04:51:47 Суббота, 20 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Социально-экономическая и политическая ситуация в Молдове в скором времени существенно не изменится

18:44 | 01.07.2013 | Аналитика

Печать

1 июля 2013. PenzaNews. Более половины граждан Молдовы недовольны социально-экономической и политической ситуацией в республике, о чем свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проводившегося Институтом маркетинга и социологических исследований IMAS в период с 10 по 26 мая 2013 года.

Социально-экономическая и политическая ситуация в Молдове в скором времени существенно не изменится

Фото: Skyscrapercity.com

Главными проблемами, по мнению молдаван, являются безработица, политическая нестабильность и бедность — так считают 40%, 35% и 27% опрошенных соответственно. Около 24% граждан в большей степени недовольны высоким уровнем коррупции, а 19% — низкими зарплатами и пенсиями.

Усугубляет ситуацию и то, что, по признанию 77% молдавских граждан, страна на сегодняшний день движется в неверном направлении. Более того, 87% респондентов уверены, что государство погрязло в политическом кризисе. Среди его основных причин молдаване назвали коррупцию в правительстве, размолвки между Владом Филатом (Vlad Filat) и Владом Плахотнюком (Vlad Plahotniuc), трагедию в заповеднике «Пэдуря Домняскэ» и желание Либерально-демократической партии Молдовы любой ценой получить власть, отмечает бюро информации «Notum».

Между тем, итоги опроса нельзя назвать неожиданными — согласно последнему исследованию Министерства экономики республики, около 1 млн. молдаван живут за чертой бедности, а количество безработных, по данным Национального бюро статистики за первый квартал 2013 года, превысило 90 тыс. человек, что на 11 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Комментируя сложившуюся ситуацию в Молдове, директор новостного портала Gagauzinfo Андрей Ведутенко (Andrei Vedutenko) подчеркнул, что число граждан, критикующих политический курс страны, еще три года назад также не внушало особого оптимизма, но вместе с тем не превышало 50%.

«Население, прежде всего, недовольно отсутствием достойно оплачиваемых рабочих мест, что вынуждает граждан Молдовы массово искать лучшую жизнь в России, странах Евросоюза или Турции. При этом возлагать вину лишь на действующее правительство премьер-министра Юрие Лянкэ (Iurie Leanca) нельзя, тем более что с момента его назначения не прошло и первых ста дней. Но если проводить преемственность между этим правительством и его предшественником, правительством Влада Филата, — а оба они были назначены одной и той же коалицией за европейскую интеграцию, — то складывается четкое ощущение, что Молдова идет по пути успешного освоения европейских грантов и кредитов, а не по пути возрождения национальной экономики. Причем, обществу неизвестно, в каком именно размере выделяются эти грантовые и кредитные средства, и каков механизм их освоения, поскольку единственным осязаемым результатом, пожалуй, стали несколько десятков километров отремонтированных дорог», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».

По его словам, на сегодняшний день Молдова пытается «запрыгнуть в уходящий поезд расширения Европейского союза».

«Хотя в Брюсселе официально заявили, что если в ближайшие десятилетия и будет происходить расширение, то исключительно за счет балканских государств, проевропейские парламентские партии в Молдове убеждают свой электорат в обратном. Ответ на вопрос, насколько республика важна для Евросоюза, мы узнаем по итогам ноябрьского саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе, когда ЕС официально заявит, чем именно готов «премировать» постсоветские страны за дружбу с Брюсселем. Главное ожидание жителей Молдовы — это получение возможности въезжать в шенгенское пространство без виз», — отметил руководитель новостного портала.

Между тем, по его словам, внутри самой Молдовы растет число евроскептиков, которые выступают за евразийскую интеграцию и сближение с Россией, аргументируя это, прежде всего, зависимостью молдавского экспорта от российских рынков, а всей молдавской экономики — от российского газа.

«По данным тех же опросов, число сторонников интеграции Молдовы в Таможенный союз уже превысило число сторонников европейской интеграции», — подчеркнул Андрей Ведутенко, добавив, однако, что улучшение социально-экономической ситуации главным образом зависит от внутриполитического курса государства.

По его мнению, основные проблемы малого и среднего бизнеса в Молдове — это вовсе не отсутствие рынков сбыта за рубежом или дорогой природный газ, а непомерные налоги и штрафы, постоянные проверки со стороны контролирующих органов, коррумпированность чиновников и судебной системы.

«Все это в своей совокупности создает нервозность среди деловых людей, делает долгосрочные инвестиции крайне рискованными и подталкивает бизнесменов к уходу в теневую экономику. Борьба с коррупцией на всех уровнях, независимость судей, демонополизация рынков — вот те приоритеты, которые, на мой взгляд, должны быть у правительства Молдовы», — сказал собеседник агентства.

