22:44:01 Пятница, 19 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Большой опыт «Росатома» в строительстве АЭС дает уверенность в успешности проекта в Узбекистане

19:07 | 11.12.2019 | Аналитика

Печать

11 декабря 2019. PenzaNews. Новый генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси (Rafael Grossi), официально вступивший в должность 3 декабря на четырехлетний период, подтвердил готовность организации оказывать, как и прежде, техническое и экспертное содействие Узбекистану, в том числе в процессе возведения первой в стране АЭС, строить которую в соответствии с достигнутыми договоренностями будет российская госкорпорация «Росатом».

Большой опыт «Росатома» в строительстве АЭС дает уверенность в успешности проекта в Узбекистане

Фото: Uzatom.uz

По информации внешнеполитического ведомства республики, в ходе встречи с постоянным представителем Узбекистана при МАГАТЭ Шерзодом Асадовым (Sherzod Asadov), состоявшейся в Вене в конце ноября, стороны обменялись мнениями о проводимой работе по развитию ядерной энергетики, усилению научного и образовательного потенциала в данной сфере.

Кроме того, был подчеркнут достигнутый уровень плодотворного сотрудничества МАГАТЭ с министерством энергетики, агентством «Узатом», академией наук и госкомитетом по промышленной безопасности Узбекистана.

«Стороны выразили удовлетворенность уровнем работ, проводимых МАГАТЭ в Узбекистане, и эффективностью совместной деятельности по обеспечению и повышению радиационной и ядерной безопасности. Особо отмечена важность выведения технического сотрудничества на качественно новый уровень. В беседе подчеркивалось, что Узбекистан твердо привержен международным обязательствам в соблюдении всех требований и рекомендаций МАГАТЭ по обеспечению ядерной безопасности», — говорится в сообщении МИД.

Ранее стало известно о том, что инспекторы МАГАТЭ в следующем году намерены посетить Узбекистан, чтобы дать оценку планам по возведению объекта, а также Белоруссию, где «Росатом» завершает сооружение двухблочной АЭС с водо-водяными энергетическими реакторами (ВВЭР) общей мощностью 2,4 ГВт по типовому проекту поколения «3+», полностью соответствующему постфукусимским требованиям и международным нормам. Специалисты организации уже несколько раз посещали место строительства рядом с городом Островец в Гродненской области. В своих предыдущих отчетах они отмечали, что в Белоруссии разработаны надежные меры по обеспечению безопасности и на случай чрезвычайных ситуаций.

Межправительственное соглашение о строительстве первой в Узбекистане АЭС по российскому проекту было заключено 7 сентября 2018 года. Свои подписи под документом поставили премьер-министр РФ Дмитрий Медведев (Dmitry Medvedev) и глава правительства Узбекистана Абдулла Арипов (Abdulla Oripov). До этого — в конце декабря 2017-го — было заключено межправсоглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях.

Как ожидается, первая АЭС в Узбекистане будет иметь два энергоблока последнего поколения «3+» с реакторами ВВЭР-1200 мощностью 1,2 ГВт каждый. Приоритетным местом строительства выбрана площадка вблизи озера Тузкан в Форишском районе Джизакской области. Геофизические и сейсмологические работы на этой территории ведут специалисты предприятия «Aтомстройэкспорт» (входит в состав «Росатома») и ГУП «УзГАШКЛИТИ». Начать строительство атомной электростанции планируется в 2022 году или даже существенно раньше. В ряде СМИ появлялась информация о том, старт работам на площадке может быть дан уже в 2020-м. Ввести объект в эксплуатацию намечено до 2028 года. При этом ранее узбекская сторона выразила заинтересованность в строительстве еще двух аналогичных энергоблоков той же мощности.

По словам специалистов, с учетом растущей потребности Узбекистана в электроэнергии включение атомной энергетики в энергобаланс страны становится все более насущной необходимостью. Ввод двух блоков АЭС позволит в первую очередь сэкономить до 3,5 млрд. кубометров газа, на котором работают современные теплоэлектростанции, обеспечивающие почти 80% производства электроэнергии.

