04:53:52 Четверг, 25 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Музейное дело

Энциклопедия

Началом музейного строительства Пензенского края являются 1850-е годы, когда существовал музей, где хранился гербарий, составленный П.Т. Морозовым, коллекция птичьих яиц, составленная А.П. Горизонтовым, а также образцы почв и орудий для шелкозаводства.

В 1880-х годах Ф.Ф. Федоровичем была разработана программа создания в Пензенской губернии местных музеев. Первым общественным музеем в губернии стал музей Пензенского статистического комитета.

В 1892 году открывается картинная галерея. В 1901 году создан музей Пензенской ученой архивной комиссии (ПУАК). В 1902 году — древлехранилище при духовной семинарии. В его собрание входили старинные иконы, книги, облачения, церковные сосуды. В 1905 году — естественно-исторический музей ПОЛЕ и т.д.

Создатели музеев заложили основы всех направлений музейной деятельности: комплектование коллекций по истории края, популяризация имеющихся материалов, открытая для посещения экспозиция, публикации, лекции, периодические отчеты в печати, научная обработка материалов.

С установлением советской власти музейное дело становится частью государственной политики в области культурного строительства. В 1919 году при губернаторском отделе народного образования создан отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. С начала 20-х годов была создана музейная комиссия при губполитпросвете. Основную работу в ней вел секретарь Б.Н. Гвоздев. В 1921—1926 годах при гороно действовало губернское управление по делам музеев и охране памятников искусства, старины, народного быта и природы. В 1920-х годах в губернии местными энтузиастами созданы музеи краеведческого профиля в Кузнецке (1926, И.В. Клестов), Наровчате (1925, В.П. Россин), Сердобске (1919). На 1928 году в губернии имелось 5 уездных (в Саранске, Беднодемьяновске, Краснослободске, Нижнем Ломове, Чембаре) и 4 волостных (в Наровчате, Мокшане, Николо-Пестровке, Головинщине) музеев, но существование их было весьма призрачным из-за недостатка средств и работников. В 1929 году в Пензе числилось 7 музеев: музей Пензенского края (краеведческий), окружной педагогический, криминальный, производственный музей технического мастерства, окружной антирелигиозный музей (закрыт в 1941), музей по воздушно-химической обороне, музей Дома санитарного просвещения.

В 1930 году 1-й всесоюзный музейный съезд рекомендовал «показ вещей» заменить «показом идей», т.е. вместо подлинных памятников экспонировались макеты, графики, муляжи, малохудожественные картины-иллюстрации. Таким образом, музей из научного центра превращался в культурно-просветительское учреждение с четкой идеологической установкой. Из музеев изгонялись лучшие научные кадры как «идеологически чуждые современным требованиям в области научных знаний и общественной жизни». Были сняты с работы директор краеведческого музея Е.К. Штукенберг, зав. геологическим отделом А.А. Штукенберг, зав. археологическим и этнографическим отделом Н.И. Спрыгина, зав. промышленным отделом Н.Д. Протасьев («как бывший помещик»). Научная работа музея характеризовалась как «бесплодная с точки зрения общественной полезности», «малопригодная для разрешения современных практических вопросов».

Но даже в эти сложные годы деятельность энтузиастов не затухала. В Чембарском районе созданы трудами А.И. Храмова мемориальные музеи В.Г. Белинского (1938, Чембар) и М.Ю. Лермонтова (1939, с. Лермонтово). В 1945 году открыта первая экспозиция музея А.Н. Радищева (с. Радищево Кузнецкого района, первый директор А.И. Персанова). Однако культурный уровень этих музеев был низок. Основной задачей экспозиции был рассказ о жизни писателя и одновременно о «выполнении его заветов» тружениками села. Использовались всевозможные репродукции, фотографии, копии, вырезки из газет, разрозненные вещи, в разностильных рамках прикрепленные или наклеенные на стены. В музее Лермонтова при недостатке изобразительных материалов А.И. Храмов сам рисовал картины.

В годы Великой Отечественной войны деятельность музеев была частично свернута, но музеи не закрывались. В них читались лекции, задачей сотрудников стало сохранение коллекций. Экспонировались материалы эвакуированных из Орла музеев И.С. Тургенева и краеведческого, устраивались выставки.

В середине 1950-х годов началось оживление музейной жизни. В краеведческий музей приходят новые сотрудники, возрождается интерес к истории края, создаются новые экспозиции (директор А.А. Магдеев, М.Р. Полесских, заслуженный работник культуры Ю.И. Суворова, А.Р. Раджувейт). В 1959 году на базе Пензенского краеведческого музея (ПКМ) был проведен семинар краеведческих музеев РСФСР.

