17:07:29 Среда, 5 февраля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Новым властям Армении предстоит пройти долгий и непростой путь реформ — эксперты

20:45 | 19.07.2018 | Аналитика

Печать

19 июля 2018. PenzaNews. Армения является близким союзником Москвы и надеется на дальнейшее развитие отношений как с Россией, так и со странами Запада. Об этом премьер-министр республики Никол Пашинян (Nikol Pashinyan) заявил в интервью телеканалу Euronews 12 июля.

Новым властям Армении предстоит пройти долгий и непростой путь реформ — эксперты

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

«Мы останемся близким союзником России, и мы надеемся развивать наши отношения с Россией, как и с НАТО, западными странами, Евросоюзом и США. Мы не собираемся резко менять нашу внешнюю политику», — сказал он.

«Армения — страна-партнер НАТО. Мы участвуем в двух миссиях НАТО — в Косово и Афганистане. Это дает возможность участвовать в обеспечении безопасности на международном уровне. Но мы также являемся участниками Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), и мы видим Армению в этой организации и в этой системе безопасности», — добавил Никол Пашинян.

Комментируя сохранение внешнеполитического курса страны, несмотря на произошедшую ранее смену власти, пресс-секретарь министерства иностранных дел Армении Тигран Балаян (Tigran Balayan) напомнил, что «принципы и приоритеты сформулированы в утвержденной парламентом программе правительства».

«Среди приоритетов — дальнейшее укрепление союзнического взаимодействия и стратегического партнерства с Российской Федерацией, наращивание сотрудничества в многосторонних форматах, углубление вовлеченности в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и ОДКБ», — сообщил он, отвечая на соответствующий запрос ИА «PenzaNews».

Вместе с тем целый ряд обозревателей обращают внимание на недостаток опыта политического руководства у лидера «бархатной революции». По их мнению, это может негативно сказаться на дальнейшем развитии ситуации в Армении и дать возможность странам Запада укрепить свое влияние в регионе.

Так, американский журналист и писатель, автор популярной книги «Украина в огне. Как стремление США к гегемонии ведет к опасности Третьей мировой войны» Стивен Лендман (Stephen Lendman) сравнил смену власти в Армении с событиями на Украине.

«Вынужденная отставка премьер-министра Армении Сержа Саргсяна (Serzh Sargsyan) 23 апреля была похожа на свержение демократически избранного президента Украины Виктора Януковича 22 февраля 2014 года — в обоих случаях это был триумф для Вашингтона и поражение для России, потерявшей союзников в этих странах. Так называемая «бархатная революция» Никола Пашиняна — это не что иное, как изменение режима при поддержке Запада», — сказал аналитик в интервью ИА «PenzaNews».

По его мнению, Никол Пашинян «будет либо служить интересам США, либо окажется заменен на кого-то другого, кто на это согласится».

«Пашинян — это мелкий олигарх с амбициями стать более крупным, пользуясь руководящей политической должностью и поддержкой Запада; подобно Трампу, он не имеет опыта и квалификации для того, чтобы быть главой государства. Ранее я писал, что в Армении произошел «Майдан 2.0», — отметил Стивен Лендман.

На его взгляд, Вашингтон враждебно настроен по отношению ко всем суверенным независимым государствам, желая, чтобы в них были прозападные вассальные правительства.

«В большей степени это касается России, Китая и Ирана. Долгосрочная стратегия США — это оттеснение, ослабление, сдерживание и изоляция России, в том числе посредством окружения ее территорий военными базами США. […] Если Армения переметнется от членства в Евразийском экономическом союзе к Западу, она, вероятно, станет еще одним членом НАТО, что будет угрожать безопасности России, поскольку Вашингтон получит возможность разместить еще большее количество своих враждебных военных баз вблизи российской границы. Изменения в Армении не предвещают ничего хорошего ни с точки зрения российской безопасности, ни с точки зрения мира во всем мире», — пояснил свою позицию американский обозреватель.

В свою очередь эксперт по России и Евразии, старший научный сотрудник Фонда Карнеги Пол Стронски (Paul Stronski) назвал изменения в Армении положительными.

«Каждые десять лет в армянском обществе нарастает беспокойство, и мы традиционно наблюдаем смену лидера в стране — так было в 1997, 2008, 2018 годах. В целом я считаю смену руководства здоровой инициативой, поскольку она привносит новые идеи во власть. Более того, это произошло мирно. Хотелось бы, чтобы Армения перешла от демократии на улицах к демократии с урнами для голосования, так как, на мой взгляд, это гораздо более стабильный способ продвижения изменений. Возможно, Армения придет к этому», — сказал аналитик.

На его взгляд, перед новым правительством страны стоят серьезные задачи.

«Население призывает к системным изменениям, включая снижение уровня коррупции, содействие политической прозрачности и ускорение экономического роста. Правительство упорно работает в направлении прозрачности и зарабатывает на этом много политических очков среди граждан. Однако есть проблемы с ростом экономики и в сфере борьбы с коррупцией. Предыдущее правительство не добилось хороших результатов в этих вопросах, что способствовало появлению недовольства в обществе. Новое правительство также не может легко разрешить эти проблемы, поэтому население может разочароваться», — пояснил Пол Стронски.

Отвечая на вопрос о потенциальном попадании Армении в орбиту влияния Запада, эксперт предположил, что важность страны для США значительно преувеличена.

