Эксперты сомневаются в положительных итогах саммита Восточного партнерства
Печать
29 сентября 2011. PenzaNews. Саммит Восточного партнерства открывается в Варшаве в четверг, 29 сентября. В нем примут участие лидеры 27 стран — членов Европейского Союза, а также Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины. Ожидается, что в течение двух дней представители стран-участниц обсудят вопросы расширения политической ассоциации и экономической интеграции в ЕС.
Фотография © PenzaNews Купить фотографию
В качестве первостепенных задач саммита поставлены — поиск решений по расширению зоны свободной торговли, углубление экономического сотрудничества, в частности, в сфере транспорта, энергетики и сельского хозяйства. В ходе саммита страны, входящие в Восточное партнерство, должны будут высказать свою позицию относительно поддержки европейского курса развития.
Между тем, многие аналитики дают критические оценки как встрече, так и самой программе Восточного партнерства, в частности, стремлению ЕС приблизить к себе шесть постсоветских стран. Существует мнение, что саммит имеет шансы на успех только в случае, если страны воздержатся от антироссийских настроений и высказываний. Представителям приглашенных государств необходимо почувствовать уверенность в том, что они становятся участниками программы, которая поддерживается Евросоюзом и в то же время не вызывает возражений со стороны Москвы.
Накануне открытия саммита на сайте Сообщества Восточного партнерства были опубликованы материалы некоторых аналитиков и экспертов, дающих собственную оценку событию.
В частности, директор берлинского Центра Бертольда Бейца по изучению России, Украины, Белоруссии и Средней Азии при Германском Совете внешней политики Александр Рар (Alexander Rahr) высказал мнение о том, что польская дипломатия ставит перед собой слишком амбициозные задачи.
«Она хочет, чтобы Европейский Союз проявил интерес к Восточным соседям и поддержал их при вступлении в Восточное партнерство. К сожалению, в настоящее время Европа переживает переломный момент в истории, так что дипломатические игры, в которые играют представители некоторых государств, не имеют никаких шансов на успех. Скажем прямо — сильный всегда прав. В рамках Европейской политики соседства внимание Франции и Италии сосредоточено на странах Северной Африки. Берлин так же смотрит в этом направлении», — отметил эксперт.
По его мнению, такое внимание к странам Африки вполне понятно: в ситуации, когда последние попытки спасти Еврозону потерпели фиаско, европейские столицы жаждут успехов.
«Именно североафриканский регион предвещает большие победы среди всех соседей ЕС. Арабская весна привела к тому, что граждане нескольких стран добились большего влияния на ситуацию, которая происходит в их государствах. При этом никто из них еще не решил, в какую сторону идти дальше. Они все находятся на перепутье. Ясно одно — гораздо проще направить эти страны на путь демократии, чем вытянуть Белоруссию и Украину из сферы влияния России. Кроме того, как Франция, так и Германия поддерживают хорошие отношения с Москвой. Большую поддержку получат те инициативы, которые не встретят сопротивления Москвы», — пояснил Александр Рар.
По словам эксперта, от саммита в Варшаве не стоит ждать решения серьезных вопросов: территориальных споров Армении и Азербайджана, изменения позиции белорусских лидеров по отношению к действию санкций ЕС и других.
«Успеха можно ждать, пожалуй, только в случае с Молдовой. Вероятность того, что страна подпишет соглашение с Евросоюзом, достаточно высока. Не только потому, что там нет политических заключенных, но и потому, что Румыния обеспокоена благополучием Молдавии гораздо сильнее, нежели Польша заботится о благосостоянии Украины», — сказал Александр Рар.
По мнению директора отдела исследований Центра по изучению расширения ЕС в Будапеште Андраша Деака (Andras Deak), саммит Восточного партнерства обречен на провал.
«Восточное партнерство вряд ли станет успешным. Именно поэтому Польша должна смотреть правде в глаза и сосредоточиться на минимизации негативных последствий возможного провала. Интерес к саммиту Восточного партнерства со стороны большинства стран-членов ЕС является минимальным. Франция, Германия и Италия не выражают особого энтузиазма. Такая апатия по отношению к Востоку обоснованна. Это влияние сложной экономической ситуации, в которой сейчас находится ЕС. Ни у Германии, ни у Франции нет ни сил, ни времени уделять внимание попыткам Польши по интеграции восточных соседей ЕС», — отметил он.
По словам Андраша Деака, Восточное партнерство имеет шанс стать интенсивно развивающимся институтом. Однако для этого польским дипломатам предстоит преодолеть две основные преграды.
«Прежде всего, необходимо уменьшить негативные настроения в Европе по отношению к суду над Юлией Тимошенко. Во-вторых, все возможные усилия должны быть направлены на привлечение внимания западных стран-членов Европейского Союза к вопросу Восточного партнерства. У Варшавы на это не так много времени. Если соглашение с Киевом не будет подписано во время польского председательства, процесс переговоров между Украиной и ЕС будет заморожен на долгие годы. Страны, охваченные Восточным партнерством, должны сделать определенные выводы о будущем и думать не только категориями ЕС. Следует больше работать над развитием регионального сотрудничества и продолжать процесс интеграции на этой основе, поскольку мы часто видим, что нормы ЕС не могут быть применены в какой-то конкретной стране из-за региональных разногласий», — сказал эксперт.
Андраш Деак уверен, что процесс перехода восточных стран к европейским стандартам займет еще много времени, поскольку пока эти государства одинаково нуждаются как в ЕС, так и в России. Эта потребность продиктована не желаниями и устремлениями политической элиты, а экономической составляющей стран.
Восточное партнерство — проект, созданный Европейским союзом. Он был представлен на широкое обсуждение в мае 2008 года.
Программа Восточного партнерства направлена на сближение ЕС с Украиной, Арменией, Молдавией, Грузией, Азербайджаном и Белоруссией, однако не подразумевает их вступления в ЕС. Программа предусматривает значительное повышение уровня политического взаимодействия, широкую интеграцию бывших советских республик в экономику ЕС, увеличение объемов предоставляемой им финансовой помощи и усиление энергетической безопасности.
Программа представляет своеобразную почву для дискуссий по визовым соглашениям, соглашениям о свободной торговле и стратегическому партнерству с государствами-восточными соседями.
Планируется, что Россия будет приглашаться только для обсуждения некоторых местных инициатив, например, относящихся к Калининградской области. Поскольку Восточное партнерство не имеет собственного секретариата, оно контролируется непосредственно Европейской Комиссией.
Отношение к программе Восточного партнерства со стороны России не всегда было однозначным. Изначально этот проект воспринимался как попытка вывести постсоветские страны из сферы влияния России. Однако сейчас данная тема обсуждается менее остро.