Договор о поставках газа между Россией и Китаем является выгодным для обоих государств
Печать
16 июня 2014. PenzaNews. Договор о поставках газа между компанией «Газпром» (Gazprom) и китайской корпорацией China National Petroleum Corporation (CNPC), подписанный 21 мая 2014 года в ходе двухдневного официального визита в Шанхай делегации во главе с президентом РФ Владимиром Путиным (Vladimir Putin), стал крупнейшим в истории новой России.
Фото: Flickr.com
Контракт заключен на 30 лет, его общая цена — 400 млрд. долларов. Объем поставок составит 38 млрд. кубометров газа в год.
«В газовой отрасли России, да и Советского Союза, это эпохальное событие. Это самый большой контракт во всей истории газовой отрасли бывшего СССР и Российской Федерации в страновом измерении по объемам», — заявил Владимир Путин после подписания контракта.
Точная стоимость российского газа для КНР не раскрывается, поскольку является коммерческой тайной. Вместе с тем известно, что она привязана к рыночной цене нефти и нефтепродуктов и сформирована по аналогии с формулой исчисления стоимости для европейских потребителей. По оценкам специалистов, речь идет об уровне от 350 до 390 долларов за тысячу кубометров «голубого топлива», при этом средняя стоимость реализации газа в страны дальнего зарубежья (за вычетом НДС, акциза и таможенных пошлин) в 2013 году составляла 387 долларов.
Авансовый платеж за газ со стороны Китая предварительно согласован в размере 25 млрд. долларов. Полученные средства направят на строительство газопровода «Сила Сибири», по которому к 2017 году топливо с месторождений Восточной Сибири должно прийти в КНР и на Дальний Восток. В целом же инвестиции в инфраструктуру с обеих сторон могут составить 75 млрд. долларов.
Одновременно с этим договором Москва и Пекин подписали ряд соглашений о сотрудничестве в различных сферах, включая банковскую, телекоммуникационную, космическую, транспортную, машиностроительную и другие отрасли.
Российско-китайский контракт на поставку газа вызвал немедленную реакцию политиков, экспертов и зарубежных средств массовой информации. Так, журнал Forbes предполагает, что действия США и ЕС вынудили Москву ускорить свой выход на азиатский рынок природного газа, опередив Канаду и Америку.
«Запад мог зайти слишком далеко в попытках ввести санкции и нанести большой ущерб российскому энергетическому сектору. Россия, напротив, продемонстрировала, что она согласна значительно укрепить свои экономические связи с Китаем», — пишет издание.
The Washington Post отмечает, что, заключив такой договор, Россия внесла существенные коррективы в экономические отношения со своими соседями и создала новый рынок экспорта.
«[Газовая] сделка обозначила новое сотрудничество между двумя странами, которые временами не доверяли друг другу, но стремились противодействовать влиянию США в глобальных вопросах», — говорится в статье, опубликованной на сайте газеты.
В свою очередь американский новостной канал CNBC передает, что сделка между Москвой и Пекином вряд ли повлечет за собой заметные последствия в краткосрочной перспективе, но при этом называет ее поворотной.
Кроме того, журналисты из США признают, что подписанный договор не только дает Владимиру Путину возможность ответить на западные санкции, но также свидетельствует и о переменах в глобальной политике и экономике.
«Россия видит в Китае нового экономического партнера, тогда как КНР получила возможность инвестировать в будущее своего соседа», — отмечает CNBC.
Английский обозреватель Джулиан Эванс (Julian Evans) считает, что в ходе выполнения контракта выиграют обе стороны: русские получат огромные инвестиции и современные технологии, китайцы решат вопрос энергобезопасности и увеличат присутствие своих компаний на российском рынке.
«Дальнейшая поддержка ЕС введенных США санкций против РФ уже к концу этого года приведет к потере европейскими компаниями от 30 до 50% российского рынка в пользу китайских конкурентов. В стратегически важных отраслях, таких как энергетика, IT-технологии, нефтяная и газовая промышленность, доля потерь будет еще выше», — прогнозирует он.
