От робототехники к подготовке IT-кадров: как в Пензе формируют инженерное мышление
Печать
Пенза, 25 октября 2018. PenzaNews. Робототехника начала активно внедряться в учебный процесс на территории Пензенской области в начале 2010-х годов. По последним данным, к проекту подключились более 130 школ, лицеев и гимназий, 15 учреждений дополнительного образования и даже 65 детских садов.
Фотография © PenzaNews Купить фотографию
Переизбыток специалистов гуманитарного профиля, который во многом был обусловлен упадком промышленности в 1990-х, привел к осознанию, что необходимо пересмотреть ориентиры в образовании и сделать акцент на инженерно-техническом направлении. Причем начинать следует с малого возраста.
В итоге для пензенских школ стали закупать комплекты, помогающие развивать логическое и системное мышление, понимать, как устроены различные механизмы, и перекладывать полученные знания и навыки на повседневные задачи.
От конструкторов — к роботам
10 октября очередная партия из 17 новых комплектов робототехники была передана школам и учреждениям дополнительного образования Пензенской области, в том числе сельским. В них вошли наборы «Lego ЕV3» и ноутбуки.
Функции координатора этой работы возложены на центр развития творчества детей и юношества Пензенской области.
Как поясняет директор учреждения Сергей Холюков, реализация проекта «Образовательная робототехника» дает школьникам возможность попробовать себя в новой сфере.
«Она формирует другой алгоритм мышления у ребенка», — отмечает он.
В зависимости от возраста ребенок может собрать конструкции разной сложности, а затем при помощи педагогов запрограммировать выполнение определенных задач. Программное обеспечение «Lego» позволяет заложить последовательность действий и увидеть конечный результат, получив удовлетворение от проделанной работы.
Надо сказать, что школьники из Пензенской области добиваются успехов в этой сфере. Например, по итогам пятого международного фестиваля «Робофинист-2018», который проходил в Санкт-Петербурге 6 и 7 октября, ученики лицея №73 и гимназии №13 отличились в свободной творческой категории в средней и старшей возрастных группах.
Заинтересовать IT-технологиями
Если отвлечься от официальных учебных программ, становится понятно, что в Пензе проводится большое количество мероприятий, которые, в принципе, направлены на достижение все той же задачи — развитие инженерно-технического мышления. Так, в этом году Пенза во второй раз присоединилась к инициативе Meet and Code в рамках Европейской недели программирования.
Для детей в возрасте от 8 до 12 лет были организованы бесплатные занятия, которые провели не теоретики, а IT-специалисты. Руководитель студии разработки AR- и VR-проектов Digital Oxygen Дмитрий Смирнов рассказал о дополненной реальности, разработчик компании Bit.Games Константин Соломонов — о том, как программисты делают видеоигры, а сценарист Наталия Фирсова раскрыла секреты создания персонажей и их историй.
Эта акция помогла воодушевить как тех, кто только-только заинтересовался программированием, так и тех, кому ранее уже удалось постичь основы этой деятельности.
«Как правило, все дети сейчас любят игры. Получается, что они встретились с людьми, которые не просто разделяют их увлечения, но и умеют еще на этом зарабатывать», — говорит куратор Meet and Code в Пензе, руководитель лаборатории программирования «Алгоритмика» Дарья Тришина.
По ее словам, важно найти правильный формат занятий. И в Пензе это удалось: специалисты сделали выбор в пользу мини-лекций, во время которых дети не успевали уставать.
Проверить свои силы
Отточить навыки, увидеть результат обучения и получить дополнительную мотивацию можно на всевозможных мероприятиях.
В Пензенской области, например, проводится региональный фестиваль по программированию в визуальной среде Scratch для учащихся 5–9 классов. На него могут заявиться команды школ, в которых изучают этот язык на уроках или на факультативах.
Кроме того, сегодня существует множество конкурсов всероссийского масштаба. Так, МТС уже несколько лет реализует благотворительный проект «Поколение М». Наряду с творческими направлениями есть номинация «Робостанция» для юных инженеров-программистов. Участникам предлагается создать собственного робота и получить в качестве награды поездку в Москву — в настоящую робошколу на ВДНХ.
Увлечение, которое становится источником дохода
Особый интерес представляют мероприятия, которые позволяют старшеклассникам, студентам и начинающим специалистам заработать на своих идеях. Одним из наиболее масштабных и известных является ежегодный 48-часовой хакатон. Раньше он назывался «HackDay», а в этом году — «Secothon».
Школьники и студенты ежегодно составляют около трети всех участников. Обычно они могут участвовать в IT-марафоне бесплатно или за минимальную стоимость.
«Многие из них приходят для того, чтобы чему-то научиться, прокачать свои навыки», — отмечает исполнительный директор ассоциации разработчиков программного обеспечения «Secon» Евгения Сотина.
Проекты, заявляемые на хакатон, с каждым годом становятся интереснее и технологичнее. При этом, по словам организаторов, наметилась тенденция к разработкам в области дополненной реальности.
Пензенский хакатон в качестве партнеров не один год поддерживает компания МТС.
«Именно такие мероприятия, с одной стороны, открывают местных талантливых ребят, с другой — создают почву для дальнейшей цифровизации регионального бизнеса. МТС за последние несколько лет трансформировалась из телеком-оператора в IT-компанию, и сейчас у нас есть собственный акселератор для стартапов, помогающий находить новые направления и разрабатывать проекты в облачных технологиях, ИИ [в области искусственного интеллекта], цифровой медицине, финансах и других перспективных отраслях. Будем рады увидеть в нем и пензенских разработчиков», — говорит директор МТС в Пензенской области Павел Плясенко.
Ориентация образования на потребности рынка
Пока говорить о том, что образование — особенно высшее — полностью отвечает требованиям рынка труда, пожалуй, преждевременно. Все чаще звучат предложения объединить усилия бизнеса и власти, чтобы кардинально изменить эту ситуацию.
Некоторые считают правильным рассматривать бизнес и вузы как заказчика и подрядчиков. Другие выступают за создание неких центров профессиональной подготовки при университетах, где практики смогли бы передавать свой опыт студентам без бюрократии и волокиты, не задумываясь о подготовке учебно-методических пособий. Также высказываются и другие мнения.
Тем временем все большее число игроков в сфере IT приходят на пензенский рынок образования с конкретными инициативами, в числе которых «Яндекс.Лицей», школа программирования «Алгоритмика», совместные проекты Mail.Ru Group с ПГУ и другие. Выигрывают от этого прежде всего дети и молодежь, у которых в отличие от предыдущих поколений есть уникальная возможность — выбирать, у кого и чему учиться.
Маргарита Кривцова