23:35:52 Вторник, 16 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Пенза в истории науки и техники

Энциклопедия

История Пензы представляет собой калейдоскоп сохраняющих постоянный интерес и восхищение достижениями в области литературы, искусства, просвещения, науки и техники.

Впервые фортификационное искусство пензенцев, овладевших научными зачатками, проявилось в 1663 году при возведении крепости. Здесь сходились границы Дикого поля и Русской земли, проходили большие старинные дороги, по которым шли обозы с солью, гонялась ямщина, проезжали посольские и купеческие караваны. От набегов кочевников эти места с востока и запада надежно укрывали густые и труднопроходимые леса и полноводная Сура, вытянувшаяся с юга на север. Но с юга и севера территория современной Пензы оставалась открытой. Проверенным способом укрепления жилых мест было устройство вала, когда земля бралась с внешней стороны и насыпалась в виде вала. Для придания укреплению большей надежности на вершине вала возводилась еще и крепостная стена. Крепость занимала пологий спуск к реке Пенза, покрытый лесом и заканчивающийся крутым обрывом. Из этого леса и строилась крепость. При ее возведении строители придерживались определенных правил: между рвом и валом оставалась берма шириной до 1 сажени, которая обеспечивала устойчивость внутренней стенки рва. Построенная крепость представляла значительное техническое достижение, так как она давала возможность отражать нападение противника, находясь по отношению к нему на высоте.

Появление Пензенской крепости на юго-восточной окраине не решило проблему безопасности пензенской территории. Только единая связка Пензы с другими сложившимися или вновь создаваемыми военными поселениями могла задержать и ослабить силы неприятеля. Поэтому в 1665 году вдоль левобережья Суры была возведена линия военных поселений Пенза-Вьяс, а в 1670-х годах от Пензы до Ломовско-Инсарской протянулась Пензенская. При проведении засечно-сторожевого дела сохранялась труднодоступность и неприкосновенность засечного леса, уходившего с юго-западного предместья на северо-запад. Масштабы фортификационного строительства требовали хороших знаний местных топографических, почвенных, ботанических, гидротехнических условий и привлечения к этому делу чертежников, городельцев, различных мастеров — каменщиков, плотников, кузнецов.

В течение нескольких десятков лет основным строительным материалом был лес, большие массивы которого подходили к городу с востока и запада. Если для городских стен употреблялся главным образом дуб. То в гражданском и церковном строительстве — преимущественно сосна. Частые пожары требовали большого расхода леса, который поступал на рынок в виде бревен, топорных или тесаных досок, отдельных деталей и узлов — окон, дверей, полатей стандартных размеров. Из дерева изготовлялись и предметы домашнего обихода: сани, телеги, экипажи, колеса, ушаты, корыта, бочки, ткацкие станы, мебель, лодки. Из леса были построены крепость, воеводская изба, дома служилых и посадских людей, первые пензенские храмы — Воскресенский и Спасский, бани. Амбары, постоялые дворы, мосты.

Только в первой половине XVIII века в качестве строительного материала стал использоваться кирпич ручной формовки, а для изготовления гробниц и крестов — неотесанный камень.

Развитие научной и технической мысли приобрело более уверенное развитие по мере роста общего просвещения населения, появления в городе образованных людей. Прежде всего, ростки научной организации жизни проявились в сфере медицины, в которой работали только специально обученные люди. Ко второй половине XVIII века относится деятельность доктора медицины Людовига Гюбнера (1738 — 1798), уроженца немецкого города Франкфурт. Видимо, он был первым, разбившим в городе аптекарский огород и ведавшим способами применения при различных заболеваниях лекарственных растений. Символично, что Л. Гюбнер был похоронен на территории бывшего архиерейского сада, где, вероятно, и находился аптекарский огород, свободно обдуваемый южным ветром и защищенный лесом от западный ветров.