Джулиан Эванс напоминает также о планах Китая, обозначенных руководству Украины в конце 2013 года, построить к Крыму, который теперь присоединен к России, нефтегазовый терминал, чтобы снизить риски от развития ситуации вокруг Ирана, откуда КНР получает более половины импортируемой нефти, и увеличить объемы поставок.
Помимо этого, обозреватель не исключает, что в условиях возрастающей экономической и политической изоляции России со стороны Европы, Москва будет вынуждена привлечь китайские компании к проектам на арктическом шельфе.
Британская журналистка Эшли Смит (Ashley Smith) обращает внимание на тот факт, что обе страны уже сотрудничали при создании ШОС и объединились против политики США в отношении Косова, Ливии, Сирии и Ирана. По ее мнению, заключенное газовое соглашение подтверждает становление нового альянса.
«Конечно же, ни Россия, ни Китай не намерены бросать вызов Америке, которая все еще занимает лидирующее положение в мире, однако они предельно ясно дали понять, что желают установления многополярного мирового порядка вместо однополярного во главе с Вашингтоном», — пишет обозреватель.
В то же время газета Guardian прямо указывает на то, что договор между Москвой и Пекином несет угрозу для стран Европы, которые в большой степени зависят от поставок газа из РФ и не могут найти ему адекватную замену по стоимости и объемам.
«Чтобы перейти на альтернативные источники энергии, потребуется время. Сжиженный природный газ (СПГ) доступен в ряде стран, таких как Катар, Нигерия и США, но стоимость его импорта будет выше стоимости газа по трубопроводам, а для поставок СПГ потребуется новая инфраструктура. […] Будучи экспортером газа, Россия смогла быстро расширить свой список клиентов, повернувшись к Китаю. Европа же — как его потребитель — лишена такой гибкости», — говорится в статье.
На фоне санкций, ситуации на Украине и подписанного газового контракта с КНР международные эксперты начинают сходиться во мнении, что Россия и Европа должны искать пути урегулирования возникшей напряженности.
В частности, член-корреспондент научно-исследовательской группы по проблемам Азии берлинского фонда «Наука и политика» Надин Годхардт (Nadine Godehardt) высказала уверенность в том, что и Москва, и Брюссель по-прежнему нуждаются в сотрудничестве друг с другом.
«Несомненно, ЕС начнет искать новые «альтернативы» российскому газу. Однако РФ остается важным энергетическим партнером. В свою очередь Европа также является одним из главных партнеров России. Эти два факта подчеркивают важность диалога между сторонами», — пояснила она.
Именно поэтому, с точки зрения эксперта, ЕС в поисках наиболее сильного и эффективного способа воздействия на Москву воспользовался экономическими ограничениями, не прибегая к кардинальным мерам.
«Санкции — это самый сильный инструмент влияния, который может применить Европа, не обрывая при этом все связи с Россией», — уточнила Надин Годхардт.
По ее мнению, лидеры России и КНР воспользовались ситуацией для подписания взаимовыгодного газового соглашения.
«Для Владимира Путина это возможность символически продемонстрировать миру, что существуют «другие варианты и другие партнеры» и что он не полагается на Европу. Для Си Цзиньпиня (Xi Jinping) это шанс показать, что российско-китайские отношения важны для его страны», — подчеркнула эксперт.
По ее словам, для России подписанный контракт может быть жизненно необходимым для разработки сибирских газовых месторождений и создания газотранспортной инфраструктуры, тогда как для Китая он может являться важным для воплощения проекта «Новый Шелковый путь».
Говоря о предпосылках заключенного договора, Надин Годхардт отметила, что решение Москвы открыть «дорогу в Азию» не было неожиданным и прослеживалось еще несколько лет назад. Об этом свидетельствовали приход Си Цзиньпиня к власти в КНР и его позитивное отношение к России, а также взаимное сотрудничество двух стран по ряду вопросов в Совете безопасности ООН и других международных организациях.
По ее мнению, подписанное соглашение, которому предшествовали несколько документов схожего уровня, еще не является окончательным подтверждением того, что между двумя странами установилось тесное сотрудничество — таким свидетельством должны быть действия Москвы и Пекина в последующие годы.
«Если Россия и Китай движутся к новому союзу, им необходимо в заданные сроки выполнить все двухсторонние договоренности», — подчеркнула Надин Годхардт.
