11:19:30 Суббота, 20 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Онлайн-конференция с Русланом Гуляевым: ответы на вопросы

14:00 | 22.10.2015 | Онлайн-конференции

Печать

Пенза, 22 октября 2015. PenzaNews. Заместитель министра образования Пензенской области Руслан Гуляев ответил на вопросы жителей региона в ходе онлайн-конференции, организованной на сайте ИА «PenzaNews» в четверг, 22 октября.

Заместитель министра образования Пензенской области Руслан Гуляев

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

В качестве темы для общения была выбрана подготовка кадров с учетом потребностей рынка труда в Пензенской области.

Всего в адрес Руслана Гуляева поступило 8 вопросов, которые прошли предварительную модерацию редакцией агентства.

Подробные ответы на них представлены ниже.

Инна Викторовна: Добрый день! На межрегиональном совете по профобразованию в Пензе 14 октября врио министра Александр Геннадьевич Воронков сказал, что создание крупного многопрофильного колледжа наряду с многочисленными преимуществами несет и проблемы. Мол, как и любая крупная структура, учреждение оказывается неповоротливым, не может быстро реагировать на изменяющиеся запросы работодателей. Вы согласны с этим? И стоит ли понимать слова Александра Геннадьевича в таком контексте, что все, что укрупняли, теперь будут просто-напросто дробить? Очень интересно было бы узнать!

Руслан Гуляев: Вопрос задан не совсем корректно. Я как государственный служащий в соответствии с федеральным законом [федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»] не могу комментировать высказывание своего руководителя.

Анатолий Юдаев: Если не ошибаюсь, так называемая «дуальная система» образования внедряется в Пензенской области уже несколько лет. Каковы предварительные результаты? На Ваш взгляд, привлечение молодежи на предприятия со студенческой скамьи на самом деле приносит плоды? Или же реальность на пензенских производствах имеет обратный эффект и отталкивает начинающих специалистов?

Руслан Гуляев: По нашему мнению, дуальная система обучения — перспективная модель подготовки квалифицированных кадров. Сам термин «дуальное обучение» не является нормативным, то есть не закреплен юридическим образом. Но, как правило, под этим понимаемся обучение на рабочем месте — совмещение трудовой деятельности и обучения. В силу особенностей нашего законодательства не все могут быть охвачены данной формой обучения.

Всего на данный момент в Пензенской области в данном процессе задействованы 1 тыс. 679 студентов. Они работают у 380 работодателей.

Дуальное обучение может приблизить квалификацию выпускника к требованиям работодателя. Но следует заметить, что это только один из инструментов. Есть и ряд других возможностей для того, чтобы выпускники колледжей и техникумов были более востребованы на рынке труда.

Наиболее успешно эта модель реализуется в строительной отрасли Пензенской области — там, где есть активная позиция со стороны Союза пензенских строителей, которые готовы трудоустраивать студентов во время учебы и нести сопутствующие риски и издержки.

Семен: Начало 2015 года оказалось ознаменовано потрясениями не только на финансовых рынках. Произошли качественные изменения на рынке труда, и Пензенская область не стала исключением. Часть персонала на предприятиях попросту высвободилась — у всех на слуху, например, была ситуация с заводом «Пензадизельмаш». Так вот, собственно, вопрос. В условиях, когда на рынок труда выходят опытные сотрудники, попавшие под сокращения, и тут же пытается найти работу перспективная, хотя зачастую и только в теории, молодежь, каковы шансы у нее все-таки получить работу?

Руслан Гуляев: Каждое учреждение профессионального образования имеет тесную связь с предприятиями. Предыдущий вопрос был о дуальном образовании, это как раз один из инструментов, который позволит выпускникам закрепиться на данном месте работы.

Другой инструмент — изменение учебного плана, и это уже делается образовательными организациями, когда производственная практика сосредотачивается на последнем курсе обучения. Студент трудоустраивается с привязкой к конкретному рабочему месту предприятия и в течение нескольких месяцев имеет возможность проявить себя на производстве, тем самым повышая свои шансы на трудоустройство.

А если говорить о столкновении квалифицированного рабочего и молодежи — это риторический вопрос, потому что нужно исходить из конкретной ситуации и тех нужд и требований, которые предъявляются предприятием.

Галия: Руслан Александрович, здравствуйте! Поясните, пожалуйста, как наше министерство определяет, какие специалисты востребованы сейчас, какие нет, а какие будут востребованы, например, через пять лет? И еще хотела бы добавить. Эта востребованность должна как-то, по моей логике, сочетаться с оплатой труда, но ведь такого не происходит на деле. Бывает, что молодой специалист востребован, но платить ему готовы столько, что просто стыдно сказать.

Руслан Гуляев: Структура контрольных цифр приема для образовательных организаций ежегодно устанавливается распоряжением правительства Пензенской области, в котором содержатся количественные значения по каждой профессии, специальности, направлению подготовки. Они формируются на основе предложений исполнительных органов государственной власти Пензенской области, муниципальных образований, объединений работодателей, данных автоматизированной системы прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда. Здесь следует оговориться, что, как правило, этим распоряжением устанавливаются контрольные цифры приема по программам среднего специального образования. Необходимо помнить, что для высшего образования контрольные цифры устанавливает Минобрнауки РФ или другой учредитель.

