас действует закон о государственно-частном партнерстве и главное — есть опыт работы в этой части, зная, что между губернатором и Законодательным собранием нет разногласий, что у нас в сельском хозяйстве успешно работают шесть компаний с иностранным капиталом — для инвесторов это сигнал, причем сигнал положительный.

Поэтому я отвечаю на Ваш вопрос — идут две непрерывные работы. Одна — создание имиджа, фона региона, сюда входят и форумы, и зарубежные презентации, то есть «вывеска с накрытым столом», а вторая — поиск необходимых гостей, и это наша работа.

— Развитие каких отраслей экономики, на Ваш взгляд, является наиболее перспективным в данной работе?

— В приоритете — сельское хозяйство и пищевая переработка, это главное на сегодняшний день и эта отрасль мне близка — за 2,5 года на посту министра сельского хозяйства региона я довольно серьезно туда влез. Помимо этого, у Пензенской области хороший потенциал по переработке леса, причем с применением самых современных технологий. По факту получилось так, что мы не можем использовать примитивные технологии переработки леса. Если в Коми достаточно взять кусок леса, спилить и продать, то у нас такого леса нет, но есть то, что мы можем использовать в качестве сырья для альтернативных источников энергии.

Кроме того, хотелось бы сохранить технологии и рабочие места в отрасли машиностроения, и тут мы идем по пути создания совместных предприятий и трансферта технологий.

В Пензенской области есть еще одно конкурентное преимущество. Я его, честно говоря, еще четко не осознал и в цифрах назвать не могу, но регион оказался удачно расположенным с точки зрения международных авиамаршрутов, а это, оказывается, очень серьезный актив. У области высокий потенциал развития грузовых перевозок — так называемый хаб, потому что Москва «задыхается» от самолетов с китайским грузом. Вот это тоже очень интересная тема, мы ей занимаемся вплотную. И я готов рассказать вам о ней более подробно в следующих интервью.

— Спасибо за интересную беседу!

Актуальное