20:41:08 Четверг, 25 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Смена власти в Грузии благоприятно отразится на внутренней и внешней политике — эксперты

15:17 | 27.11.2013 | Аналитика

Печать

27 ноября 2013. PenzaNews. Церемония официального вступления в должность нового президента Грузии Георгия Маргвелашвили (Giorgi Margvelashvili), набравшего по итогам выборов 62,12% голосов, состоялась в Тбилиси 17 ноября 2013 года. На ключевой пост премьер-министра страны, который в соответствии с конституционными поправками наделяется более широкими полномочиями управления государством, был назначен Ираклий Гарибашвили (Irakli Garibashvili), ранее занимавший должность министра внутренних дел.

Инаугурация президента Грузии Георгия Маргвелашвили.

Фото: Flickr.com

Грузинские и зарубежные эксперты в целом положительно оценивают изменения в руководстве страны, отмечая, однако, что внешнеполитические приоритеты официального Тбилиси останутся прежними и будут направлены на евроатлантическую интеграцию.

Независимый грузинский публицист и политолог, главный редактор информационно-аналитического агентства «Грузинформ» Арно Хидирбегишвили (Arno Khidirbegishvili) в интервью ИА «PenzaNews» выразил мнение, что к власти пришли адекватные политики.

«Несмотря на то, что внешнеполитические курсы прежнего и нового руководства не различаются, на данном этапе новая власть устраивает и США, и Россию, в отношениях с которой изменился тон, и исчезла оскорбительная риторика — все говорят о мирном решении территориальных проблем. Ожидать каких-то новых авантюрных сюрпризов в стиле Михаила Саакашвили (Mikhail Saakashvili) уже не приходится», — уточнил эксперт.

При этом внутриполитическая атмосфера в стране, по его словам, стала более спокойной.

«Граждане, признанные политзаключенными во время правления Михаила Саакашвили, были амнистированы. Среди тех, кто сейчас проходит по делам, есть знаковые фигуры, такие как бывший премьер-министр и министр внутренних дел Бачо Ахалая (Bacho Akhalaya) и бывший премьер-министр и генеральный секретарь Единого национального движения Вано Мерабишвили (Vano Merabishvili). При этом «Национальное движение», представленное в парламенте меньшинством, уверено, что это сведение счетов по политическим признакам, называя этих лиц политзаключенными, а Запад намекает, что таким способом решать проблемы нельзя. Тем не менее позиция новой власти и нового премьера Грузии состоит в том, что виновный в преступлении должен нести за него ответственность независимо от того, был ли этот человек высшим государственным руководителем или руководителем среднего уровня», — пояснил аналитик.

Комментируя внешнеполитический курс государства в контексте отношений с Россией, Арно Хидирбегишвили указал на положительную тенденцию.

«Заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин (Grigory Karasin) сделал очень обнадеживающее заявление относительно перспектив в этом направлении после встречи со специальным представителем премьер-министра Грузии по взаимоотношениям с РФ Зурабом Абашидзе (Zurab Abashidze). По его словам, многого уже удалось достичь. Скорее всего, он имел в виду снятие эмбарго на ввоз грузинского вина и сельхозпродукции, потепление в гуманитарной сфере и активизацию культурного обмена. Страны действительно имеют большие перспективы в сфере торговли и культуры, и, я думаю, в этих областях сотрудничество будет углубляться. Кроме того, я ожидаю облегчения визовых требований, предъявляемых к гражданам Грузии, въезжающим на территорию России. Но полагаю, что это произойдет, скорее всего, после проведения Олимпийских игр в Сочи», — сказал собеседник агентства.

В свою очередь старший научный сотрудник исследовательской группы по проблемам России и постсоветских стран немецкого фонда «Наука и политика» Уве Хальбах (Uwe Halbach) напомнил, что поправки, внесенные в Конституцию Грузии в октябре 2010 года и вступившие в силу после президентских выборов в 2013 году, перераспределяют полномочия внутри исполнительной власти — от президента к премьер-министру — и между исполнительной и законодательной властью, расширяя компетенцию парламента.

