00:58:21 Пятница, 26 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Туркмения стремится сохранить собственный курс выстраивания отношений с талибами

15:17 | 24.10.2011 | Аналитика

Печать

24 октября 2011. PenzaNews. Правительство Туркменистана стремится сохранить собственный курс в развитии отношений с руководством стран Центральной Азии, а также Афганистана. В этой связи, опасения США относительно того, что Бердымухамедов в ближайшем будущем может расширить связи с полевыми командирами движения «Талибан», являются обоснованными, считают международные эксперты.

Президентский дворец в Ашхабаде.

Фото с сайта Wikipedia.org

По мнению директора берлинского Центра Бертольда Бейца по изучению России, Украины, Белоруссии и Средней Азии при Германском Совете внешней политики Александра Рара (Alexander Rahr), у руководства Туркмении свое собственное видение вопросов безопасности.

«В этой политике есть большой резон. Нельзя забывать, что Туркмения 15 лет назад провозгласила себя нейтральным государством. Она не входит ни в ОДКБ, ни в Шанхайскую группу, не поддерживает военные операции НАТО. В 90-е годы, когда проблемы с талибами были не только у Афганистана, но и Узбекистана и России, и движение контролировало почти всю территорию Афганистана, лидер Туркмении принял решение договориться с талибами. И ему это удалось», — сказал Александр Рар.

По словам эксперта, талибы не нацеливали против Туркмении свои террористические операции, и в Туркмении не было той экстремистской активности, которая наблюдалась в других странах.

«Правильно ли тогда поступил Туркменбаши Первый, и сейчас поступает Бердымухамедов или нет, покажет время, но это тот путь, который был выбран и которому Туркмения будет следовать в дальнейшем. Руководство страны будет договариваться с талибами через свои контакты, и сегодня оно явно не заинтересовано, чтобы его включали в какую-то жесткую антиисламскую коалицию ни со стороны России, ни со стороны Америки», — отметил Александр Рар.

Он также выразил уверенность в том, что представители Туркмении правильно понимают позицию американцев.

«Сегодня американцы здесь, а завтра они уйдут, и всем государствам, которые выступали против талибов на стороне Америки, придется жить с этими агрессивными и озлобленными талибами, которые потом будут мстить соседям», — сказал эксперт.

В свою очередь, старший научный сотрудник Института востоковедения Российской Академии наук Александр Князев (Alexander Knjazev) полагает, что взаимодействие правительства Туркмении с предводителями талибов наблюдалось до осени 2001 года, когда движение принципиально отличалось от того, что существует сегодня.

«Относительно связей нынешнего руководства Туркмении с сегодняшними талибами мне ничего не известно. Кроме того, в стране наблюдается взаимодействие с силами НАТО, в операциях задействуются ряд туркменских аэродромов, железная дорога до Кушки-Турганди. Руководство Туркмении не афиширует это сотрудничество, прикрываясь нейтралитетом», — пояснил Александр Князев.

Он также высказал мнение о том, что сегодня нельзя говорить о движении «Талибан» как о единой и мощной силе, которая представляет опасность для стран Центральной Азии.

«Против режима Карзая и американо-натовских войск воюют совершенно разные группировки, не связанные между собой и имеющие разную мотивацию. Я убежден, что в обозримом будущем полного вывода войск США и НАТО не будет, поскольку Америка стремится прочно закрепиться в Центральной Азии. Стратегической задачей региональной политики США является создание сети своих военных объектов в странах региона. Следует ожидать, что США будут добиваться открытия новых военных объектов в республиках Центральной Азии», — отметил эксперт.

По его мнению, Центральная Азия является для США стратегически важным регионом, поскольку с этих позиций Америка может сдерживать сразу три крупные державы — Россию, Китай и Иран.

«США решили в целом перенести основную мощь своего военного присутствия в регионе севернее. С этой целью и происходит постепенная передислокация войск в Афганистане. Причем главная цель для США это, скорее всего, все же Китай», — считает эксперт.

Независимый эксперт из Душанбе Камолуддин Абдуллаев (Kamolludin Abdullaev) уверен, что «талибанизация» Центральной Азии в самое ближайшее время не произойдет, поскольку там нет местных повстанцев, верных Мулле Омару — основателю движения «Талибан», как и нет неконтролируемых территорий, подобных зоне племен на границе между Пакистаном и Афганистаном, где могли бы располагаться лагеря террористов. По его мнению, этот факт способствует достаточно спокойной обстановке в странах региона.

«Самая сложная обстановка сложится на границе Афганистана и Пакистана. Пуштуны хотят править и в Афганистане, и в Пакистане. Граница двух государств станет бастионом регионального джихадизма. Нам надо поддерживать положительные связи с Афганистаном, чтобы он смягчал опасность, исходящую от Пакистана. В целом, я считаю, что афганский конфликт можно регулировать мирно, без угроз соседям. Его можно перевести в русло нормальной, ненасильственной политики», — сказал эксперт.

Камолуддин Абдуллаев также считает, что большинство стран Центральной Азии оказывают содействие военным силам Запада, поскольку испытывают неприязнь к талибам и боятся, что движение сможет установить свою власть в Афганистане.

«Сегодня все ругают американцев, критикуют их операцию в Афганистане. Но при этом никто не хочет их поражения. Может кто-то и хочет, чтобы американцев «опустили», но вряд ли эти люди бросятся с цветами поздравлять талибов с победой. Страх из-за неопределенности будущего региона после вывода американских войск сильнее недовольства, вызванного неудачами американской политики», — сказал эксперт.

Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аждар Куртов (Azhdar Kurtov) согласился с мнением, что американцы, прежде всего, защищают свои собственные интересы в Центрально-азиатском регионе.

«Более того, я считаю, что именно американцы причастны к возникновению движения «Талибан», этому есть масса неопровержимых доказательств. Радикальный исламизм, который пытались поправить американцы, создав его и вооружив в своих собственных интересах, локализовав его действия против строго определенных сил, вышел из подчинения и начал действовать как самостоятельная сила», — рассказал он.

По словам эксперта, присутствие США и стран НАТО в Афганистане носит двойственный характер, поскольку американцы преследуют собственные интересы, которые состоят в том, чтобы искусственно создать конфликт «в таком чувствительном месте, как центр Евразии, где сопрягаются интересы не только России и исламского мира, но и нового мирового гиганта — Китая». Тем самым, считает Аждар Куртов, США стремятся привлечь ресурсы названных государств на решение той проблемы, в создании которой сами же принимали непосредственное участие.

«Я не разделяю ту точку зрения, что талибы перейдут через реку Амударью или Пянж и начнут стремительное движение на север. Талибы победили в Афганистане, заняв столицу и большинство провинций еще в 1996 году, и до 2001 года не было видно, что это движение вынашивает какие-либо агрессивные замыслы путем открытого вторжения на север», — пояснил старший научный сотрудник РИСИ.

Он также высказал предположение, что талибы в случае победы, прежде всего, займутся решением политических проблем Афганистана, однако им потребуется немало времени, чтобы установить в государстве подлинную исламскую власть, считает эксперт.

«Скорее всего, талибы будут распространять свое идеологическое влияние на севере, то есть вербовать союзников, устраивать различного рода диверсии, наверняка возрастет наркотрафик именно по северному маршруту. Думаю, что также будут фиксироваться прорывы отдельных банд-формирований и попытки создания исламской оппозиции в Центрально-азиатских государствах. Где-то она существует легально, а где-то — находится в подполье. Думаю, скорее всего, талибы будут искать связей с ними», — сказал Аждар Куртов.

Актуальное