17:30:35 Пятница, 19 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Пытаясь самоустраниться от проблем в еврозоне, Германия стала ее заложником — эксперты

11:57 | 05.06.2015 | Аналитика

Печать

5 июня 2015. PenzaNews. Федеративная Республика Германия, которая на сегодняшний день продолжает оставаться экономическим лидером еврозоны, фактически лишена реальной свободы действий, так как оказалась в зависимости от существования проекта евро. К такому выводу пришли старший исследователь по вопросам мировой экономики Королевского института Элькано Федерико Стейнберг (Federico Steinberg) и научный сотрудник Института международных исследований Гентского университета Маттиас Вермейрен (Mattias Vermeiren) в совместной статье, озаглавленной «Пределы влияния Германии в зоне евро».

Пытаясь самоустраниться от проблем в еврозоне, Германия стала ее заложником — эксперты

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

Авторы напоминают, что достигнутые ФРГ успехи во многом объясняются экономической стратегией немецких производителей, банков и самих властей, которые не преминули воспользоваться выгодным положением государства по сравнению с другими членами еврозоны.

По их словам, исчезновение валютных преград и ослабление соседних экономик позволило банкам Германии спекулировать на активах стран-должников, что усилило преимущество ФРГ как государства-кредитора.

«Единая европейская валюта лишила слабые экономики возможности восстановить свою конкурентоспособность через периодическую девальвацию. Это позволило экспортоориентированным предприятиям Германии трансформировать завышенный реальный обменный курс [между странами ЕС] в значительно заниженный. В результате после формирования зоны евро [немецкие] торговые союзы и производственные объединения, поставляющие продукцию на внешние рынки, получили эффективный инструмент для торможения роста зарплаты и тут же им воспользовались», — поясняют аналитики.

По их мнению, непредвиденным результатом такой бизнес-стратегии стала постепенная переориентация Германии на экспортное производство в условиях малых объемов импорта, вследствие чего страна не только достигла высокого внешнеторгового профицита за счет ЕС, но и оказалась в серьезной зависимости от своего текущего положения.

Эксперты отмечают, что Германия и другие крупные члены еврозоны в свое время приняли решение отказаться от мер внутреннего стимулирования роста потребительских цен, чем создали дополнительные предпосылки для укрепления евро и осложнили положение тех стран, которые испытывали трудности с обслуживанием своих долгов.

Федерико Стейнберг и Маттиас Вермейрен подчеркивают, что власти ФРГ также выразили нежелание пойти навстречу остальным участникам зоны евро и распределить долговые обязательства между всеми членами ЕС, опасаясь увеличения нагрузки на население и немецкий банковский сектор.

По словам экономистов, эти решения привели к замедлению фактической инфляции у кредиторов и росту реальной дефляции у должников, что поставило последних в безвыходное положение и создало серьезные препятствия для экономического роста, необходимого для успешного выхода из кризиса.

Аналитики констатируют, что на сегодняшний день ФРГ, вложившая значительные средства в проект европейской валютной интеграции, де-факто стала заложником своего успеха, поскольку распад зоны евро под долговым бременем рискует стать мощнейшим ударом для банковской системы Германии, а затем и для всего населения страны.

«Эти угрозы — обратная сторона растущих доходов от евроинтеграции — сделали выход из зоны евро невозможным, в результате чего немецкое правительство сейчас вынуждено поддерживать экономический союз на плаву и всячески препятствовать его распаду», — пишут исследователи в области экономики.

По их словам, в результате у немецкого правительства остался единственный способ защитить население Германии от экономического шока, который уже успели ощутить во всей еврозоне — наделить Европейский центральный банк (ЕЦБ) свободой в выборе методов стимулирования финансовой ситуации ради стабилизации рынков и снижения дефляционного давления.

«ЕЦБ стал первым крупным центральным банком мира, который установил отрицательную ставку по депозитам — минус 0,1% годовых — и запустил «целевую» программу долгосрочного рефинансирования на общую сумму в 400 млрд. евро», — подчеркивают эксперты.

Также они напоминают, что в январе 2015 года ЕЦБ объявил о старте программы количественного смягчения, в рамках которой взял обязательство закупать ценные бумаги стран зоны евро на беспрецедентную сумму — 60 млрд. евро ежемесячно — до конца сентября 2016 года, при этом в Брюсселе допускают возможность перезапуска этого проекта в случае необходимости.

Однако, с точки зрения экономистов, нынешняя политика зоны евро по-прежнему не адаптирована под ситуацию, сложившуюся на рынках труда ведущих должников еврозоны, и никак не помогла слабым экономикам Евросоюза укрепиться, что в обозримом будущем может вновь спровоцировать финансовые проблемы.

Основываясь на вышеприведенных аргументах, авторы статьи приходят к мнению, что ФРГ, став жертвой собственного могущества, теперь находится меж двух огней, поскольку будущее европейского экономического сообщества сейчас напрямую зависит не только от действий официального Берлина, но и от позиции немецкого бизнеса.

«Хотя обесценивание евро может стать причиной обострения отношений с торговыми партнерами Евросоюза при росте профицита счета текущих операций, есть вероятность, что политика ЕЦБ все же приведет к более равномерному распределению долговых издержек между членами ЕС в связи с ростом инфляции в странах-кредиторах. Однако в этом случае против Европейского центрального банка могут выступить представители немецкого бизнеса — в частности, производители товаров на экспорт», — констатируют Федерико Стейнберг и Маттиас Вермейрен.

По их мнению, чтобы избежать значительного числа текущих проблем, властям ФРГ следовало своевременно заняться вопросом одинакового распределения долговых издержек, согласиться объединить избыточные долги еврозоны в единый фонд с совместной ответственностью всех стран ЕС, а также предпринять меры смягчения монетарной политики ЕЦБ, чтобы вызволить наиболее слабые экономики из непростой ситуации.

Рассуждая о том, какие именно меры, доступные на сегодняшний день, могут спасти еврозону от краха в ближайшем будущем, исследователи выступают с предложением провести структурную реформу и организовать систему распределения долгов внутри ЕС через союз региональных банков с единым резервным фондом.

«Мы считаем, что Германия вряд ли захочет заранее отказываться от формирования мощного резервного фонда, прикрываясь отсутствием поддержки со стороны населения, поскольку в противном случае Берлин рискует потерять все средства, вложенные в процесс европейской валютной интеграции», — подчеркивают эксперты.

Актуальное