08:31:01 Среда, 24 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Таджикистану необходима помощь в укреплении охраны государственной границы

19:00 | 16.03.2011 | В России и за рубежом

Печать

16 марта 2011. PenzaNews. Афганская пограничная служба малочисленна и не способна осуществлять охрану всего участка границы с Таджикистаном, поэтому для решения этого вопроса требуется помощь международного сообщества. Об этом заявил первый заместитель командующего погранвойск Таджикистана, начальник штаба Шараф Файзуллаев в ходе конференции по инициативе безопасности Центрально-азиатских границ (КАБСИ) в Душанбе 15 марта.

«Если с афганской стороны не будет охраны границы, нам придется очень нелегко. В этой связи Таджикистан также оказывает посильную помощь афганским пограничникам в их подготовке и переподготовке, которая осуществляется совместно с международными партнерами в Душанбе», — цитирует слова Шарафа Файзуллаева таджикистанское информационное агентство «Азия-Плюс».

Вместе с тем, по его словам, Таджикистану также необходима помощь в укреплении охраны госграницы.

«Ситуация на таджикско-афганской границе остается сложной, и без поддержки других государств обеспечить ее безопасность очень сложно. Во многом от безопасности на границе зависит стабильность во всем центрально-азиатском регионе», — отметил заместитель командующего таджикских погранвойск.

В Душанбе сейчас продолжаются российско-таджикские переговоры по приграничному сотрудничеству. В феврале 2011 года стороны обсуждали возвращение российского присутствия на границе, однако пока результатов в этом вопросе нет.

По некоторым данным, российско-таджикское соглашение 2004 года «О сотрудничестве по пограничным вопросам», срок действия которого истекает в апреле, продлевать таджикские власти не планируют. Документ регламентировал условия функционирования в Таджикистане оперативной российской пограничной группы после 2005 года.

По мнению некоторых зарубежных экспертов, прекращение сотрудничества между Таджикистаном и Россией в области пограничной безопасности может крайне негативным образом сказаться на ситуации не только в центрально-азиатском регионе, но и в странах Европы.

Кроме того, аналитики отмечают, что проблема заключается не только в борьбе с наркотрафиком (большая часть наркотиков попадает на территорию СНГ именно через таджикско-афганскую границу), но и с политическими конъюнктурными интересами действующего правительства Таджикистана. Из Афганистана, со стороны дислоцируемых там вооруженных формирований Исламского движения Узбекистана, «подпитывается» таджикская оппозиция во главе с опальным полковником Махмудом Худойбердыевым, разгромить которую до сих пор не удается.

Представитель пражского Института международных отношений Вера Весела (Vera Vesela) выразила мнение, что представители Исламского движения Узбекистана и другие группировки в Центральной Азии, которые были высланы после гражданской войны, в новых условиях могут попытаться вернуться в регион из своего безопасного убежища в Пакистане и начать нападки на свои правительства.

«Активность Исламского движения Узбекистана, террористической организации «Аль-Каиды» или других исламистов, в частности, строительства своих баз для подготовки боевиков, во многом зависит от способности правительства Таджикистана в принципе управлять своей территорией», — сказала собеседница агентства «PenzaNews».

«В этом смысле, чтобы оградить Центральную Азию от экстремистов, было бы разумнее заставить таджикское правительство пересмотреть экономическую и социальную политику, чем просто рассчитывать на контроль своих границ», — уточнила она.

Вместе с тем, Вера Весела считает, что контроль над афгано-таджикской границей важен преимущественно для пресечения торговли наркотиками, которая угрожает Таджикистану, России и Европе.

«В этом отношении, вопрос заключается не в том, будут ли русские или таджики лучше контролировать границы, а скорее в том, как сделать так, чтобы пограничники не были вовлечены в торговлю наркотиками или коррупцию. Я полагаю, что это можно достичь, только если все заинтересованные правительства будут искать решение совместными усилиями», — резюмировала представитель Института международных отношений.

Научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Яна Кобзова (Jana Kobzova) также считает, что Таджикистан не имеет достаточных сил и средств, чтобы в одиночку справиться с проблемой нелегального размещения баз боевиков на территории государства, а также с наркотрафиком.

«Слабость Таджикистана как государства — это потенциальная угроза для всего центрально-азиатского региона. Правительство не контролирует некоторые районы. Мы уже видели военные нападения группировок талибов в этом регионе. В будущем они могут попытаться делать то же, что делали в Афганистане и Пакистане — устраивать небольшие бомбовые нападения на армию или, например, вызывать беспорядки, похищать людей. Это будет серьезной проблемой, если режим в Таджикистане не станет устойчивым. Размах этих беспорядков, конечно, не будет столь сильным в Таджикистане по сравнению с Афганистаном и Пакистаном. И очевидно, что если границы между Таджикистаном и Афганистаном останутся такими же открытыми, как сейчас, то возникнет очень серьезная проблема», — сказала она.

Директор берлинского Центра Бертольда Бейца по изучению России, Украины, Белоруссии и Средней Азии при Германском Совете внешней политики Александр Рар (Alexander Rahr) считает, что после ухода из Афганистана войск международной коалиции талибы получат новые ресурсы для развития идеи создания Халифата на севере.

«Таджикистан мне кажется самой уязвимой страной в Центральной Азии. Талибы хотят изменить мир, хотят создать Халифат. Они ненавидят Запад. У них очень агрессивные диалоги. Они могут пользоваться популярностью среди молодых и бедных слоев населения. Поэтому в идеях исламских ваххабитов есть некая опасность для Запада. Эти люди готовы идти на смерть, заниматься терроризмом. Думаю, это один из самых главных вызовов человечеству», — сказал он.

Отвечая на вопрос о том, как сильно смогут повлиять талибы на соседние страны в Центральной Азии, и, в частности, Таджикистан, который остался без существенной российской поддержки в вопросах безопасности, Александр Рар отметил, что после ухода войск НАТО из Афганистана, стабильностью в регионе будет заниматься Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС).

По его словам, перспективными шагами в этом направлении могут стать: укрепление военных баз, совместная работа пограничников и разграничение зон ответственности.

«Терроризм проникает уже через любые границы. У него есть и деньги, и способы. «Аль-Каида» уже давно имеет свои структуры не только на Востоке, но и на Западе. Они еще слишком слабы, чтобы подорвать основу современного общества. Однако такая угроза существует в будущем», — добавил он.

Говоря о ситуации в Афганистане, Александр Рар выразил надежду, что в этой стране все же произойдет стабилизация: появится регулярная армия, эффективное правительство, улучшится социально-экономическое положение.

«Талибы не смогут сразу пойти против своей страны. Там работают полицейские силы, осуществляется гражданский порядок. Нельзя на это смотреть только как на жуткий негатив и хаос. В случае ухода НАТО, там не может сразу появиться ополчение талибов, которые с флагами двинутся на север. Сначала им надо будет побороть афганскую армию и афганское правительство. Я думаю, что все это не очень легко», — сказал эксперт.

Старший сотрудник по вопросам политики Европейского совета по международным отношениям (ECFR) Ник Уитни (Nick Witney) уверен, что талибы могут расширить зону своего контроля внутри Афганистана после ухода западных войск из стран.

«Полагаю, что как только западные войска покинут территорию Афганистана, талибы попробуют расширить зону контроля, вновь установят жесткую форму законов Шариата и особую форму социальных преференций. Я надеюсь, что они не попытаются захватить всю страну. Я ожидаю, что в Афганистане произойдет просто распределение власти между Талибаном, югом и востоком, жителями северного и восточного Афганистана, более ориентированными на запад», — сказал он в интервью ИА «PenzaNews».

Ник Уитни подчеркнул, что у Афганистана не будет хорошего будущего в условиях, когда государство состоит из двух армий, поочередно захватывающих Кабул.

«Необходимо найти более устойчивое распределение ответственности. Я не думаю, что талибы заинтересованы в переносе революции на другие территории. Они желают лишь продолжать жить своей жизнью согласно своему набору ценностей в тех частях Афганистана и племенных районах Пакистана, где и живет большинство из них. И я не думаю, что талибы готовы «открыть двери» для «Аль-Каиды». Но, очевидно, север России будет обеспокоен вопросом о том, что можно предпринять, чтобы не подпустить исламских экстремистов к южной части страны», — отметил он.

Ник Уитни также выразил мнение, что проблема, связанная с фундаменталистами ислама будет и дальше назревать в Центральной Азии на южных границах России.

«На мой взгляд, эта проблема в основном будет возникать в пределах региона. Это будет зависеть от обстоятельств, социальной и религиозной ситуации каждого региона. Я не думаю, что может произойти экспорт революции. Все эти события будут иметь исключительно локальные корни», — добавил эксперт.

Актуальное