В свою очередь постоянный специалист при Центре Карнеги в Пекине Тао Ванг (Tao Wang) выразил уверенность, что новое партнерство будет полезно обеим странам.
«Я считаю, что отношения Китая и России в будущем могут быть основаны на значительном объеме поставок энергоносителей, таких как нефть и газ, а также на обоюдном развитии экономики. Условия для политического взаимодействия и взаимного доверия между двумя странами значительно улучшатся. На данный момент у России и КНР имеется множество политических проектов, но текущий уровень взаимодействия гораздо ниже, чем у Китая с США или ЕС. Если в будущем взаимодействие в сфере энергетики вырастет, то, я думаю, и политическое взаимодействие также обогатится», — сказал он в интервью ИА «PenzaNews».
По мнению исследователя, решение Москвы выйти на азиатский рынок было принято давно — переговоры с Пекином начались около 20 лет назад. Однако события на Украине и давление со стороны ЕС и США в ответ на присоединение Крыма к России существенным образом ускорили этот процесс.
«В сфере экспорта природного газа Москва всегда хотела обрести потребителя на Востоке — Китай, Японию или другой рынок Азии, — чтобы уравновесить давление со стороны Европы. Всегда лучше иметь при себе два рынка экспорта, когда уже есть один. С другой стороны, Китай также нуждается в дополнительных источниках поставок природного газа, чтобы удовлетворить гигантскую потребность в энергоресурсах», — заметил эксперт.
По его словам, для американских бизнесменов и политиков газовая сделка не стала неожиданностью.
«Я был в Вашингтоне на встрече с представителями газовой отрасли и экспертами в сфере политических исследований. Все они высоко оценивали вероятность подобного развития событий», — пояснил Тао Ванг.
Говоря о влиянии санкций на экономику, он высказал мнение, что негативные последствия для западных нефтегазовых компаний будут ощутимы лишь в краткосрочной перспективе. Однако эксперт также отметил, что освободившаяся ниша может быть легко заполнена соперничающими корпорациями, поскольку нефтегазовая отрасль России так или иначе нуждается в иностранном опыте и технологиях.
«Если их попросят уйти с российского рынка даже на короткий срок, это позволит некоторым конкурентам, например, государственным нефтяным компаниям из Индии, Китая, Катара и других стран, заполнить пустоту, поскольку у них есть все необходимые технологии. Однако рано или поздно западные компании вновь вернутся в Россию, чтобы продолжить сотрудничество», — подчеркнул Тао Ванг.
В то же время доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский (Andrei Ostrovski) высказал мысль, что европейский рынок энергоресурсов, доля российского газа на котором составляет более 30%, в сложившейся ситуации может сильно пострадать.
«Проблема прежде всего для Европы, для тех стран, которые имеют довольно тесные и развитые экономические контакты с Россией — то есть для Германии, Франции и даже Великобритании. Для других стран это тоже будет достаточно сильный удар. Его может не быть только для тех стран, у которых объем внешней торговли с Россией невелик», — объяснил эксперт.
По его мнению, западные страны отдают себе отчет в том, что потеря поставок энергоресурсов из России приведет к их потенциальному уходу в КНР.
«Китай на сегодняшний день вполне может конкурировать за российские газ и нефть, и у него даже есть определенные преимущества с учетом того, что экономика КНР быстро развивается, а экономика Европы стагнирует», — сказал ученый.
Говоря о причинах движения России на Восток, он выделил как краткосрочные факторы, включая смещение центра экономической жизни в страны Азии и развитую экономику Китая, так и украинский кризис и занятую в нем позицию ЕС и США.
Также эксперт высказал мнение, что Москве нужно было ориентироваться на страны Востока еще в начале этого столетия, отметив при этом, что промедление привело к значительным потерям для страны.
«Поскольку «Газпром» не подписывал контракт и торговался с Китаем, Россия в значительной степени потеряла свой участок китайского рынка. В 2006 году был подписан договор с Туркменистаном, который сегодня поставляет в КНР где-то порядка 25–30 млрд. кубометров природного газа, и туда уже из Туркменистана ведет построенный газопровод», — пояснил профессор Института Дальнего Востока РАН.