Отвечая на вопрос о наиболее благоприятном развитии внешнеполитического курса республики, эксперт отметил, что вся трагичность сегодняшнего положения страны обусловлена отсутствием внятных предложений со стороны ведущих международных игроков.

«Приоритетом объявлена европейская интеграция, но сам Евросоюз готов говорить лишь о добрососедстве, а не о реальном плане действий вхождения Молдовы в ЕС. На востоке набирает обороты другой интеграционный проект — Таможенный союз (ТС), но реально ли республике наращивать экономические и социальные связи на востоке, когда ее западный сосед — Румыния — уже в ЕС, а восточный — Украина — туда стремится?» — задался риторическим вопросом эксперт.

По его словам, серьезные изменения во внешней или внутренней политике Молдовы вряд ли возможны в ближайшие полтора года, пока у власти будет находиться коалиция проевропейских партий.

«Однако вновь заручиться поддержкой молдавского избирателя на парламентских выборах в 2014 году им будет крайне непросто. Вот тогда будут возможны сюрпризы в виде прихода к власти левых, пророссийски настроенных сил», — добавил Андрей Ведутенко.

По мнению независимого латвийского журналиста Алексея Веселого (Aleksey Vesyoliy), политическая ситуация в Молдове обострена в связи с тем, что на уровне гражданского общества население стремится к единению и созданию федеративного государства.

«Низы не могут, верхи не хотят. Это выражение метко характеризует республику сегодня. Населению предстоит сделать нелегкий выбор, с кем оно хочет идти по жизни, кто для него ближе, экономически более привлекателен и сможет наилучшим образом обеспечить безопасность в регионе: Европейский Союз, Румыния или Россия. Причем я бы провел четкую грань между Брюсселем и Бухарестом — временное членство может обернуться для властей полным фиаско, и вслед за принятием Хорватии в Евросоюз они могут пожертвовать таким отступником, как Румыния. При таком развитии событий правительство последней вынуждено будет действовать, и это выльется в усилении и без того высокого присутствия Румынии в Молдове», — сказал эксперт.

«Тяжела и нелегка будет судьба Приднестровья, если Румыния сможет предложить наиболее интересный проект федеративного государства для Молдовы — жители Приднестровья могут оказаться ограничены в политических правах, и в стране появится статус негражданина, наподобие неграждан в Латвии, которые главным образом отличаются от граждан тем, что не могут принимать участие в выборах», — добавил он.

Алексей Веселый подчеркнул необходимость решения существующего конфликта внутри республики, выразив надежду на победу конструктивных сил, способных сплотить молдавских граждан, не прибегая к лишению прав одной из групп населения.

В свою очередь бывший посол Европейской комиссии в России, старший научный сотрудник Центра европейских политических исследований в Брюсселе профессор Майкл Эмерсон (Michael Emerson) отметил, что политическая система Молдовы имеет довольно глубокие дисфункциональные проблемы, проявившиеся, в частности, в невозможности избрать президента в короткий срок и чрезмерном влиянии олигархов на формирование правительства.

При этом весьма скромная роль республики на международной арене, по его мнению, объясняется тем, что Молдова является беднейшей и одной из самых маленьких стран в Европе.

«Для того чтобы поднять уровень жизни в государстве, властям стоит обратить внимание на экономическую политику Грузии за последнее десятилетие. Я не являюсь поклонником Михаила Саакашвили (Mikhail Saakashvili), однако ему удалось достичь значительного прогресса в борьбе с коррупцией и создании благоприятной для бизнеса экономической среды», — сказал аналитик.

Между тем, по его словам, приоритетным внешнеполитическим направлением для Молдовы в первую очередь выступают соседи — Румыния и Украина, близкая ей Россия, а также Евросоюз, завершивший переговоры по соглашению об ассоциации и зоне свободной торговли.

«На мой взгляд, Молдове необходимо интегрироваться с Евросоюзом и одновременно стремиться к хорошим отношениям с Россией, которая должна перестать играть в неоимпериалистические игры через Приднестровье», — отметил Майкл Эмерсон.

В свою очередь кандидат в президенты Приднестровской Молдавской Республики в 2006 и 2011 годах, президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов (Andrey Safonov) не считает сближение республики с ЕС перспективным.

«Я не вижу никакого смысла для Молдовы держать курс на вступление в разлагающийся, переполненный дикими мигрантами из Африки и Ближнего Востока, гомосексуальный в прямом смысле этого слова Евросоюз. Увы, но Европе, какой ее знал по исторической и политической литературе советский человек, пришел конец. Перед нами — аморфное, деградирующее и управляемое вырожденцами-либералами образование», — сказал эксперт.

По его мнению, Кишинев должен найти четкую реалистичную формулу сближения со странами постсоветского пространства.

«Молдова, например, может занять место в Таможенном союзе, но я против интеграции на базе сохранения границ бывших союзных республик. В одну реку не войдешь дважды. Чтобы страна вступила в ТС, вовсе не обязательно поощрять Кишинев «головой» Приднестровья. Тирасполь и так окажется в евразийском проекте, независимо от желания Кишинева», — пояснил политолог.

