Шенген оказался на грани развала из-за нежелания стран ЕС следовать своим обязательствам — эксперт
Печать
22 марта 2016. PenzaNews. Шенгенская зона находится на грани развала, однако власти не торопятся предпринимать меры, направленные на сохранение принципа свободного перемещения внутри Европейского союза. К такому выводу пришла старший исследователь по вопросам международной демографии, населения и миграции Королевского института Элькано Кармен Гонсалес Энрикес (Carmen Gonzalez-Enríquez) в статье «Шенген: общественное благо, которое никто не защищает», опубликованной в ряде зарубежных СМИ.
Фото: Wikipedia.org
Она отмечает, что такие политики, как, например, председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker), президент Франции Франсуа Олланд (Francois Hollande) и канцлер ФРГ Ангела Меркель (Angela Merkel), неоднократно выражали свое возмущение неторопливостью стран ЕС и предупреждали о значительных рисках для европейского рынка и единой валюты.
«В январе 2016 года Еврокомиссия подсчитала, что возобновление пограничного контроля внутри Шенгенской зоны уже нанесло экономике ЕС ущерб в 3 млрд. евро — в первую очередь из-за снижения темпов грузоперевозок», — пишет эксперт.
По ее словам, еще летом 2015 года, когда страны Восточной Европы только начали закрывать границы из-за наплыва мигрантов, большинство обозревателей были твердо убеждены в том, что Евросоюз отреагирует на это серией скоординированных мер по защите Шенгена. Однако на практике ситуация приобрела диаметрально противоположный характер: из-за увеличившегося потока беженцев действие Шенгенского соглашения было приостановлено в Швеции, Дании, Германии, Австрии, Словении, Бельгии и Норвегии, а также во Франции, где после ноябрьских терактов до сих пор сохраняется режим чрезвычайной ситуации.
С точки зрения аналитика, нынешний кризис Шенгена является яркой демонстрацией «эффекта безбилетника», который хорошо изучен экономистами и политологами.
Кармен Гонсалес Энрикес напоминает, что такие общественные блага, как безопасность, здравоохранение и транспортная система, которые коллективно используются всеми гражданами, требуют от каждого человека определенного возмещения в форме уплаты налогов или следования определенным правилам поведения.
«Если все будут игнорировать светофоры, перестанут платить налоги, начнут выбрасывать мусор на улицу и давать волю инстинктам при общении с неприятными им людьми, у нас не будет ни общественной безопасности, ни здравоохранения, ни санитарии», — констатирует она.
По словам эксперта, Шенген наряду с единой валютой и рынком является одним из важнейших общественных благ ЕС не только с практической, но и с символической точки зрения, что также подтверждается данными соцопросов. Тем не менее, как показали недавние события, власти ряда стран по-прежнему считают, что они могут уйти от исполнения своих обязательств перед Евросоюзом и преодолеть нынешний кризис, переложив бремя на чужие плечи.
«Они не направляют экспертов в «горячие точки» [центры регистрации и временного размещения соискателей убежища] в Италии и Греции, которые в результате не могут принимать, проверять, распределять и высылать мигрантов, отказываются помогать агентству по контролю за границами Frontex финансовыми и кадровыми ресурсами, не выделяют ранее оговоренные средства для Турции. Более того, они всеми возможными способами препятствуют запуску системы квот по распределению беженцев», — считает Кармен Гонсалес Энрикес.
В подтверждение своих слов она указывает на результаты внеочередного саммита стран ЕС, состоявшегося 18–19 февраля, в ходе которого европейские лидеры успешно рассмотрели предложенный Великобританией пакет реформ ЕС, однако так и не достигли существенных договоренностей по разрешению кризиса Шенгена, несмотря на всю остроту и неотложность проблемы.
С точки зрения эксперта, наибольшие трудности по этому вопросу возникли со странами Восточной Европы, ранее являвшимися социалистическими республиками.
«Их бескомпромиссная позиция по теме беженцев спровоцировала серьезные противоречия, из-за которых единое европейское решение миграционного кризиса оказалось недостижимым», — замечает старший исследователь Королевского института Элькано.
По ее словам, это связано с тем, что восточноевропейские страны не сталкивались с массовой миграцией и почти не принимали у себя беженцев, а их население не обладает опытом совместного существования с мусульманами и относится к ним негативно.
Кроме того, как отмечает аналитик, определенное нежелание отстаивать главное общественное благо Европы заметно и в действиях других членов Евросоюза. Так, широкий резонанс вызвали сообщения о переговорах по созданию изолированного от южных границ ЕС «мини-Шенгена» в составе Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Германии, Австрии и Франции, которые появились в западных СМИ в декабре 2015 года.
Вместе с тем Кармен Гонсалес Энрикес полагает, что эта инициатива изначально была обречена на провал, а возникновение «Шенгена в Шенгене» привело бы к окончательной потере взаимного доверия между европейскими странами.
«Страны такого «мини-Шенгена» должны были бы следовать единой политике в отношении беженцев, однако власти Франции уже заявляли, что не собираются больше никого принимать, и тем самым пошли против Ангелы Меркель, которая продолжает выступать за политику «открытых дверей», — пишет эксперт.
По ее мнению, если ситуация в ближайшем будущем кардинально не изменится, то Евросоюз рискует столкнуться с наихудшим возможным сценарием, при котором власти Германии после избрания нового канцлера решат любыми способами пресечь поток беженцев в страну под давлением изменившегося общественного мнения, что фактически положит конец единству Евросоюза.
Проблема нелегальной миграции в Европе вышла на первый план в июле 2015 года из-за резкого наплыва беженцев — преимущественно граждан Сирии и Афганистана, которые тысячами ежедневно прибывали в ЕС по балканскому или восточно-средиземноморскому маршруту через Грецию, Македонию и Венгрию.
В Еврокомиссии считают, что нынешний миграционный кризис является крупнейшим со времен Второй мировой войны. Согласно данным Евростата, только в 2015 году страны ЕС получили прошения об убежище от свыше 1,25 млн. человек, что стало абсолютным рекордом за всю историю Евросоюза. Всего же за 2015 год границу ЕС пересекли по меньшей мере 1,8 млн. беженцев и нелегальных мигрантов, а за текущий год этот показатель превысит 1 млн. человек.
Пытаясь взять ситуацию под контроль, Еврокомиссия разработала систему «горячих точек» (hotspots) — специальных центров в Греции и Италии для проверки, временного размещения и распределения соискателей убежища по Евросоюзу в соответствии с долгосрочными национальными квотами. Однако данный план вызвал негативную реакцию в ряде государств Центральной и Восточной Европы.
Между тем Австрия, Германия, Венгрия, Франция, Мальта, Норвегия, Швеция, Италия, Бельгия, Словения, Сербия и Хорватия не смогли справиться с наплывом беженцев и приняли решение временно ввести контроль на своих границах, приостановив действие Шенгенского соглашения.
По договоренности с Анкарой с 20 марта 2016 года прибывающие на греческие острова нелегалы будут возвращаться обратно в Турцию. В обмен на это власти ЕС обязались уже к лету ввести с Анкарой безвизовый режим, выделить до конца 2018 года на эту программу в общей сложности 6 млрд. евро и принимать от Турции беженцев из Сирии по принципу «один на одного».
Кроме того, турецкие власти рассчитывают, что соглашение позволит активизировать процесс вступления страны в ЕС. Вместе с тем план уже вызвал критику со стороны политиков и экспертов, в том числе и в самой Европе.