21:19:57 Четверг, 28 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Избирательная кампания в Пензенской области: первые рейтинги одномандатников

17:41 | 08.08.2016 | Статьи

Печать

Пенза, 8 августа 2016. PenzaNews. На минувшей неделе были опубликованы первые результаты открытого социологического опроса по двум одномандатным округам в Пензенской области. Давайте попробуем разобраться, почему на сегодняшний день симпатии избирателей распределились именно таким образом.

Избирательная кампания в Пензенской области: первые рейтинги одномандатников

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

Вот сами данные: «23,2% жителей Пензенской области проголосовали бы за коммуниста Георгия Камнева, выдвинутого по 146-му округу, а по 147-му округу 12,8% избирателей отдали бы голоса эсеру Леониду Левину, если бы выборы депутатов в Госдуму РФ состоялись в ближайшее воскресенье. Таковы данные социологического опроса, проведенного общественным фондом «Пенза молодая».

По 146-му округу избиратели также отдают предпочтение кандидату от партии «Единая Россия» Сергею Есякову — 16,4%.

За выдвинутую партией «Справедливая Россия» Людмилу Коломыцеву проголосовали бы 6,4% избирателей, за либерал-демократа Павла Куликова — 2,4%, за Сергея Коробова от «Патриотов России» — 1,2%, за кандидата от партии «Родина» Алексея Пакаева — 0,6%, за Андрея Никифорова от «Коммунистов России» — 0,2%, столько же — за представителя политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» Анатолия Алексютина.

При этом 49,4% избирателей сообщили, что пока не определились с выбором по данному округу.

По 147-му избирательному округу 8,2% опрошенных проголосовали бы за коммуниста Дмитрия Филяева, за представителя ЛДПР Александра Васильева — 3,2%, за Василия Мельниченко от политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» — 2,6%, за выдвинутого партией «Родина» Андрея Мамонова — 0,6%, за представителя «Партии роста» Дмитрия Гайнуллина и Викторию Добровольскую от «Коммунистов России» — по 0,2%.

По данному округу не определились с выбором 72,2% респондентов».

Начнем со 146-го округа, где избирательная кампания идет заметно живее. Первое, что бросается в глаза — это значительно больший процент определившихся в своем выборе избирателей. Это не удивительно, ведь все три основные лидера гонки — Камнев, Есяков и Коломыцева — активно ведут кампании, причем Камнев и Коломыцева делают ставку на публичную активность, в то время как Есяков сконцентрировался на мобилизации избирателей традиционными для «Единой России» административными способами. Тем не менее, активность кандидатов заставляет граждан определяться со своим выбором, и число определившихся уже сегодня довольно высоко.

Лидирует в 146-м округе депутат Законодательного собрания Пензенской области, первый секретарь обкома КПРФ Георгий Камнев. Ему удалось заручиться поддержкой почти четверти избирателей, что является серьезной заявкой на победу. Сторонники Камнева — это, прежде всего, традиционный «красный» электорат КПРФ; «протестно настроенные» избиратели, которые видят в кандидате КПРФ основного оппонента власти; а также «личностно ориентированные» избиратели, которые поддерживают Камнева как молодого активного политика, олицетворяющего запрос на «умеренные перемены» и «новые лица», фиксируемый исследованием ВЦИОМ.

Камнев самым первым начал кампанию и добился очень высокого рейтинга узнаваемости: по некоторым оценкам — более 60%, выше — только у федеральных политиков. Единственной проблемой, которую предстоит решить штабу Камнева, является конвертация высокой узнаваемости в «избираемость». Дело в том, что избиратели могут знать кандидата и даже поддерживать его политическую позицию, но не верить в то, что он действительно может победить («власти все равно ему не дадут победить»; «наверху сами все решат, какая разница, как мы проголосуем»; «он молодец, но все равно не пройдет» и так далее). С такой проблемой часто сталкиваются оппозиционные кандидаты и молодые политики. Решается она «тотальной» кампанией, которая убеждает избирателя в том, что кандидат серьезно претендует на победу, «прет, как танк». Все необходимые технологические инструменты у штаба Камнева для этого есть, включая личную активность кандидата, который провел уже более 100 дворовых встреч. Вопрос лишь в том, сумеют ли коммунисты мобилизовать в конце кампании необходимые ресурсы.

Выдвинутая «Справедливой Россией» Людмила Коломыцева также ведет интенсивную кампанию, включающую такой мощный инструмент как личные встречи кандидата, однако ее электоральные шансы серьезным образом ограничены двумя факторами. Первый — это трудность превращения локальной известности в голоса на «большом» избирательном округе. Коломыцеву хорошо знают только избиратели Октябрьского района, который к тому же относится к 147-му, а не 146-му округу. Вторая — это привязка к бренду «Справедливая Россия». Как показывает практика избирательных кампаний, это обеспечивает 3–6% «железных» голосов, но для дальнейшего расширения электората служит скорее препятствием, чем преимуществом. В кампании 2016 года такими ограничителями являются откровенно слабая фигура лидера партии Сергея Миронова, отсутствие других известных на федеральном уровне лиц, а также идеологическая неопределенность партии — в прошлом электоральном цикле справедливороссы позиционировали себя как белоленточную политическую силу, а в этом пытаются занять патриотическую позицию.