Вместе с тем, по его словам, действующие власти государства полностью находятся под контролем Запада, что не позволяет говорить о самостоятельной внешней политике Молдовы.

«Республика ориентируется на ЕС, Румынию и США. На Вашингтон, в частности, сориентирован министр обороны Молдовы Виталий Маринуца (Vitalie Marinuta). И премьер-министр Юрие Лянкэ, и спикер парламента Игорь Корман (Igor Corman) — это карьерные дипломаты, которые не один год работали именно на Западе. Сегодня они являются уполномоченными ЕС и Румынии по отрыву всей бывшей советской Молдавии, включая Приднестровье, от постсоветского пространства. Если им удастся решить эту задачу, следующим шагом, я полагаю, будет отказ от конституционного нейтралитета страны и подача заявки на вступление Молдовы в НАТО. Тот же министр обороны — открытый сторонник членства республики в Северо-Атлантическом альянсе», — отметил Андрей Сафонов.

Он также предположил, что в ближайшей перспективе ситуация будет развиваться довольно бурно.

«В ноябре пройдет саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе, где ожидается парафирование соглашений об ассоциации и зоне свободной торговле. Это значит, что пути Молдовы и Приднестровья окончательно разойдутся и политические переговоры Кишинева и Тирасполя просто потеряют смысл», — сказал политолог.

«В зоне безопасности — а это район молдо-приднестровского конфликта 1992 года — в эти дни обостряется ситуация. Надо тщательно следить за происходящим и быть готовыми предотвратить даже малейшее столкновение. По обе стороны Днестра есть силы, которые желали бы с помощью боевых барабанов отвлечь сограждан от проблем в экономике и социальной сфере», — добавил он.

В свою очередь старший научный сотрудник отдела политологии Академии наук Молдовы Николай Цвятков (Nikolay Tsvyatkov) отметил, что положение в стране серьезно осложнилось по целому ряду причин, включая экономический кризис, смену политических сил у власти и обострение противостояния между Москвой и Брюсселем за контроль над республикой.

«Однако оперировать цифрами социологических исследований надо аккуратно, поскольку ими можно легко манипулировать. Наша республика имеет значительные успехи в продвижении демократических традиций: за 20 лет власть неоднократно переходила к тем или иным политическим силам демократическим путем. Это серьезно повысило ответственность партий и их лидеров за предвыборные обещания, невыполнение которых неизбежно приводило к уходу с политической арены», — напомнил политолог.

По его словам, ситуация резко ухудшилась, когда в 2009 году к власти пришли партии, объединившиеся в альянс за европейскую интеграцию.

«Многочисленные скандалы, воровство, рейдерские атаки, контрабанда, сворачивание социальных программ могли привести к краху этой коалиции, однако в политическую игру вступили европейские чиновники и дипломаты. Спекулируя ожиданиями молдавских граждан, они оказывают серьезную информационную и материальную поддержу действующей власти, что позволяет данным партиям по-прежнему удерживать ситуацию под своим контролем», — сказал эксперт.

При этом, на его взгляд, поддержка так называемого проевропейского альянса обусловлена скорее геополитическими установками, чем действительными успехами правящих партий.

«Евросоюз заинтересован в контроле над республикой в противовес влиянию России в регионе. Противостояние крупных держав разделило молдавское общество пополам, что несет в себе новые угрозы. При этом предугадать, как будет преодолен этот «общественный раскол», на данный момент практически невозможно», — отметил Николай Цвятков.

Он подчеркнул, что, учитывая ослабление государственных институтов, а также введение частичного внешнего управления с помощью МВФ и других международных структур, Молдова на данном этапе несамостоятельна в принятии суверенных решений относительно своего внешнеполитического курса.

«Спрогнозировать развитие событий в республике непросто, но одно можно утверждать точно — большинство граждан ждут выборов в парламент, поскольку это единственный оставшийся инструмент эффективного влияния на власть и политическую обстановку в стране в целом», — подвел итог аналитик.

Молдова — парламентская республика. Глава государства — президент. Высший законодательный орган — однопалатный парламент. Столица — Кишинев. Численность по итогам переписи 2004 года — более 3,4 млн. человек.

Расположена в Юго-Восточной Европе, граничит с Украиной и Румынией. Не имеет выхода к морю.

Аграрно-индустриальная страна. Основа экономики — сельское хозяйство.

В 2005 году была признана Всемирным банком беднейшей страной Европы.

Объем ВВП за 2012 год составил 7,559 млрд. долларов США — около 2 тыс. 128 долларов на душу населения.

По данным Национального бюро статистики Молдовы, в марте 2013 года средняя номинальная зарплата в стране составила около 290 долларов.

Актуальное