16:36:00 Пятница, 29 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

За последнее десятилетие ситуация в культуре кардинально изменилась — Галина Майорова

09:02 | 08.12.2011 | Интервью

Печать

8 декабря 2011. PenzaNews. Представители пензенской общественности продолжают активно обсуждать интервью ИА «PenzaNews» с руководителем народного хореографического ансамбля «Каблучок» Светланой Мурановой, в котором были затронуты проблемы поддержки сферы культуры на государственном уровне, а также изучения и сохранения культурного наследия России.

Руководитель хореографического ансамбля «Галатея» Галина Майорова

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

На минувшей неделе в редакцию агентства обратилась педагог высшей категории, руководитель хореографического ансамбля «Галатея», член жюри проекта «Танцующая школа» Галина Майорова, которая решила представить свое видение сложившейся ситуации, а также рассказать о мерах, которые уже предпринимаются в регионе в сфере поддержки культуры.

— Галина Анатольевна! Во-первых, от имени ИА «PenzaNews» хочется поблагодарить Вас за внимание к ленте новостей агентства: для нас это очень важно, а также за активную гражданскую позицию, которая побудила Вас обратиться в редакцию. Но что же именно в интервью со Светланой Мурановой Вас так взволновало?

— Проблема поддержки культуры государством, озвученная Светланой Идеевной Мурановой, безусловно, актуальна. Но я, прежде всего, не согласна с тем, что в этом направлении ничего не делается. За последнее десятилетие были предприняты шаги, которые позволили значительно улучшить ситуацию в области изучения и сохранения культурного наследия России. Большую поддержку сфере культуры в Пензенской области оказывает министерство культуры и ахива совместно с министерством образования.

В регионе существует очень много коллективов народного танца, среди них — пензенские «Вензеля», «Зоренька», «Веснушки», «Каблучок», «Карусель», «Задоринка», «Оберег», «Игрица», «Казачья застава», сердобское «Солнышко», пачелмский «Родничок», кузнецкое «Раздолье» и другие. Кроме того, ведется поисковая, исследовательская работа, которой занимаются фольклорные ансамбли «Русские сувениры» из Каменки, «Тол мар» из Белинского района, «Яблонька» из Башмаковского района и «Веснушка» из села Канаевка.

Пензенская область радеет за народный танец. В итоге наш город знают как столицу хореографии России. На конкурсах нас воспринимают как сильных конкурентов уже потому, что мы из Пензы.

Не согласна я и с тем, что над детьми, которые занимаются народным танцем, смеются в школе. В моей практике такого не было. Как я уже сказала, народные коллективы из Пензы выступают на очень высоком уровне, поэтому ребенок, регулярно занимая призовые места в составе ансамбля, испытывает гордость, а не стыд. Дети понимают, что они пропагандируют русскую культуру, национальный народный танец, являются патриотами, что сегодня, безусловно, ценится в обществе. Может быть, раньше и было непрестижно заниматься народным танцем, но сейчас ситуация изменилась.

— Если говорить не только о народном танце, а вообще о пензенских детских творческих коллективах сферы культуры и образования, то, на Ваш взгляд, они взаимодействуют друг с другом или, скорее, существуют совершенно обособленно?

— В последние годы коллективы «культуры» и «образования» очень сильно сплотились. Произошло это во многом благодаря таким массовым мероприятиям, как Спартакиада школьников, Универсиада, Российско-китайские игры, которые проходили в нашем регионе. Наши дети всегда участвуют в них, выступают на торжественных церемониях. Подобные проекты одновременно объединяют до 3 тыс. детей из разных коллективов — народных, эстрадных, спортивных и других. Со временем получилось, что дети уже не только знакомы, но и дружат. Конечно, сплачивает и сама хореография. Например, «эстрадники» учатся у «народников» и наоборот. Происходит своего рода интеграция одного направления в другое. Безусловно, среди коллективов бывает и конкуренция, но только во время конкурсов. И она стала сейчас настолько здоровая, что дети искренне радуются победам соперников, с которыми в обычной жизни их связывает дружба.

— Галина Анатольевна, Вы являетесь членом жюри проекта «Танцующая школа», о котором также упоминала в своем интервью Светлана Муранова. Расскажите, пожалуйста, о нем подробнее: в чем заключается идея проекта?