«Новый грузинский президент Георгий Маргвелашвили будет обладать гораздо более ограниченной властью, чем его предшественники и вступивший в должность премьера страны Ираклий Гарибашвили. Оба новых лидера при этом не имеют большого политического опыта и явились выбором бывшего премьер-министра страны Бидзины Иванишвили (Bidzina Ivanishvili), правление которого наложило выраженный персональный отпечаток на зарождение нового этапа в грузинской политике, прежде чем он официально покинул эту сферу», — отметил зарубежный эксперт.

Отвечая на вопрос о потенциальных внутренних преобразованиях, аналитик затруднился дать прогноз эффективности реализации предстоящих реформ, отметив, однако, что в стране немало острых проблем.

«В социально-экономической сфере наиболее сложным является аграрный сектор, где в последние два десятилетия в значительной степени сократилось производство. Эта сфера обеспечивает рабочими местами 55% населения, однако вносит только 8% ВВП. Еще одной серьезной проблемой является высокий уровень безработицы, и для ее решения новому руководству потребуется немало времени. Важным вопросом также станет деполитизация юридического сектора — этот пункт реформ находился в фокусе политических споров с октября 2012 года по октябрь 2013 года и продолжает оставаться основной темой внутренней политики страны», — сказал Уве Хальбах.

Между тем главным вектором внешней политики Грузии, по его словам, останется ориентация на евроатлантических партнеров.

«Пока неясно, насколько такой курс совместим со стремлением «Грузинской мечты» использовать более прагматичный подход в отношениях с Россией, усиливающей свое давление на страны ближнего зарубежья с целью ограничить их сближение с Европой», — добавил старший научный сотрудник фонда «Наука и политика».

При этом депутат парламента Грузии, член фракции «Грузинская мечта», председатель интерфракционной группы по избирательным вопросам Закария Куцнашвили (Zakaria Kutsnashvili) выразил мнение, что к власти пришел умеренный, опытный и образованный человек, который сможет наладить отношения со всеми странами, соседствующими с Грузией.

«Первое же интервью президента страны подтвердило, что он сторонник компромиссов и диалога, а не конфронтации. Я думаю, что избрание Георгия Маргвелашвили означает, что диалог между Москвой и Тбилиси станет более теплым и плодотворным», — сказал грузинский политик.

Он отметил также, что в соответствии с новой Конституцией глава государства будет представлять Грузию во внешних отношениях и руководить вооруженными силами страны.

«Я надеюсь, что новый президент сумеет показать себя лидером нового поколения и новых ценностей», — добавил Закария Куцнашвили.

Он подчеркнул, что сами выборы прошли спокойно, а внутренняя ситуация в стране в настоящее время является довольно стабильной.

«Некоторые проблемы в сфере экономики сохраняются, но, думаю, мы наверстаем упущенное и с нового года сможем поднять экономику Грузии», — подчеркнул депутат парламента.

Комментируя ситуацию вокруг Абхазии и Южной Осетии, собеседник агентства заявил, что Грузия нацелена исключительно на мирное урегулирование территориальных вопросов.

«Мы, в конце концов, отказались от силовых решений этой проблемы, потому что абхазцы и осетины являются нашими родственными народами. Воевать с родственными народами — неразумно. Это не входит в наши планы», — добавил Закария Куцнашвили.

В свою очередь эксперт по Закавказскому региону, заместитель руководителя филиала РИА «Новости» в Азербайджане, глава международного пресс-центра «Новости» в Баку, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде (Ilgar Velizade) отметил, что на представителей «Грузинской мечты» ложится особая ответственность.

«Конституционные изменения, вступившие в силу в Грузии, были инициированы прежним руководством еще в 2010 году и поддержаны большинством грузинского электората. Однако полностью реализовать их стало возможно при власти политических оппонентов Михаила Саакашвили. Поэтому реальное наполнение конституционных уложений зависит от практических шагов новых президента, премьер-министра и избранного в прошлом году парламента. В то же время особенность политической ситуации, складывающейся в Грузии на сегодняшний день, позволяет говорить о ее нетипичности, я бы сказал уникальности, как для этой страны, так и для постсоветского пространства в целом. У руля государства стоят люди до сих пор малоизвестные в стране, а человек, обладающий реальным политическим рейтингом — лидер движения «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили, добровольно отказался от государственных постов. Страна находится в коллективном управлении соратников Иванишвили, который руководит ситуацией из политического закулисья. Насколько эффективной окажется эта модель управления, покажет время», — сказал эксперт.

Он также подчеркнул, что серьезных изменений внешнеполитических ориентиров Грузии не произойдет.

«Скоро Тбилиси парафирует соглашение об ассоциации с Европейским союзом в рамках реализации программы «Восточное партнерство», что откроет стране возможность тесного сотрудничества с государствами Евросоюза по целому ряду направлений, начиная с взаимодействия в политической сфере и заканчивая развитием контактов в экономической и гуманитарной областях. Не поменялись планы Грузии и относительно сближения с НАТО. При этом отношения с Москвой пока еще остаются неопределенными. Любые действия Тбилиси направленные на углубление сотрудничества с Западом отдаляют перспективу полномасштабной нормализации отношений с Россией. Сложно представить, как стороны найдут точки соприкосновения, если их интересы диаметрально противоположны. Что касается «обнадеживающей» риторики грузинского и российского руководства, то пока нет конкретных действий, позволивших говорить о потеплении отношений между странами», — отметил Ильгар Велизаде.

По словам председателя партии «Свободная Грузия» Кахи Кукавы (Kakha Kukava), грузинские граждане возлагают большие надежды на нового премьер-министра страны.

«Правительство Бидзины Иванишвили не смогло реализовать те реформы, о которых говорилось накануне прошлых парламентских выборов. Обещания социального, экономического, правового и политического характера не были выполнены. Сегодня солидная часть нашего общества связывает свои надежды с Ираклием Гарибашвили, полагая, что он сможет провести те реформы, которые так и не были начаты в период правления прежнего премьера», — сказал политик.

По его словам, на данном этапе в Грузии существует два внутриполитических приоритета — восстановление справедливости и борьба с безработицей.

«Многие граждане, подвергавшиеся репрессиям, надеются на снятия судимости и возвращение ранее конфискованного имущества, а также ожидают расследования совершенных против них преступлений и проведения судебных разбирательств в отношении чиновников Михаила Саакашвили. Другой острой проблемой является создание новых рабочих мест. Во времена правления Михаила Саакашвили в Грузии был острый экономический кризис, а в течение последнего года мы потеряли около 45 тыс. рабочих мест», — пояснил председатель партии «Свободная Грузия».

По его мнению, Ираклий Гарибашвили должен убедить инвесторов и экономических партеров Грузии в том, что в страну можно и нужно вкладывать деньги.

«Если каких-либо радикальных перемен не произойдет, у этого правительства, возможно, будет тот же финал, что и у правительства Михаила Саакашвили», — подчеркнул Каха Кукава.

Между тем внешняя политика Грузии, по его словам, очень похожа на ситуацию на Украине.

«Здесь также трудно провести какую-то внятную внешнюю политику, так как страна разделена между двумя приоритетами. Большое количество наших граждан поддерживает интеграцию Грузии в НАТО и Евросоюз, другая многочисленная часть общества выступает за урегулирование отношений с Россией, что благоприятно может отразиться как на экономических перспективах страны, так и на дальнейшем урегулировании конфликта вокруг Абхазии и Южной Осетии. На сегодняшний момент сложно сказать, какое из этих направлений будет наиболее важным для нового правительства», — отметил собеседник агентства.

На его взгляд, какие-либо прогнозы относительно развития отношений с Российской Федерацией пока делать рано.

«В стране новое руководство, и мы пока даже не знаем, сможет ли оно надолго удержаться у власти. Премьер-министр очень молод, и многие обозреватели задаются вопросом, сможет ли он сохранить стабильность в стране. Прогнозы или оценки можно будет давать только спустя несколько месяцев», — резюмировал политик.

Актуальное