По его словам, отношения между Москвой и Пекином будут развиваться многосторонне, в том числе и в сфере внешней торговли, объем которой к 2015 году должен достигнуть 100 млрд. долларов, а к 2020 году — 200 млрд. долларов.
В свою очередь профессор кафедры экономики Уорикского университета (Англия) Марк Харрисон (Mark Harrison) предположил, что между РФ и ЕС отношения в ближайшие несколько лет, скорее всего, останутся натянутыми из-за ситуации с Украиной и Крымом.
«К сожалению, напряжение между Россией и ЕС остается доминирующим фактором в их отношениях, и шансы на то, что ситуация изменится, невысоки», — сказал он.
С точки зрения исследователя, санкции несут угрозу для благополучия обеих сторон.
«Западные компании рискуют потерять доступ к огромным запасам нефти и газа. Россия же может лишиться европейских инвестиций, а также передового опыта США и ЕС», — пояснил Марк Харрисон.
Тем не менее эксперт отметил, что решение западных политиков действовать в ущерб своим же интересам было вполне ожидаемым, поскольку иначе их требования не были бы восприняты всерьез.
Сложившаяся обстановка, по его мнению, может способствовать большей изоляции России на международном уровне, причем тенденции к этому были заметны еще до конца 2013 – начала 2014 года. Марк Харрисон добавил, что подобное развитие событий может поставить страну в гораздо менее выгодное положение по сравнению с КНР.
«У Китая мало друзей, но его экономическое процветание делает бизнес с ним выгодным. Россия же имеет проблемы в экономической сфере, и стремление вести бизнес с Москвой может со временем снизиться», — сказал профессор.
Марк Харрисон подчеркнул, что одновременно с событиями на Украине возросла активность президента России Владимира Путина, который стремится привлечь новых членов в Евразийский экономический союз, представляя его как альтернативу интеграции в рамках ЕС.
Как отметил эксперт, в данных условиях поворот Москвы в сторону Пекина был очевидным шагом.
«Вполне разумно, что Россия решила обезопасить себя от растущей напряженности в Европе и пойти на сближение с Китаем», — добавил он.
Вместе с тем Марк Харрисон указал на ряд потенциальных причин для конфликта между возможными союзниками и предположил, что обе страны пошли на контакт в большей степени ради противостояния их общему оппоненту.
«Взаимоотношения между Россией и Китаем будут развиваться как отношения стратегических соперников, которым удобно вести дела вместе и сотрудничать ради ограничения влияния Запада в их сферах интересов», — сказал он.
Немецкий политик и член Бундестага от Левой партии Германии Штефан Либих (Stefan Liebich) также заявил о выгоде для Москвы от сотрудничества с Пекином.
«Россия уже продолжительное время была заинтересована в более близких экономических и политических связях с Востоком. Конфликт с Евросоюзом после кризиса вокруг Украины только ускорил это движение», — сказал он.
Одновременно с этим политик акцентировал внимание на необходимости вести активный диалог между РФ и ЕС.
«С точки зрения России, нет ничего плохого в том, чтобы стать независимой и поддерживать отношения и с Востоком, и с Западом. Однако Западной Европе незачем терять Россию как партнера. Экономические отношения с ней очень тесные и должны оставаться таковыми», — подчеркнул член Бундестага.
Он также добавил, что санкции — как уже введенные, так и готовящиеся — вызвали оживленную полемику среди политиков и экономистов, при этом лоббисты в сфере сланцевого газа и ядерной энергетики пользуются случаем для продвижения своих интересов. В итоге, по мнению Штефана Либиха, это наносит ущерб всем, кого затрагивают ограничения.
«Необходимо перестать ходить по кругу. В конечном счете санкции будут стоить России и ЕС рабочих мест, а на Украине они никому не помогут», — сказал он.
«Я очень надеюсь на то, что и в России, и в ЕС победу одержат те, кто хочет видеть материковую Европу целой и не ищет новой холодной войны. Отношения между Россией и Китаем, а также между ЕС и Китаем, так или иначе должны стать плотнее. Так будет выгодно всем сторонам», — заключил западный политик.