— Проект «Танцующая школа» стартовал в декабре 2009 года по инициативе Василия Бочкарева. Изначально он был рассчитан на полгода и существовал в течение этого срока как пилотный вариант. Основная идея «Танцующей школы» заключалась не в том, чтобы сделать из школьников профессиональных танцоров, а чтобы обучить их массовому танцу, элементарным движениям. Что это дает? Во-первых, здоровье и хорошую осанку. Во-вторых, обучение танцу знакомит учеников с основами этикета и манерами поведения в обществе, а также способствует развитию межличностных отношений.

Через полгода стало ясно, что у нас вся область хочет танцевать. Проект настолько пришелся по душе: Вы просто не представляете! По завершению полугодия мы провели конкурс костюма среди участников «Танцующей школы». Люди сшили шикарные наряды из элементарных тканей, поставили сюжетные номера – их выступления были пронизаны уважением и любовью к танцу. К процессу подключились педагоги и родители. Например, в Верхнем Ломове был показан потрясающий танцевальный номер, основной парой которого стали директор школы искусств Блинов Анатолий Алексеевич и директор обычной общеобразовательной школы Тетюшева Лариса Ивановна. Кроме них, выступали ученики разного возраста, была видна преемственность поколений. И так было почти во всех районах области.

Я абсолютно не согласна со словами Светланы Идеевны, что проект «реализуется ради галочки». Это уникальный случай, когда инициатива «сверху» нашла такой отклик у людей и воплощается с большим энтузиазмом.

— Тогда поясните, пожалуйста, как именно реализуется проект: кто обучает школьников танцам и с какой периодичностью проходят эти занятия?

— Важно понимать, что проект «Танцующая школа» предполагает свободную форму реализации. Нет четкого регламента, который предписывал бы, сколько часов в неделю должно быть отдано танцам и кто именно должен их проводить.

Руководители школ сами решают, каким образом проект будет воплощаться в их учебных заведениях. Реализаторами проекта становятся хореографы, педагоги дополнительного образования, а в тех школах, где их нет, — педагоги непрофильных предметов, родители или старшеклассники. Все они регулярно принимают участие в мастер-классах, где получают практические навыки, которые затем применяют на занятиях со школьниками. Повторюсь: здесь нет задачи обучения профессиональных танцоров, речь идет о воспитании танцевальной культуры, формировании основных танцевальных навыков и обучении массовому танцу.

Но везде работа строится по-разному. Некоторые школы отдали под проект третий урок физкультуры, другие танцуют на переменах. Там, где есть хореографические коллективы, одно занятие из четырех может быть посвящено проекту.

— Каким танцам обучаются дети в рамках проекта «Танцующая школа»?

— Сначала это были вальс, кадриль и полонез. После первого полугодия, когда появились заметные результаты проекта и было принято решение продлить его, мы дополнили список. В результате школьники могут изучить до восьми танцев: польку, вару-вару, риле, полонез, кадриль, вальс, краковяк или любой народный танец. Дело в том, что дети развиваются, стремятся повышать свой профессиональный уровень, чтобы достойно выглядеть на сцене. Им хочется не только массового исполнения, но и качества, и хореографического разнообразия.

— Галина Анатольевна, не являются ли занятия в рамках проекта лишней нагрузкой для школьников?

— Зависит от того, как на это посмотреть. С одной стороны, в школе ребенок все время сидит. К нам, в учреждения дополнительного образования, он приходит не за нагрузкой, а за сменой вида деятельности, за интересом. Так мы можем выявить одаренных детей и развивать их способности. С другой стороны, возможно, иногда и получается эффект «обязаловки». Но если ребенок не хочет, его никто заставлять не будет.

— То есть он может просто не ходить на занятия танцами?

— Конечно, может. Но ведь если весь класс танцует, а он не танцует, получается какой-то антагонизм. Дети так не поступают.

— А как воспринимается проект учителями школ, для них же это тоже дополнительная нагрузка?

— Безусловно, занятость у школьных учителей и у педагогов дополнительного образования огромная. Но они находят время. На отдельных местах, конечно, есть перегибы, как и в любом деле, но это уже вопрос к стилю руководства. Руководители везде разные — кто-то заставляет, кто-то нет.

