EN
21:43:08 Пятница, 21 сентября
Дольщики НКО в Пензе Дело Тузова Ремонт дорог ДТП в Пензе Транспорт Облик Пензы Опросы Рейтинги Угадай, кто на фото!

«Взгляд в электронное будущее»: государство поставит Интернет на службу городам

13:49 | 25.10.2016 | Статьи

Печать

Сочи, 25 октября 2016. PenzaNews. Несколько десятков инициатив вошло в проект дорожной карты «Интернет+Город», представленной на ежегодной конференции «Взгляд в электронное будущее» в Сочи. Все они связаны с развитием технологий Интернета вещей (IoT) и индустриального Интернета (IIoT). Работа над документом заняла 8 месяцев.

«Взгляд в электронное будущее»: государство поставит Интернет на службу городам

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

С чего все началось

22 декабря 2015 года в Москве впервые прошел форум «Интернет-экономика», по итогам которого президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений. Одно из них — о формулировании предложений по внедрению отечественных технологий индустриального Интернета и формированию необходимой нормативной правовой базы — было адресовано шести ведомствам (Минпромторгу, Минэнерго, Минтрансу, Минстрою, Минэкономразвития и Минкомсвязи) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ).

Ровно через неделю истекает срок, к которому поручение главы государства должно быть исполнено.

Что сделано за это время

О результатах деятельности подгруппы «Интернет+Город», занимающейся проработкой одного из направлений, связанного с развитием и внедрением отечественных информационно-телекоммуникационных технологий в отрасли реального сектора экономики, рассказал ее председатель, директор центра стратегических инноваций «Ростелекома» Борис Глазков.

«Была создана экспертная площадка, которая в течение полугода должна была выработать предложения, как же нам в городской среде внедрять интернет-технологии и IT в целом в сфере городского управления. […] Трудилось более сотни экспертов. Мы получили множество инициатив, которые проработали», — пояснил он.

По его словам, на данный момент рабочая группа готова представить проект дорожной карты помощнику главы государства Игорю Щеголеву.

«Импульс президента РФ, что надо что-то улучшить, преобразовали в конкретные предложения. Наша задача была показать, где новые технологии — Интернет вещей — могут дать экономический эффект для государства, для общества», — подчеркнул Борис Глазков.

О чем говорится в проекте дорожной карты «Интернет+Город»

Проект дорожной карты «Интернет+Город» (имеется у ИА «PenzaNews») состоит из четырех разделов. Первый содержит общие положения. В нем говорится, в частности, о необходимости нормативного определения и госрегулирования технологических данных в стране, выработки комплекса мер по созданию универсальной платформы IoT и IIoT, стимулирования развития «умных» технологий, о возможностях перераспределения частот, а также о совершенствовании законодательства в сфере государственно-частного партнерства. В остальных трех блоках акцент сделан на развитии конкретных сфер, где эти технологии применяются. В их числе — ЖКХ, строительство и транспорт.

Согласно проекту дорожной карты, основная часть ее мероприятий планируется к реализации в 2017 году, при этом отдельные из них намечены на более поздние сроки.

Среди предложенных инициатив — переход к дистанционному учету ресурсов ЖКХ и энергетики, внедрение системы «Электронный путевой лист» и создание рейтинга «умных» городов России.

Все они после презентации активно обсуждались в кулуарах форума «Взгляд в электронное будущее». При этом часто звучало, что инициативы представляют собой лишь предположительный вектор развития, а в случае принятия дорожной карты предстоит как учесть массу нюансов, так и решить ряд глобальных вопросов.

«Во-первых, это государственное регулирование оборота технологических данных. Многое, о чем мы говорим — дистанционный мониторинг объектов энергетики, транспорта — предполагает, что объекты поставляют данные. А что это за данные? Не персональные? Нет. Это другие данные — технологические, их нужно защищать. […] Мы должны защищать ту информацию, которую планируем использовать. Есть еще задачи абсолютно айтишные. Вся информация, которая стекается с транспорта, энергетики, промышленности, должна где-то аккумулироваться, на какой-то платформе. Такие платформы существуют, но они импортные», — отметил Борис Глазков.

Интернет, город и много мусора

О том, каким образом изменения в федеральном законодательстве открыли для IT-компаний рынок в России, который уже на стартовом этапе можно оценить в несколько сотен миллионов долларов, на конференции рассказал руководитель компании «Большая Тройка» Артем Седов. В начале своего выступления он напомнил, что бытовые отходы формально станут коммунальными и каждому региону предстоит разработать территориальную схему обращения с ними.

«Что это для нас всех означает? Мы уже давно оплачивали вывоз отходов в рамках содержания жилья, и никто никогда не знал, сколько в принципе эта услуга стоит: управляющая компания договаривается с транспортировщиком, транспортировщик вывозит, стоимость всегда была «за чертой». Вторая проблема: все понимали, что в принципе нужно что-то делать с этой отраслью, но это возможно только используя частные инвестиции. Понятно, что денег в бюджете на реформирование отрасли нет — это десятки миллиардов рублей в год. Для этого нужно инвестору объяснить, по каким правилам он начнет работать, и здесь как раз помогает территориальная схема», — пояснил он.