По сообщению министерства энергетики Узбекистана, на данный момент потребность страны в электроэнергии составляет 69 млрд. кВт/ч, а собственное производство — всего 64 млрд. Согласно прогнозам, через 10 лет энергопотребление вырастет до 117 млрд. кВт/ч, что почти вдвое больше сегодняшних объемов.

Комментируя предстоящее строительство АЭС в Узбекистане, в пресс-службе компании «Росатом Центральная Азия» отметили, что реализация совместного проекта идет стремительно благодаря профессионализму узбекских коллег и эффективному партнерству сторон.

«На сегодняшний день уже проделана большая работа — создано агентство по развитию атомной энергетики «Узатом», приняты соответствующие государственные программные документы. Сейчас в Узбекистане идет активная работа по созданию законодательной базы для обеспечения безопасного использования атомной энергии в соответствии с лучшими мировыми практиками. Начался второй этап изыскательских работ на приоритетной площадке близ озера Тузкан в Джизакской области. Однако это будут еще неокончательные данные, полный цикл изысканий планируется завершить к 2020 году. Далее планируется получение лицензии на размещение станции на выбранной площадке, после чего начнется этап проектирования самой станции и только потом непосредственно строительство. В инженерных изысканиях задействованы не только узбекские и российские специалисты, но и международные эксперты, и весь процесс реализуется согласно международным требованиям и стандартам. Главная задача, чтобы площадка соответствовала всем нормам МАГАТЭ с целью выполнения первостепенного приоритета — обеспечения безопасности», — сообщили в дочернем предприятии госкорпорации «Росатом», отвечая на соответствующий запрос ИА «PenzaNews».

В пресс-службе подчеркнули, что принятое Узбекистаном решение о строительстве АЭС будет иметь ключевое значение для развития экономики страны в долгосрочной перспективе, а также способствовать повышению качества жизни населения.

«Воплощение такого масштабного проекта, как сооружение АЭС большой мощности, оказывает существенный вклад в экономическое и социальное развитие страны. Учитывая международный опыт сооружения российских АЭС, подсчитано, что 1 доллар США, инвестированный в АЭС по проекту «Росатома», включающего два реактора ВВЭР-1200 и локализацию на уровне 20–30%, может принести 1,9 доллара США местным поставщикам, 4,3 доллара для ВВП страны и 1,4 доллара США в бюджет в виде налоговых поступлений», — уточнили в компании.

«[...] Технологии поколения «3+» способны обеспечить безопасность станции даже в самых экстремальных условиях и при этом не наносят никакого вреда окружающей среде. На сегодняшний день это самые безопасные современные технологии в мире, что, в частности, подтверждает Международное агентство по атомной энергии. [...] Проект ВВЭР-1200 имеет референции, то есть он успешно работает в России — на Ленинградской и Нововоронежской атомных станциях. Сегодня российские технологии выбрали такие страны, как Финляндия, Венгрия, Турция, Индия, Бангладеш, Китай и другие. На разной стадии реализации находятся 36 энергоблоков в 12 странах. Стоит отметить, что в той же Финляндии и Венгрии особое внимание уделяют экологическим вопросам и сокращению уровня выбросов СО2. Их выбор проекта ВВЭР-1200 поколения «3+» еще раз подтверждает то, что развитые страны понимают, что атомная энергетика — «зеленая» энергетика», — пояснили в пресс-службе.

В свою очередь старший научный сотрудник Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) Виталий Федченко (Vitaly Fedchenko) подчеркнул, что развитие атомной энергетики потребует от Ташкента серьезной работы.

«Теперь, когда Узбекистан объявил о своем намерении производить ядерную энергию, государству придется почти с нуля продвигаться в этом направлении, присоединяясь к существующим международным механизмам, подготавливая персонал и создавая своего собственного независимого ядерного регулятора», — сказал эксперт.

Говоря о безопасности будущего объекта, он выразил мнение, что данную тему следует рассматривать, ориентируясь на три основные составляющие: ядерную безопасность станции, ее физическую безопасность и соблюдение гарантий МАГАТЭ. Только такой подход, по словам Виталия Федченко, позволит минимизировать риски, связанные с эксплуатацией АЭС, потенциальной кражей ядерных материалов, терроризмом и саботажем.

При этом, на его взгляд, Узбекистан находится в самом начале пути и имеет все шансы на успешную реализацию проекта.

«Вспоминая опыт других стран, можно отметить, что 10–15 лет назад примерно в такой же ситуации находились ОАЭ. Государство приняло решение о строительстве АЭС, заключило контракт с Южной Кореей и последовательно стало решать все возникающие вопросы. Это занимает достаточно большое количество времени и денег, но это возможно», — отметил Виталий Федченко.

Тем временем старший научный сотрудник по вопросам глобальной безопасности «Союза обеспокоенных ученых» (UCS) Эдвин Лиман (Edwin Lyman) также указал на то, что страна только начала двигаться в сторону ядерной энергетики.

«Для Узбекистана или любой другой страны, которая хочет начать ядерно-энергетическую программу, крайне важно создать надежную правовую базу для обеспечения ядерной и физической безопасности объектов, а также регулирующий орган, который был бы полностью независим и обладал бы необходимым уровнем технической компетентности. Узбекистан только начинает предпринимать шаги в этом направлении, поэтому на данный момент трудно сказать, достигнет ли он этой цели. Республика пообещала присоединиться к конвенции МАГАТЭ по ядерной безопасности и трем другим важнейшим международным конвенциям в области ядерной энергии, но пока этого не сделала. На мой взгляд, говорить о том, серьезно ли страна относится к своим обещаниям, пока рано», — сказал эксперт.

Вместе с тем, по его мнению, заявление генерального директора «Узатома» Джурабека Мирзамахмудова (Jurabek Mirzamakhmudov) о возможном создании неких технологий переработки использованного ядерного топлива вызывает определенные опасения.

«Это рискованное направление. В ходе переработки ядерного топлива происходит отделение плутония, который можно использовать в атомных бомбах. Такой план может вызвать подозрения у соседей Узбекистана, связанные с его потенциальными амбициями в получении ядерного оружия. Вместо этого Узбекистан должен начать работу по созданию постоянного хранилища для прямого захоронения отработавшего топлива, которое будут производить его реакторы», — пояснил свое видение ситуации Эдвин Лиман.

Независимый турецкий исследователь Хасан Селим Озертем (Hasan Selim Ozertem), ранее занимавший должность главы отдела энергетики при Организации международных стратегических исследований (USAK), отметил растущий интерес России к Узбекистану и доверие Москвы к новой администрации республики.

«При Владимире Путине (Vladimir Putin) Россия сумела восстановить свое влияние в Центральной Азии, установив тесные отношения с лидерами государств региона и участвуя в мегапроектах. При Исламе Каримове (Islam Karimov) Россия столкнулась с ограничениями такого сотрудничества, как, например, в случае с приостановлением членства Узбекистана в Евразийском экономическом союзе. На сегодняшний день новая администрация Шавката Мирзиеева (Shavkat Mirziyoyev) проводит более открытую внешнюю политику, и это вселяет надежду на стремительное экономическое и политическое развитие страны. Для России это означает более широкое сотрудничество, что уже подтверждается участием «Газпрома» и «Лукойла» в энергетических проектах Узбекистана. Интерес России к республике также оказывает влияние на переговоры Ташкента с другими игроками в экономической и политической сферах, поскольку западные государства и Китай проявляют все большее внимание к дальнейшему сотрудничеству с новым правительством страны», — сказал аналитик.

Говоря о значимости строительства АЭС в Узбекистане, он подчеркнул, что проект принесет прямые иностранные инвестиции, которые составят свыше 20% ВВП страны.

«Более того, после завершения строительства АЭС сможет покрыть 15% потребности страны в электроэнергии в 2030-х годах. Другими словами, запланированные инвестиции равны 30% от установленной энергетической мощности Узбекистана на 2019 год. [...] Кроме того, Узбекистан является одним из крупнейших поставщиков урана и имеет возможность обеспечить необходимое топливо для АЭС из собственных ресурсов», — указал Хасан Селим Озертем.

Вместе с тем он добавил, что экономическая нестабильность, а также проблемы человеческого капитала могут явиться причиной некоторых задержек, которые нельзя назвать редкостью при реализации подобных проектов.

«Согласно имеющейся информации, «Росатом» планирует построить в Узбекистане АЭС третьего поколения, аналогичную Нововоронежской АЭС-2 (НВАЭС-2). Она работает с 2016 года, и подобный проект АЭС «Аккую» строится в Мерсине [на юго-востоке Турции]. Известно, что такие реакторы являются одними из самых безопасных и эффективных в мире. Тем не менее необходимо тщательно проверять соблюдение мер безопасности в процессе строительства объекта, а также затем контролировать его оперативно-диспетчерское управление. Чернобыль и Фукусима подтверждают, что только одна аварийная ситуация уже может привести к большой катастрофе», — напомнил эксперт.

«Что касается физической безопасности объекта, то в настоящее время в Узбекистане стабильная атмосфера — страна восстановилась после разгула радикальных группировок в 1990-х годах. Однако регион все еще стоит на скользкой почве, учитывая проблемы в Афганистане. В связи с этим я считаю, что правительство Узбекистана будет учитывать все риски при реализации необходимых мер по обеспечению безопасности ядерного объекта. В частности, это возможно при использовании новейших технологий и опыта других стран, а также МАГАТЭ», — сказал Хасан Селим Озертем.

В свою очередь заместитель директора института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров (Georgy Tikhomirov) особо обратил внимание на заинтересованность Узбекистана в обучении специалистов для будущей АЭС.

«Как только стороны подписали соглашение, было принято решение о создании филиала НИЯУ МИФИ в Узбекистане для подготовки кадров. И одновременно с этим процессом были предприняты определенные усилия по увеличению количества студентов из Узбекистана в НИЯУ МИФИ на специальностях, ориентированных на будущую эксплуатацию атомной станции. 1 сентября 2019 года было набрано 100 человек, причем конкурс составил порядка 6 человек на место. Отбор был многоплановый. Мы надеемся, что нам удастся подготовить достойную смену. Недалеко от института ядерной физики Узбекистана было построено здание нашего филиала, и сейчас завершаются работы по кампусу. Все идет своим чередом. С точки зрения подготовки кадров Узбекистан будет полностью готов начать эксплуатацию АЭС», — выразил уверенность Георгий Тихомиров.

По его мнению, широкое использование атомных технологий повлечет за собой качественный скачок во многих сферах.

«По оценкам европейских специалистов, один евро, вложенный в атомную отрасль, возвращается в виде доходов в пять евро из разных областей. Мне кажется, это правильный выбор. Еще в СССР Узбекистан развивал ядерные технологии, участвовал в международных проектах. Подписание соглашения привело к тому, что Узбекистан восстановил свое членство в Объединенном институте ядерных исследований (JINR). Еще в 1959 году в институте ядерной физики Академии наук Узбекистана неподалеку от Ташкента в поселке Улугбек был построен первый исследовательский ядерный реактор [BBP-CM мощностью 2 МВт]. Он до сих пор работает, там проводятся исследования, ведутся промышленные наработки. Думаю, что этот проект важен не только как энергетический, но и как технологический, способный вывести Узбекистан на новый технологический уровень», — пояснил заместитель директора института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ.

Отвечая на вопрос о перспективах и сроках запуска АЭС в Узбекистане, эксперт подчеркнул, что «Росатом» успешно возводит современные энергоблоки во многих странах мира, применяя новейшие разработки российских ученых и конструкторов.

«Сейчас ведется строительство десятка таких блоков. Скоро состоится запуск Белорусской АЭС. Активно ведется строительство в Турции, в Бангладеш. Вторые очереди станций реализуются в Индии и в Китае. С рядом других государств уже подписаны соглашения о строительстве. Я думаю, что, имея такой большой опыт, станция будет построена в отведенные сроки», — резюмировал Георгий Тихомиров.

Актуальное