11:22:06 Среда, 24 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Бердымухамедов может расширить контакты с полевыми командирами движения «Талибан»

13:02 | 19.10.2011 | Аналитика

Печать

19 октября 2011. PenzaNews. Отношения официального Ашхабада с Талибаном еще со времен туркменбаши Первого строились на нейтрально-дружеской основе. Этому, в первую очередь, способствовала схожесть туркменского и афганского подходов к управлению «вверенными Аллахом» землями.

Бердымухамедов может расширить контакты с полевыми командирами движения «Талибан»

Фото с сайта kavkaz.ge

Несмотря на то, что Туркменистан официально значится светским государством в отличие от воинственно-исламистского Афганистана, в обеих странах процветал авторитаризм и мракобесие, душились свободы и проводились репрессии. Поэтому не удивительно, что, когда после событий 11 сентября 2001 года Запад решил положить конец творящемуся в Афганистане беспределу, все мировое сообщество поддержало начало антитеррористической операции, и только «отец всех туркмен» заявил, что его страна занимает по этому вопросу нейтральную позицию.

Туркменбаши Второй продолжает все «благие» начинания своего предшественника, упорно отказываясь предоставить американцам право неограниченного транзита грузов в Афганистан через туркменскую территорию и внося тем самым свой вклад в развитие исторически сложившихся добрых отношений с талибами.

Американцы даже опасаются, что с целью обезопасить одно из своих диверсификационных детищ — готовящийся к возведению газопровод «Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия» (ТАПИ), Бердымухамедов расширит контакты с полевыми командирами движения Талибан. И это вместо того, чтобы решение всех вопросов, связанных с охраной магистрали, предоставить американским военным.

Бывшей временно поверенной в делах США в Туркменистане Э. Малой в период ее работы в республике не удалось разорвать узы этой порочной дружбы. Даже несмотря на то, что в ход была пущена древняя, но по-прежнему действенная тактика «разделяй и властвуй». Руководствуясь этим принципом, американка сумела «нащупать» противовес несговорчивому туркменбаши Второму внутри страны, благо недовольных его политикой в республике было и есть довольно много: это и отстраненные от государственного управления представители «небердымухамедовского» клана, и загнанные в подполье религиозные деятели, и дискриминируемые по национальному признаку граждане. При этом ставка, как обычно, была сделана на успешно зарекомендовавшую себя американскую практику — активное использование возможностей подконтрольных Вашингтону неправительственных организаций, а также связей, приобретенных западными бизнесменами за время своей работы в Туркменистане.

Внезапный отзыв на родину успешно работавшей Э. Малой, на первый взгляд, может показаться странным. Однако информированные источники отмечают, что замена ее на Р. Паттерсона является вполне логичной. Новый посол, в отличие от своей предшественницы, имеет не только внушительный опыт дипломатической работы на постсоветском пространстве, но и первоклассное военное образование. Это обстоятельство свидетельствует об очевидном настрое Вашингтона добиваться расширения военного и военно-технического сотрудничества с Ашхабадом.

Эксперты отмечают, что на Р. Паттерсона возложена непростая задача: убедить туркменбаши в безальтернативности сближения с Америкой. До трясущегося над своим «нейтралитетом» Г. Бердымухамедова должно дойти, что военное сотрудничество с Соединенными Штатами — единственное средство урезонить ядерные амбиции Ирана, развить демократические институты в Афганистане, затормозить набирающую обороты гегемонию в Центральной Азии Китая, а также пресечь попытки Москвы политизировать вопросы, связанные с диверсификацией туркменского экспорта углеводородов.

Если же Г. Бердымухамедов будет и дальше упорствовать в своем «непонимании» сложившейся ситуации, то в преддверии выборов вокруг американского посла начнут объединяться все недовольные политикой туркменбаши: ранее подготовленные Э. Малой представители марыйского клана, изгнанные из высоких кабинетов политики, прогрессивная молодежь с перспективным западным мышлением. Финансовую помощь они получат от представителей заокеанских бизнес-структур и неправительственных организаций, а информационную поддержку им окажут проамериканские средства массовой информации.

По материалам kavkaz.ge

Актуальное