В 1960—1980-х годах активное развитие Музейного дела связано с Г.В. Мясниковым, секретарем ОК КПСС. Краеведы и музейные работники нашли в его лице поддержку, что дало повод говорить в центральной печати о «музейном ренессансе на пензенской земле». Была поставлена задача расширения музейной сети, создания районных краеведческих музеев, музеев предприятий, школ, сел, колхозов. К началу 1980-х годов в области работало более 900 музеев на общественных началах. Появлялись музеи, связанные с именами известных земляков и исторических деятелей: музей-читальня И.Н. Ульянова (Пенза, 1970), музеи А.Г. Малышкина (Мокшан, 1977), А.И. Куприна (Наровчат, 1981), музей сценического искусства им. В.Э. Мейерхольда (Пенза, 1984), литературный музей (Пенза, 1989), музей В.О. Ключевского (Пенза, 1991). В 1983 году открыт уникальный для своего времени и первый в стране музей одной картины. В пензенском отделении Художественного фонда создана группа художников, разрабатывающих дизайн музеев Пензы (А.Н. Косырев, И.К. Климов и др.).

В 1975 году создано Объединение государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области (организатор и первый директор В.П. Арзамасцев). В 1988 году под руководством ПКМ объединяются районные, краеведческие музеи. Благодаря вниманию и поддержке управления пензенские музеи становятся базами для проведения научных семинаров и конференций. Их опыт активно пропагандируется, получает высокую оценку профессионалов и специалистов. С 1980-х годов выпускаются сборники научных трудов.

К середине 1990-х годов во всех крупных музеях прошли реэкспозиции. Многие районные музеи получили новые здания (Нижний Ломов, Кузнецк, Наровчат., Сердобск, Поим).

На 1 января 1999 года в области насчитывалось 27 государственных музеев, из них 15 исторических, 1 историко-архитектурный (Поим), 6 литературных, 1 театральный, 2 художественных, 2 народного творчества и художественных промыслов. Общее количество предметов основного фонда в них более 210 тыс. единиц.

Сотрудники музеев имеют почетные звания: заслуженный работник культуры РСФСР — Н.Д. Валукина (ПКГ), О.А. Иванчикова (ПКГ), А.И. Калинина (музей А.Н. Радищева), Т.М. Мельникова (музей-заповедник «Тарханы»). Директор ПКГ В.П. Сазонов — заслуженный деятель искусств, член ИКОМ (Международный совет по музеям при ЮНЕСКО). А.Ф. Головина (ПКМ) награждена орденом «Знак Почета», Т.М. Мельникова — орденом Дружбы народов, В.П. Сазонов — медалью орд. «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

Музей одной картины — филиал Пензенской картинной галереи. Это уникальное учреждение культуры было открыто в Пензе 12 февраля 1983 года в особняке XIX века по улице Кирова, дом 11. Идея создания Музея одной картины принадлежала Г.В. Мясникову и была реализована В.П. Сазоновым.

Первым экспонатом Музея одной картины стало полотно Василия Сурикова «Взятие снежного городка». Затем экспонировались картины из коллекций государственного Русского музея, государственной Третьяковской галереи, государственного Эрмитажа, музея Вооруженных Сил, а также некоторых областных музеев. В Пензе побывали полотна Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», П. Федотова «Сватовство майора», А. Пластова «Весна», В. Попкова «Шинель отца», И. Репина «Вечорнiцы», И. Шишкина «Корабельная роща», Тициана «Портрет молодой женщины», К. Петрова-Водкина «После боя», А. Саврасова «Весенний день», В. Боровиковского «Портрет князя Куракина», Рембрандта и Яна Виктороса «Авраам и три ангела», В. Васнецова «Ковер-самолет», И. Левитана «Октябрь», Б. Кустодиева «Портрет Ф.Шаляпина» и другие.

Сеанс в Музее одной картины длится 45 минут. Он включает в себя просмотр слайд-фильма, рассказывающего о культуре той эпохи, когда жил и творил художник. По слайдам зрители знакомятся с творчеством мастера, его наиболее значительными произведениями. После завершения фильма открывается занавес и перед зрителями предстает картина, показ которой тоже сопровождается музыкой и пояснительным текстом. Над постановкой всех литературно-музыкальных композиций работает постоянная творческая группа: сценарист — писатель В.И. Порудоминский и режиссер Л.Б. Веледницкая. Тексты читают ведущие актеры столичных театров. Режиссером-постановщиком слайд-фильмов является В.П.Сазонов.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное