На образовательном форуме в Пензе обсудили проблему российской идентичности
Печать
Пенза, 24 марта 2016. PenzaNews. Проблема российской идентичности стала одной из тем, поднятых в ходе пленарного заседания II общественно-образовательного форума «Образование, общество, власть: от партнерства к доверию», прошедшего на базе драматического театра имени А.В. Луначарского в Пензе в четверг, 24 марта.
Фотография © PenzaNews Купить фотографию
Порассуждать в этом направлении собравшимся предложил заместитель председателя правительства Пензенской области Юрий Кривов.
«Что такое российская идентичность?» — спросил он у участников заседания.
На вопрос ответила заведующий кафедрой методологии науки, социальных теорий и технологий Пензенского государственного университета, кандидат философских наук, доцент Анна Очкина, которая назвала данную тему одной из главных проблем социально-гуманитарного направления науки.
«Одной из лучших речей, произнесенных литераторами, считается речь Федора Достоевского об Александре Пушкине. И он, в частности, там говорил о русской идентичности, но имея в виду, конечно, идентичность российскую. Он говорил о том, что значит быть вполне русским, быть настоящим русским. Быть вполне русским означает, внимание, быть братом всех людей, быть всечеловеком, если хотите. И дальше он говорит о всемирности русской культуры, что культура одна есть объединяющая и соединяющая [сила]. Сегодня, я понимаю, это звучит с политической точки зрения просто вызовом. И с идеологической точки зрения, может быть, это звучит наивно, но Федор Достоевский говорил о том же, о чем позже сказал Александр Блок: «Мы любим все — и жар холодных числ, и дар божественных видений». Он говорил вот об этой всемирности русской культуры, которая, оперевшись на культуру европейскую, стала выразителем квинтэссенции ее», — сказала она.
По словам Анны Очкиной, сформировать гражданскую или политическую идентичность невозможно без идентичности культурной.
«Я понимаю, что это сегодня фантастика, но мы, если не хотим катастрофы, должны возвращать детей, если надо — насильно, в лоно именно русской культуры, потому что эта всемирность выражена все-таки была на русском языке, русским духом и на русских условиях. И если нужно для этого сделать модой российскую классику — стихи и изящную словесность, значит, нужно сделать модой. Значит, нужно говорить и учить, что Пушкин — это круто, Тургенев — это тренд, а Блок — это очень гламурно», — отметила она.
Анна Очкина добавила, что не лишним было бы создание национального проекта, в рамках которого снимались бы качественные экранизации произведений российской классики, а также регионального проекта по проведению литературных вечеров.
«Если нужно это делать принудительно, давайте начнем это делать принудительно. И я думаю, это единственное, что мы сегодня можем сделать по-настоящему. Иначе мы с вами породим только какого-то нового проектного монстра, потому что вот эта русская идентичность только в таком виде, в каком ее принимали классики, может быть по-настоящему созидательной, а не местечковой и локальной», — заключила она.
В свою очередь профессор кафедры русского языка ПГУ, проректор по научной работе, профессор кафедры церковной истории и философии пензенской духовной семинарии Павел Гагаев отметил, что русский мир является единым духовным целым, входящим в общую картину народных культур и в то же время существенно отличающимся от всех других.
«Прежде всего особость русского мира в его особой антологии, строе бытия, антропологии и в понимании того, что есть человек. В особой аксио-гносеологии, в особой психологии. Естественно, вся эта особость, полнота русского мира так или иначе находит свое выражение в тех или иных общественных институтах», — сказал он.
По словам Павла Гагаева, для россиян характерно думать о государстве как об организованной жалости, и хотя это ошибка, именно ею живут люди.
«Российская идентичность, я полагаю, в образовании. В особенности нам — чиновнику самого высокого ранга, учителю, преподавателю вуза, ученому — нужно знать рефлексию, понимание того, что есть русский мир, что есть миры народов России. Тогда многие вопросы мы будем решать так, как их надо решать», — заключил он.