В последней четверти XVIII века на пензенской земле начал научные исследования штаб-лекарь Христиан Иванович Бухман, возглавивший в 1802 году только что открытую Пензенскую врачебную управу. Здесь он написал свои научные трактаты «О травматической ампутации кости» (1787), «О скрофулезных язвах» (1790), «О нарыве груди» (1793). Это были первые в Пензе научные исследования в области медицины.

Видным представителем научной медицины в Пензе был лекарь Николай Алексеевич Галкин, избранный в 1822 году членом-корреспондентом Медико-хирургической академии, а годом позже назначенный директором Пензенской гимназии и народных училищ Пензенской губернии.

В 1846—1855 годах старшим врачом Пензенской больницы работал доктор медицины Егор Богданович Еше (1815 — 1876) — ученик Н.И. Пирогова. За эти годы он опубликовал 5 отчетов о работе больницы и несколько научных статей. В Пензе Е.Б. Еше стал проводить операции, которые были возможны лишь в хороших клинических условиях. Смелые научные и практические шаги Егор Богданович осуществлял в союзе с хирургом Адольфом Ивановичем Цимерманом (1806 — ?), который с 1847 года работал ординатором хирургического отделения губернской больницы. Он выступил одним из организаторов научно-медицинского общества. В 1847 году впервые в Пензе Е.Б. Еше и А.И. Цимерман при проведении хирургической операции применили эфирный наркоз.

В конце 1850-х – первой половине 1860-х годов городовым врачом Пензы служил Дмитрий Яковлевич Диотропов (1823 — ?), проводивший научные исследования в области оспопрививания. Он часто выступал с профилактическими и практическими наставлениями, а также результатами своих исследований на страницах «Пензенских губернских ведомостей». По масштабам публичной пропаганды профилактики заболеваний равных Д.Я. Диотропову в Пензе в то время не было.

Большой вклад в развитие медицинской науки в Пензе внес доктор медицины Алексей Васильевич Холмский (1821 — 1879). В 1860 году он был направлен на должность инспектора пензенской губернской врачебной управы, а в 1863 году был избран первым председателем Пензенского научно-медицинского общества.

Упрочению репутации Пензы как одного из научных центров российской провинции наш город также обязан доктору медицины Эрнесту Карловичу Розенталю (1834 — 1897), который в 1864 году занял пост старшего врача Пензенской губернской земской больницы. Уже в 1866 году в петербургском журнале «Архив судебной медицины и общественной гигиены» появились его статьи «К статистике каменной болезни, эндемически распространенной в Пензенской губернии», «Об устройстве и содержании больниц в Западной Европе». В 1870 году в киевском журнале «Современная медицина» публикуется его статья «Смертность после операции в больнице Пензенского губернского земства». Большим успехом пензенских хирургов Э.К. Розенталя, Д.Я. Диотропова, Н.Г. Славинского, И.И. Мальницкого была серия операций по камнесечению, методика проведения и результаты которых получили освещение в статье Э.К. Розенталя «Статистика 150 камнесечений». В 1867 году по примеру английского хирурга Д. Листера он ввел антисептику.

Самой большой удачей для Пензы было назначение в 1874 году на должность старшего врача губернской больницы доктора медицины Владимира Дмитриевича Владимирова (1837 — 1903). В 1860 году он окончил Казанский университет. В 1872 году был утвержден в степени доктора медицины. В городе на Суре Владимиров впервые в России ввел практику учеников фельдшерской школы и выполнил внутрибрюшные и внутригрудные операции. Он получил всемирную известность своей операцией при туберкулезе голеностопного сустава и опухоли пятки. В 1885 году эта операция названа Владимирова-Микулича. Из Пензы он уезжал только на один год в 1897 году, а затем вновь вернулся в наш город, где скончался. Был похоронен на больничном кладбище.

Всю жизнь посвятил Пензе ее уроженец доктор медицины, тайный советник Лука Михайлович Мидов (1836 — 1904), оставивший после себя ряд работ по военно-полевой хирургии.

Работая с 1890 года ординатором Пензенской губернской больницы выпускник Харьковского университета Нил Васильевич Копылов (1857 — ?). В 1901 году защитил докторскую диссертацию на тему «Шов пузыря при операциях каменной болезни по наблюдениям в Пензенской больнице». Он часто выступал с докладами и показом прооперированных пациентов, а в разных изданиях опубликовал ряд научных исследований.

