Кирилл Мошков поднял на фестивале «Jazz May» в Пензе провокационную тему
Печать
Пенза, 17 мая 2015. PenzaNews. Лекция главного редактора журнала «Джаз.ру» Кирилла Мошкова на тему «Импровизация и джаз: кто кого?» состоялась в рамках проекта «Интеллектуальный парк «Академия» в пензенской областной филармонии в минувшую субботу, 16 мая.
«Я выбрал тему, которую сформулировал нарочито провокативно. Естественно, первый вопрос, который возникает у людей: «Разве это не одно и то же?» — отметил лектор и, используя видеозаписи выступлений известных в джазовой среде музыкантов, объяснил слушателям, в чем отличие и сходство рассматриваемых понятий.
По мнению журналиста, когда «появилось джазовое искусство, выварилось в котле бурной культурной жизни юга США, тот факт, что в значительной степени эта музыка импровизационная, некоторое время ускользал от тех, кто изучал ее».
«Когда же стало понятно, что сущностной частью джазового искусства является факт импровизации, для многих исследователей это заслонило практически все в джазе. Первые 50 лет развития джаза как вида музыкального искусства импровизация развивалась в нем в очень узких рамках, которые были определены ритмической и гармонической структурой, гармонической сеткой, тем набором аккордов, на которые написана та или иная пьеса. В результате к 50-ым годам прошлого столетия сложилось то, что мы можем определять как джазовую идиому», — сказал музыкальный критик.
По словам Кирилла Мошкова, идиома — это совокупность признаков, по которым мы определяем, что звучит именно джаз.
«Определенные ритмические структуры, определенный метод работы музыкантов с гармоническим материалом и, самое главное, интонация музыканта, то есть то, как он излагает музыкальный текст. А поскольку музыкального текста композитора как такового в джазе, как правило, не бывает, то роль интонирования музыканта еще более значимая. Практически в руках музыканта находится пересочинение музыкальной пьесы каждый раз, когда он ее исполняет», — пояснил обозреватель.
Также в ходе лекции главный редактор портала «Джаз.ру» привел пример использования классических произведений в качестве джазовых композиций и рассказал о становлении современной джазовой школы.
«Есть консервативное крыло в джазовом искусстве, которое считает, что то, каким джаз стал в 1950-1960-е годы — это и есть его лицо, максимальное развитие джазовой идиомы, то, что должно быть сохранено по возможности навсегда. Это крыло возглавляет выдающийся американский трубач Уинтон Марсалис. Естественно, далеко не все музыканты с этим соглашаются, и наряду с консервативным есть и поисковое, экспериментальное крыло, которое занимается тем, что разрушает сложившуюся идиому джаза для того, чтобы найти какие-то новые звучания», — отметил Кирилл Мошков.
«Именно импровизационная сторона этого искусства для музыкантов нового поколения более важна, чем сохранение в неприкосновенности элементов джазовой идиомы», — подчеркнул он.