Для педагогов постоянно проводятся мастер-классы. И наши учителя настолько прониклись занятиями танцами, что уже стали приезжать на них не в спортивной форме, а в одежде, приближенной к хореографии, и специальной обуви. Это показывает их уважение к танцу и стремление выглядеть в нем профессиональнее.

— Галина Анатольевна, Вы обладаете данными о том, сколько человек вовлечено в проект «Танцующая школа»?

— В его реализацию включились 500 школ Пензенской области, а это более 100 тыс. школьников. На каждый семинар собираются по 100–150 педагогов. Так, если в области проводится 4 выездных мастер-класса, на них съезжаются около 500 реализаторов проекта.

— Галина Анатольевна, давайте сейчас поговорим о том, какие проблемы, на Ваш взгляд как педагога учреждения дополнительного образования, необходимо решить в сфере культуры?

— В первую очередь, проблемы финансирования. Здесь я полностью согласна со Светланой Идеевной. Почему-то у школьных учителей больше привилегий, чем у педагогов дополнительного образования и руководителей кружков в сфере культуры. Получается, что пока образованию детей оказывается большая поддержка по сравнению с воспитанием. Но во всех программах речь идет уже о том, что именно на воспитании надо делать акцент. Я считаю, что в системах культуры и образования надо повышать зарплату.

Средства также необходимы, например, на поддержку коллективов. Сейчас хорошо поощряется активная молодежь. Это уже замечательно, но таких детей единицы, а в учреждениях дополнительного образования занимается масса школьников. Возникает вопрос, как им помочь?

Кроме того, сегодня много качественных коллективов в любом виде художественного творчества, которые могут выезжать за пределы области. Для этого тоже нужны финансы.

Возможно, нам следует научиться работать со спонсорами, так как пока те, у кого есть деньги, не всегда охотно идут навстречу. С другой стороны, спонсоров на все коллективы не хватит, поэтому важно выработать определенную политику в отношении систем государственной и частной поддержки.

— Какие еще проблемы, кроме финансовых, требуют решения?

— Необходимо заняться изданием специальной литературы, освещающей, в частности, историю танца и его региональные особенности. Также большое значение для коллективов имеет возможность обмена опытом с другими регионами — проведение семинаров на уровне преподавателей высших школ из Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и других регионов, где работа поставлена очень профессионально. Следует привозить к нам специалистов, которые могут проводить семинары и мастер-классы, и создавать возможность участия не только для пензенских педагогов, но и для представителей сел. Сейчас не у всех есть средства, чтобы приехать в Пензу.

В нашей сфере работают энтузиасты и фанаты своего дела. Обучение в школе является обязательным. Занятия в учреждениях дополнительного образования детей проходят на добровольной основе, в связи с чем возникает необходимость включения воспитанников в интересные творческие проекты, поиск разнообразных форм воспитания. Задача педагога дополнительного образования не просто сформировать знания, умения и навыки по определенному профилю, а заинтересовать ребенка настолько, чтобы дополнительные занятия он воспринимал как возможность самовыражения, самореализации и с радостью отдавал свободное время любимому делу.

— Галина Анатольевна, а дети, действительно, приходят сами, или они все-таки следуют воле родителей?

— По-разному. Бывает, что ребенок сам хочет, случается, что приводят родители. Естественно, любой родитель заинтересован в том, чтобы ребенок был здоров и чем-то занимался, был разносторонне развитым. Но мы, в любом случае, беседуем, пытаемся понять интерес и развить его. Думаю, что у нас это в большинстве случаев получается.

— Спасибо Вам за интересную беседу!

Галина Анатольевна Майорова родилась в Пензе в 1968 году.

Окончила хореографическое отделение Пензенского культурно-просветительного училища. С 1986 года работает в системе дополнительного образования.

С 1994 года является руководителем хореографического ансамбля «Галатея» — лауреата областных и международных фестивалей и конкурсов.

Выступала помощником главного режиссера торжественных церемоний открытия и закрытия III и IV летних спартакиад учащихся России, летней универсиады студентов и международных российско-китайских игр, проводимых в Пензе.

В настоящее время является начальником отдела организационно-массовой работы и художественного творчества Центра развития творчества детей и юношества. Входит в состав жюри областного фестиваля детских хореографических коллективов «Здравствуй, мир!», курирует проект «Танцующая школа».

Актуальное