«Такое вряд ли возможно. Вашингтон проявляет крайне мало интереса к Армении. Европа, возможно, заинтересована несколько больше, но на данный момент фокусируется на собственных внутренних проблемах — миграционный кризис, Brexit, рост популизма. Пашинян дал понять, что Армения останется стратегическим партнером России и что ее безопасность зависит от России. Как и бывший президент Саргсян, он попытается уравновесить это с помощью риторики, ориентированной на Запад. Многие люди из его окружения имеют связи с Западом, но все армяне знают, что Россия является гарантом их безопасности. Пашинян это признает, поэтому он смягчил критику России и Евразийского союза», — отметил эксперт Фонда Карнеги.

По его мнению, новому премьер-министру нелегко будет оправдать ожидания населения страны.

«В ближайшие годы общество может испытывать некоторое разочарование. Тем не менее недовольство периодом правления предыдущего правительства […] позволит Пашиняну выиграть время. Он назначил квалифицированных специалистов на государственные посты в министерстве обороны и министерстве иностранных дел. Это говорит о том, что внешняя политика страны и траектория безопасности не будут серьезно меняться. Пашинян — сторонник жесткой линии в карабахском конфликте и должен будет решительно проявить себя в этом вопросе. Поэтому я не вижу прорыва в формате минской группы ОБСЕ по урегулированию конфликта между Азербайджаном и Арменией. Но я думаю, что Россия и Соединенные Штаты должны продолжать совместную работу по разрешению ситуации между двумя странами», — добавил Пол Стронски.

Между тем руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде (Ilgar Velizade) отметил, что в настоящее время в Армении происходит переформатирование политического поля.

«Новое руководство, с одной стороны, преследует цель укрепить полученные в результате смены власти дивиденды, а также свой авторитет в народе. С другой стороны, оно остро нуждается в экономических ресурсах [для реализации заявленных реформ]. Длительное время в стране существовали серьезные коррупционные схемы по перенаправлению финансов, предназначенных для социальной или оборонной сферы, на нужды личного обогащения правящего режима. И сегодня представители новой власти пытаются вернуть деньги в казну. […] В ближайшее время стоит ожидать еще больших разоблачений — к делу привлекаются представители армянского генералитета. Не секрет, что основной черной дырой госбюджета считались военные расходы», — пояснил Ильгар Велизаде.

По его мнению, нынешняя власть в Армении представлена прозападными политиками, «вынужденными считаться с исключительной зависимостью страны от России».

«В такой ситуации внешняя политика государства неизбежно будет характеризоваться изобилием противоречивых шагов и заявлений, что делает ее все менее устойчивой и малопрогнозируемой», — подчеркнул эксперт.

В свою очередь политолог и научный сотрудник Центра Кавказа, Центральной Азии и Урало-Поволжья в Институте востоковедения РАН Андрей Арешев (Andrei Areshev), обратил внимание, что изменения в Армении далеки от завершения.

«Сложно сказать, какова будет окончательная расстановка политических сил. […] Пока новые власти заняты укреплением собственных внутриполитических позиций, что проявляется в том числе в многочисленных антикоррупционных делах, проверках различных организаций на предмет финансовых махинаций, неуплаты налогов. Под ударом, прежде всего, представители Республиканской партии Армении, находившейся у власти более 20 лет и превратившейся за это время в значительной степени в «бизнес-клуб» по интересам. 9 июля стало известно об отставке мэра Еревана Тарона Маргаряна (Taron Margaryan). Вывод на поверхность немалых по меркам Армении финансовых потоков нельзя не приветствовать, равно как и стремление к открытости и прозрачности государственных структур и хозяйствующих субъектов. Впрочем, следует дождаться судебных процессов и посмотреть, сколько из дел, инициированных правоохранительными органами, «доживет» до суда, и сколько средств будет возвращено в бюджет. Кланово-олигархическая система власти в кавказской стране формировалась практически на всем протяжении ее постсоветской истории, и изменение сложившегося статус-кво — задача не из легких», — сказал политолог, добавив, что правительству страны важно предпринимать эффективные шаги, направленные на укрепление государственных институтов.

При этом, он напомнил, что различные западные структуры имеют богатый опыт манипулирования постсоветскими элитами с использованием, помимо прочего, финансово-экономических и идеологических инструментов.

«Власти Армении — и не только этой страны — прислушиваются к рекомендациям различных международных организаций, имеющих обыкновение ненавязчиво продвигать волю «коллективного Запада». Некоторые соратники премьер-министра Армении имеют опыт работы в западных НПО, включая фонд Сороса [деятельность организации признана нежелательной на территории России]», — уточнил Андрей Арешев.

По его мнению, пришедшая к власти в Армении команда де-факто является «временным правительством», состав которого может меняться в силу различных обстоятельств.

«Мне хотелось бы надеяться на мирный, демократичный и конституционный характер всех предстоящих этапов трансформации армянской политической системы, которая не может не вести к улучшению социально-экономической ситуации в стране, оздоровлению морально-психологического климата. К сожалению, в новейшей истории Армении были и другие примеры», — отметил аналитик.

Он подчеркнул, что каждая постсоветская страна в той или иной степени реализует многовекторный внешнеполитический курс, ориентируясь на разные центры силы.

«Для Армении, вовлеченной в неурегулированный нагорно-карабахский конфликт, находящейся в блокаде со стороны Азербайджана и Турции, приоритетное значение имеет укрепление военно-политических связей с Россией и поддержание дружественно-нейтральных отношений с Ираном и Грузией, являющихся для нее «воротами» во внешний мир. Недавние события на границе с Нахичеванской автономией Азербайджана, перманентная угроза возобновления военных действий в Нагорном Карабахе диктует активную и вместе с тем сбалансированную внешнюю политику в сочетании с эффективными шагами по укреплению национальной обороны», — резюмировал политолог.

Актуальное