В ходе своих встреч Людмила Коломыцева проводит среди избирателей мысль, что раз второй кандидат-справедливоросс Леонид Левин поддерживается властью и партией «Единая Россия», то, следовательно, и она как кандидат от эсеров пользуется поддержкой губернатора Ивана Белозерцева и власти. И если в случае Левина это действительно так, то в случае с Коломыцевой эсерка только ломает игру кандидату-единороссу Есякову, который на самом деле является ставленником власти. К тому же таким образом Коломыцева вносит еще большую сумятицу в предвыборную ситуацию и без того запутанную поддержкой Левина со стороны власти.

В этой ситуации Коломыцева отнимает голоса у Есякова, а не у коммуниста Камнева, притягивая к себе социально ориентированных и не до конца определившихся избирателей, которые в ином случае могли бы по привычке проголосовать за кандидата от «Единой России».

Что же касается самого Есякова, то его команда явно ориентируется на использование административной мобилизации избирателей. Публичная часть кампании ограничивается появлениями в новостных сюжетах на региональном телевидении и публикациями в «Молодом ленинце» и некоторых районных СМИ. Основная часть кампании здесь — непубличная. Это и уже начавшиеся встречи с работниками бюджетных и муниципальных предприятий и учреждений, и мобилизация в качестве избирателей и агитаторов учителей и медработников, и превращение старших по домам в агитаторов. Такой инструментарий рассчитан на низкую явку избирателя, когда административно мобилизованные чиновники, бюджетники, силовики, другие зависимые от власти категории составят относительное большинство от тех, кто придет на избирательные участки. В этом смысле штабистов Есякова, вероятно, не пугает отставание своего кандидата от лидера гонки. Они рассчитывают на то, что значительная часть тех, кто поддерживает Камнева, просто не придет на избирательные участки, в то время как дисциплинированный электорат власти придет обязательно. Угрозой для Есякова при таком раскладе становится возможность относительно высокой явки в городах, а также то, что основные силы админресурса брошены на поддержку Левина, а ведь этот ресурс не бесконечен.

При этом результаты лидера гонки по 147-му избирательному округу куда скромнее, чем у Камнева и даже Есякова. Если бы выборы состоялись в это воскресенье, за Левина бы отдали свои голоса лишь 12,8% избирателей. Несмотря на то, что округ был предварительно «зачищен» под кандидата-справедливоросса (партия власти не выставила там кандидата, а остальные партии в основном выдвинули слабых игроков, которые не будут вести борьбу), рост рейтинга Левина наталкивается на серьезные ограничения.

С какими трудностями сталкивается кампания Левина? Во-первых, это, конечно, то, что Левин является «чужаком» для Пензенской области. Причем его штаб пока не выдвинул убедительной для избирателя версии, почему их кандидат выбрал именно Пензу для того, чтобы идти в Госдуму. Даже областная власть, презентуя Левина, испытывала явные затруднения в объяснении, почему выбор пал именно на данную кандидатуру. Подобные же сомнения испытывали, вероятно, и доверенные лица кандидата Левина, встречу с которыми широко транслировали местные телеканалы. Многие из них — люди уважаемые и авторитетные: судя по лицам, они недоумевали, почему их назначили поддерживать незнакомого им «варяга».

Во-вторых, это противоречие между выдвижением от формально оппозиционной «Справедливой России» и поддержкой властью и правящей партией. Это противоречие ощутимо даже в том, что листовки за Левина разносят по квартирам агитаторы от «ЕР» вместе с единороссовской газетой, в то время как газета эсеров вообще призывает к отставке лидера партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева с поста главы правительства.

Оба этих фактора не только серьезно ограничивают рост рейтинга Левина, несмотря на начавшуюся активную кампанию, но и дают серьезный антирейтинг. Теоретически его мог бы легко превратить в свои голоса тот кандидат, который построит свою кампанию на критике Левина. Таких кандидатов сегодня два — это молодой учитель истории, коммунист Дмитрий Филяев и уральский фермер Василий Мельниченко, выдвинутый партией «Зеленые».

Мельниченко остается пока «темной лошадкой» избирательной кампании — неясно, собирается ли он вообще концентрироваться на одномандатном округе (его рейтинг — 2,6%). К тому же он сам для Пензы остается «варягом», так что не сможет так эффективно использовать «антирейтинг» Левина для целей своей кампании.

Филяев куда успешнее мог бы провести «контркампанию», атакуя Левина как местный — «чужака», как учитель — миллионера и как «настоящий» оппозиционер — «фальшивого», пользующегося поддержкой власти. Но Филяев не обладает базовой известностью и вряд ли располагает необходимыми ресурсами для проведения активной кампании в сжатые сроки. Его сегодняшний рейтинг пока серьезно ниже, чем рейтинг политической силы, которую он представляет.

Виктор Шапинов специально для ИА «PenzaNews»

Актуальное