В летопись развития научной мысли Пензы вошло имя доктора медицины Василия Васильевича Лезина (1858 — ?), который организовал регулярные научно-врачебные конференции.

Во второй половине XIX века стали развиваться научные исследования, имевшие практическое применение. 28 августа 1848 года прогрессивные помещики, применявшие и разрабатывавшие научные методы сельскохозяйственного производства, новые технологии, семена новых культур, полученные в результате селекционной работы, организовались в Общество сельского хозяйства Юго-Восточной России. Общество создавалось с целью научного (хозяйственного и статистического) описания Пензенской и Саратовской губерний. По итогам опытнического дела в полеводстве и других научных экспериментов члены общества выступали с научными докладами и публиковали свои труды по рациональному ведению сельского хозяйства (П.Т. Морозов, И.В. Сабуров), а также работы по изучению флоры Пензенской губернии (А.П. Горизонтов), по лесоводству (О.М. Баум) и другим отраслям.

Секретарем общества был Алексей Петрович Горизонтов (1831 — 1918) — опытный статистик, окончивший в 1851 году Казанский университет. Он сделал научное описание целебных растений Пензенского, Городищенского и Мокшанского уездов. В Пензе он написал пособие для женских учебных заведений «Естественная история», изданное в 1859 году в Петербурге, а затем выдержавшее еще несколько изданий. В том же 1859 году в столице вышла еще одна его книга «Хозяйственно-статистическое описание Пензенского уезда».

Мощным ускорителем научной мысли в Пензенской губернии был метеоролог Павел Тимофеевич Морозов (1808 — 1881), избранный президентом общества. Из-под его пера вышло немало трудов, имевших для познания Пензенского края большое значение. Среди них: «Статистическое и хозяйственное описание Городищенского уезда Пензенской губернии» (Санкт-Петербург, 1850), «Обозрение Пензенской губернии в отношении к сельскому хозяйству и промышленности» // Записки Общества сельского хозяйства Юго-Восточной России. (Москва, 1860), «Статистическое описание Пензенской губернии Городищенского уезда» // Записки ОСХЮВР. – том 2. (Москва, 1854).

Как ученый-агроном проявил себя пензенский помещик Иван Васильевич Сабуров (1788 — 1873), состоявший с 1822 года членом Императорского Московского общества сельских хозяев Восточной России. Его опубликованные работы охватывают широкий круг естественных научных проблем: «О климате Пензенской губернии», «Записки пензенского землевладельца», «Карта России с разделением на полосы по отношению к сельскохозяйственной производительности» и другие.

Секретарем общества и попечителем его музея в 1840-х годах служил Александр Иванович Шахматов (1826 — 1896) — в последствии историк, один из организаторов Саратовской ученой архивной комиссии.

С 1854 по 1870 год директором Пензенского училища садоводства работал ботаник и лесовод Оттон Матвеевич Баум (1813 — 1876), проводивший ботанико-географические исследования Пензенской губернии. По их результатам он опубликовал несколько книг: «Обзор действий Пензенского училища садоводства с 1820 по 1870 год» (Санкт-Петербург, 1870); «Статистический обзор лесоводства в Пензенской губернии» (Пенза, 1872); «Огородничество в селе Бессоновке, около Пензы»// Вестник Российского общества садоводства. – 1872 – том 8; «Практические заметки по воздушному древоводству» (Пенза, 1872).

В 1880—1910 годах образцовым пчельником училища садоводства заведовал Илларион Семенович Куланда (1848 — 1922) — ученый-пчеловод. В 1882 году вышла в свет его книга «Народная пчела», а в 1899году специалисты получили его новый труд «Курс пчеловодства». Он изобрел «золотой» улей из соломы с условиями естественного пчелиного жилья. В 1893 году на 1-ом Всероссийском съезде пчеловодов в Петербурге он блестяще выступил с двумя докладами, которые получили высокую оценку делегатов.