Также не следует забывать, что есть еще короткие программы, переподготовка, повышение квалификации. Если возникает острая потребность у работодателя в срочной подготовке определенного количества работников, он может воспользоваться короткими программами, не дожидаясь выпуска по программам СПО [среднего профессионального образования].

По поводу востребованности и оплаты труда, мне кажется, что Вы ошибаетесь, потому что если специалист востребован, он получает достойную зарплату. С другой стороны, когда человек начинает свою трудовую деятельность, требовать максимальный размер оплаты труда, наверное, не совсем корректно.

Сергей Анатольевич: Мой сын заканчивает школу. Могу отдать его в техникум, а могу — в вуз, на инженера. В институт-то престижнее. Но душа у него лежит к машинам. Хочет работать автослесарем. Одно другому не мешает — хоть и не по специальности, зарабатывать будет. Но вообще у нас в Пензе где-то учат на механиков?

Руслан Гуляев: Если брать укрупненные группы специальностей, то все, что связанно с транспортом и дорожным хозяйством, у нас на втором месте по приему после сельского хозяйства.

Получить профессию автомеханика или схожую, например, «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», можно в пензенском многопрофильном колледже, нижнеломовском многопрофильном техникуме, кузнецком многопрофильном колледже, каменском техникуме промышленных технологий и предпринимательства.

Стоит отметить, что профессия автомеханика пользуются популярностью среди населения, поэтому, чтобы гарантированно поступить, нужно иметь хороший аттестат, потому что, как правило, поступление идет по конкурсу аттестатов.

Наталья: Уважаемый Руслан Александрович! Очень волнует проблема трудоустройства выпускников ПГУ. Сын учился по целевому направлению от ФГУП «ПО «Старт», однако после окончания института все, что ему смогли предложить, — это стажировка от центра занятости за очень смешные деньги. Но дело даже не в деньгах, а в том, что стажерами на производстве никто не хочет заниматься — получить дополнительные знания по профессии, повысить свою квалификацию нереально. Стажировка — пустая потеря времени. А вакансий, даже для целевиков, оказывается, нет, хотя на момент посещения отдела кадров на сайте ПГУ была размещена контактная информация ФГУП «ПО «Старт» в разделе о трудоустройстве выпускников по интересующей специальности. Спасибо.

Руслан Гуляев: В данном случае все зависит от конкретных обстоятельств и от того, что было прописано в договоре, когда человек выпустился и так далее. Здесь много уточняющих вопросов нужно задать. Я предлагаю Вам обратиться непосредственно в министерство [образования Пензенской области] и записаться ко мне на прием для детального рассмотрения Вашей проблемы.

Максим: Обучаюсь в ПГУ на IT-специальности. Хотелось бы поднять проблему несоответствия учебных планов потребностям рынка труда. Вакансий много, зарплаты высокие при наличии опыта работы по специальности 1–2 года. Без опыта работы вакансии встречаются очень редко, но даже для такого трудоустройства необходимы элементарные начальные знания, которых нам не дают во время обучения. В учебном плане — изучение языков программирования, которые уже мало используются, устаревших технологий. Было бы замечательно закончить ПГУ со знаниями, которые помогли бы быстро найти работу.

Руслан Гуляев: Если говорить о предъявлении требований со стороны работодателей к соискателям, понятно, что работодатель вправе требовать соответствующей квалификации и опыта от человека, который хочет устроиться на работу. Насколько мне известно, в Пензе активно действует ассоциация разработчиков программного обеспечения «Secon» с проектом IT-лаборатории, которая является как раз площадкой для приобретения начального опыта, где школьники, студенты техникумов, колледжей и высшей школы имеют возможность разрабатывать свои проекты. Поэтому, если говорить о специальностях IT-направленности, я предлагаю попробовать себя на данной площадке.

Что касается учебного плана ПГУ, то данный вопрос относится к компетенции университета. Вы своим обращением, возможно, привлечете внимание представителей вуза к содержанию образовательных программ.

Александр: Добрый день, Руслан Александрович! Сколько молодых людей, на которых тратятся деньги налогоплательщиков, чтобы они получили образование, трудоустраивается по специальности?

Руслан Гуляев: Я хочу отослать Александра к порталу Минобрнауки «Мониторинг трудоустройства выпускников», где он может ознакомиться с цифрами не только по Пензенской области, но и по другим регионам, посмотреть географию, долю трудоустройства, посмотреть уровень заработной платы в разрезе специальностей, направлений подготовки, а также среднюю зарплату.

Этот мониторинг пока касается только выпускников вузов, но скоро подобная система заработает и в отношении среднего профессионального образования. Мониторинг рассчитывается на основе данных Пенсионного фонда, то есть возможность каких-либо подтасовок со стороны образовательных организаций исключена.

Нужно отметить, что есть в отношении СПО [среднего профессионального образования] некоторая специфика, так как часть выпускников СПО продолжает обучаться в высшей школе, значительная часть призывается в ряды Вооруженных сил, кто-то находится в декретном отпуске и так далее. И если брать в совокупности выпускников среднего профессионального образования, то их занятость составляет около 95%. При этом по высшей школе уровень официального трудоустройства составляет 80% от общего числа выпускников.

Еще раз повторюсь, если Александр ознакомится с порталом, то думаю, что его интерес будет полностью удовлетворен.

ИА «PenzaNews» благодарит своих читателей за заданные в ходе онлайн-конференции вопросы, а Руслана Гуляева за подробные ответы на них.

Актуальное