Для упрощения ее создания «Большая Тройка» и Ассоциация ЖКХ «Развитие» разработали решение «Обращение с отходами». Данное программное обеспечение уже внедрено и апробировано при подготовке территориальной схемы для Московской области.

Одной из ключевых задач, которую каждому региону предстоит решить при разработке своей схемы, является сбор и обработка информации. Надо точно знать, какое количество субъектов образуют отходы, транспортируют их, на каких контейнерных площадках они собираются. При обобщении этих сведений вручную не только уйдет масса времени, но и не исключены ошибки, что приведет в неработоспособной территориальной схеме, а это в свою очередь затруднит работу регионального оператора.

Предложенный «Большой Тройкой» программный продукт представляет собой три модуля — «Кадастр отходов», «Редактор схем обращения с отходами» и «Управление отходами». По словам разработчиков, они просты и понятны в обращении, позволяют не доставлять лишнего беспокойства бизнесу при сборе отчетности, а также делать прогнозы на несколько лет вперед, в том числе по строительству новых объектов.

Информационная система, с одной стороны, облегчает работу региональному оператору — с ее помощью можно принимать заявки на вывоз, планировать маршруты, вести учет отходов. С другой, она нужна руководству субъекта РФ, которое получает инструмент контроля над всеми процессами в сфере обращения с отходами.

«Это первый шаг», — отметил руководитель «Большой Тройки».

По его словам, система «Обращение с отходами» предусматривает и такой функционал, как отслеживание всех машин, вывозящих мусор. Кроме того, с ее помощью каждый человек может узнать, из чего формируется тариф с 1 января 2017 года, с кем заключен договор и на какую сумму.

«Там, где цена будет реально завышена, будут приниматься меры», — подчеркнул Артем Седов.

Еще одно неоспоримое преимущество, по его мнению, — то, что государство получает полный контроль за регоператором.

«Предлагается архитектура, в которой принимают участие все полигоны, все сортировки, все перегрузки, все несанкционированные отходы, все отходообразователи до единого. Они будут отчитываться о том, сколько отходов производят, чтобы мы сказали, сколько полезной фракции на какой сортировке доступно, и заводы потом это сырье использовали. Будет общая картина. То есть они заходят и в системе смотрят — я могу доехать в Нижневартовск и забрать 15 тонн стекла», — привел он пример.

По мнению председателя подгруппы «Интернет+Город», директора центра стратегических инноваций «Ростелекома» Бориса Глазкова, подобное решение также позволит региональным бюджетам обеспечить пополнение на те суммы, которые они сейчас недополучают.

В свою очередь Артем Седов добавил, что на первоначальном этапе программа поможет подготовить конкурсную документацию для выбора регоператора. Для этого нужно посчитать, сколько будет стоить обращение с отходами в год: где их будут забирать, сколько машин, какое количество бензина они израсходуют, какой тариф будет на полигоне и так далее. Все это предлагаемая электронная модель будет делать автоматически.

Первые отклики у ее пользователей разработчики ожидают получить в марте 2017 года, когда тарифы озвучат те, кто посчитал их на бумаге и в электронном виде. Если сумма окажется меньше требуемой, потеряет инвестор, который в этой ситуации будет просить субсидии из бюджета. Если тариф окажется больше, будут переплачивать простые люди, а субъект РФ на общероссийском фоне предстанет в неприглядном свете.

По словам Артема Седова, Пензенская область в этом плане уже предприняла нужные шаги.

«Там генподрядчик выиграл разработку терсхемы, мы с ним заключили договор. […] Так что у вас с тарифом будет хорошо», — заверил он.

Проект дорожной карты «Интернет+Город» готов. Что дальше?

В ближайшее время доклад по итогам выполнения поручения президента РФ должен быть представлен его помощнику Игорю Щеголеву. Вместе с ним будет презентована и проект дорожной карты, который раскрывает основные положения доклада.

Заседание, на котором рассмотрят перспективы развития Интернета вещей и индустриального Интернета, предположительно, состоится уже в этот четверг, 27 октября. Ожидается, что после него и станет известно, какие из предложенных инициатив войдут в окончательный вариант дорожной карты, а какие будут ждать своего часа.

Светлана Полосина

Загрузка...
Читайте также
Регион рассчитывает получить 900 млн. рублей на субсидирование процентной ставки по ипотеке Городище станет больше
Шарипков предложил членам совета при полиции публично обозначить свою позицию по Тузову В первом чтении принят законопроект о сохранении льгот женщинам с 55 лет и мужчинам с 60-ти
В Пензе заложили деньги на проектирование новых учреждений здравоохранения Муниципальные образования Пензенской области получат на дороги более 600 млн. рублей
Актуальное