В том же училище садоводства начинал работу другой ученый-пчеловод Гавриил Иванович Капралов (1864 — 1947), который по окончании Пензенской 2-й мужской гимназии экстерном сдал экзамен на звание учителя. В течение 20 лет он преподавал пчеловодство в Пензенской учительской семинарии, базой практики служил его образцовый пчельник в селе Арбеково Пензенского уезда. Г.И. Капралов является автором 50 научных работ по рациональному пчеловодству.

Изучению естественных условий пензенской губернии посвятили себя многие ученые. Геолог Андрей Дмитриевич Архангельский (1879 — 1940), будущий действительный член АН СССР, проводил в Пензенской губернии исследования в области региональной геологии, стратиграфии палеогена и верхнемеловых отложений. Вместе со своими помощниками он снял геологическую карту Пензенской губернии, а в 1916 году в Москве выпустил книгу «Геологический очерк Пензенской губернии».

Вместе с Архангельским работал почвовед Николай Александрович Димо (1873 — 1959). Окончивший в 1899 году Ново-Александровский институт сельского хозяйства и лесоводства. В 1909—1911 годах он организовал и руководил почвенными и естественноисторическими исследованиями в Пензенской губернии. Будущий профессор Н.А. Димо издал серию отчетов о почвенных исследованиях в Пензенской губернии.

В 1894 году ботаник Иван Иванович Спрыгин (1873 — 1942), впоследствии доктор биологических наук, профессор, положил начало гербарию – коллекции засушенных растений, который затем пополняли его ученики и последователи А.И. Введенский, М.В. Культиасов, Е.П. Коровин, доцент А.А. Солянов и другие. В 1939 году гербарий И.И. Спрыгина был включен в международный каталог, а в 1973 году гербарию, в котором ныне около 150 тыс. гербарных листов, присвоено имя его создателя.

Ощутимым для Пензы научным потенциалом обладали некоторые учебные заведения города. Еще 28 января 1786 года Екатерина II подписала Указ «О составлении плана для заведения университетов в Пскове, Чернигове и Пензе», в котором сообщалось: «На первое время достаточным мы почитаем иметь три университета, а именно: в …Пензе». Но Пензе, к сожалению, не суждено было тогда стать университетским городом — вместо него в 1786 году было открыто первое светское учебное заведение — Главное народное училище, преобразованное в 1804 году в гимназию. В 1800 году в Пензе открывается духовная семинария. В этих и созданных позже учебных заведениях работало немало одаренных педагогов, проявивших себя и в науке.

Преподавателем и инспектором Пензенской духовной семинарии с 1871 по 1875 год, а с 1875 года и редактором неофициальной части «Пензенских епархиальных ведомостей» работал Николай Константинович Смирнов (1848 — 1907), окончивший в 1871 году Казанскую духовную академию. Он является автором многих научных работ в сфере богословия, но наиболее значительной и памятной для нашего времени остается его большое исследование «Мордовское население Пензенской губернии», опубликованное в Пензе в 1873—1875 годах. В сущности, это первая попытка в Пензе исследовать коренное население губернии.

В 1861—1872 годах директором народных училищ Пензенской губернии, дворянского института и гимназии служил бывший в 1848—1860 годах профессором Казанского университета Ремунд Августович Шарбе (1824 — 1875), создавший в пензенские годы несколько научных работ по истории и теории словесности.

Развитию научной жизни губернской Пензы способствовали и различные научные учреждения: Пензенская ученая архивная комиссия, созданная в 1901 году, общество любителей естествознания, учрежденное в 1905 году. В этих обществах состояли видные пензенские ученые В.Х. Хохряков, Г.П. Петерсон, В.М. Терехин, И.И. и Н.И. Спрыгины, А.Л. Хвощев, В.М. Артоболевский, Ф.Ф. Федорович, А.Н. Магницкий, Д.Ф. Попов, Б.И. Цилли и многие другие, посвятившие свою жизнь изучению экономики, истории, культуры, природы родного края.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное