19:52:52 Среда, 25 декабря
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Развитие экономических связей России и Японии является важным шагом в налаживании отношений

12:10 | 22.05.2016 | Аналитика

Печать

22 мая 2016. PenzaNews. Президент РФ Владимир Путин (Vladimir Putin) подтвердил готовность страны вести диалог с Японией ради заключения мирного договора, в том числе и по вопросам территории. Об этом глава государства заявил на брифинге по итогам саммита Россия – АСЕАН в Сочи в минувшую пятницу, 20 мая.

Развитие экономических связей России и Японии является важным шагом в налаживании отношений

Фото: Kremlin.ru

При этом он подчеркнул, что Москва не связывает вопросы торгово-экономического партнерства с Японией и территориальные разногласия с ней.

«Мы ничего не продаем. Мы готовы купить многое, но ничего не продаем. Но мы готовы и хотим вести диалог со всеми нашими партнерами, в том числе и с Японией, включая заключение мирного договора, в контексте которого обсуждаем и территориальный вопрос», — прокомментировал Владимир Путин высказанный тезис, что Россия намерена подороже продать Японии Курильские острова.

Также он напомнил, что Россия считает Японию важным партнером в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом.

Ранее в ходе своего визита в Сочи, который состоялся в начале мая, премьер-министр Японии Синдзо Абэ (Shinzo Abe) заявил о «новом подходе» к решению территориальных разногласий с Россией.

«Мы намерены продолжить переговоры с новым подходом, к которому ранее не прибегали», ― сказал он в эфире одного из японских телеканалов.

В рамках встречи Синдзо Абэ и Владимир Путин также обсудили вопросы экономического сотрудничества двух стран, уделив особое внимание торгово-экономическим и инвестиционным вопросам.

«Ясно, что по разным причинам товарооборот имел и продолжает иметь тенденцию к снижению. Но оба руководителя подчеркнули нацеленность на то, чтобы искать пути к исправлению этой ситуации. И не только через развитие торговых связей, но и через реализацию крупных инвестиционных проектов», — заявил глава МИД РФ Сергей Лавров (Sergey Lavrov).

Анализируя ситуацию в регионе, научный сотрудник Королевского института международных отношений (Chatham House) Найджел Гулд-Дэвис (Nigel Gould-Davies) отметил, что заявление японской стороны о «новом подходе» к вопросу о спорных территориях привлекло особое внимание международных обозревателей к теме российско-японских связей.

«На данном этапе мы можем только догадываться о сути и потенциальной важности этого подхода. Позиции государств на протяжении долгого времени выглядели непримиримыми, поэтому прорыв в решении данного вопроса предполагает уступки с одной или обеих сторон», ― сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».

По его мнению, стремление японского руководства к заключению мирного договора с Москвой имеет под собой несколько оснований.

«Сильная заинтересованность Синдзо Абэ в устранении этого препятствия на пути к более тесным двусторонним отношениям частично может быть обусловлена желанием японцев углубить сотрудничество с Россией в области энергетики. Кроме того, у японского премьер-министра на это могут быть личные причины ― его отец, будучи министром иностранных дел, приложил много усилий к решению данной проблемы, хотя в итоге и безуспешно», ― уточнил собеседник агентства.

При этом, по его словам, японские обозреватели будут внимательно следить за возможными изменениями в позиции государства по территориальному вопросу, что в конечном счете может стать неким «сдерживающим фактором».

«Что касается России, привлекательность дипломатического прорыва с высокоразвитой азиатской страной для Москвы также очевидна. Это явилось бы хорошей поддержкой российского «разворота» в сторону Азии, подтвердив, что политика РФ на Востоке предусматривает не только налаживание связей с наращивающим мощь Китаем, что само по себе несет особые риски в долгосрочной перспективе», ― отметил аналитик.

На его взгляд, с точки зрения внутренней политики Владимир Путин менее ограничен в своих действиях по вопросу спорных территорий, чем Синдзо Абэ.

«Однако лейтмотивом российского курса до сих пор было укрепление собственного суверенитета», ― подчеркнул Найджел Гулд-Дэвис.

В свою очередь его коллега, научный сотрудник Королевского института международных отношений (Chatham House), бывший посол Британии в Японии Дэвид Уоррен (David Warren) высказал мысль о том, что Синдзо Абэ хочет использовать свое председательство в группе «большой семерки» для позитивного сдвига в вопросе спорных территорий.

«Он напрямую заинтересован в урегулировании этой проблемы со своим важным соседом, когда связи Токио с другими ближайшими государствами в той или иной степени осложнены ― продолжается соперничество и натянутость в отношениях с Китаем; сохраняется напряженность, связанная с ядерными амбициями Северной Кореи; не до конца решены вопросы с Южной Кореей, имеющей претензии к действиям Японии во время войны», ― пояснил эксперт.

Однако, по его словам, политика японского премьер-министра будет ограничиваться его нежеланием далеко отступать от линии, проводимой Соединенными Штатами Америки и Евросоюзом.

«Несмотря на то, что это негативно влияет на японские инвестиции и торговые связи с Россией, более широкие стратегические интересы Японии ― в период, когда страны Восточной Азии в целом обеспокоены стремлением Китая снизить влияние США в регионе, ― заставляют страну укреплять свой союз с Вашингтоном, являющийся основой региональной безопасности с 1960 года», ― уточнил аналитик, добавив, что Синдзо Абэ не захочет компрометировать единство позиции Запада по отношению к Москве.

«Японский премьер-министр будет стремиться продвигать вопрос спорных территорий и, возможно, выступит связующим звеном между «большой семеркой» и Россией, стараясь улучшить отношения между Токио и Москвой, поставив при этом в невыгодное положение КНР, и не причинить ущерб японо-американскому союзу, который потенциально может укрепить доверие восточноазиатских стран к курсу США на Востоке», ― сказал Дэвид Уоррен.

Глава японского Научно-исследовательского института по миру и безопасности, бывший ректор Академии национальной обороны Японии Масаси Нисихара (Masashi Nishihara) также указал на стремление японского премьер-министра уравновесить растущую мощь КНР на западе Тихоокеанского региона.

«Это один из общих интересов Москвы и Токио, несмотря на мнение Японии о чрезмерно тесном сотрудничестве РФ с Пекином. Китай может стать угрозой для российского Дальнего Востока», ― отметил эксперт.

При этом, по его мнению, единственным вопросом, вызывающим существенные разногласия сторон, является проблема спорных островов.

«Я не думаю, что странам удастся достичь серьезных сдвигов по данному вопросу в ближайшей перспективе. Владимир Путин может сделать обнадеживающие намеки на прогресс, но, я думаю, он будет чрезвычайно осторожен, чтобы не предоставить Синдзо Абэ никаких надежд на компромисс», ― сказал аналитик.

По его словам, близкое расположение Владивостока к Японии могло бы положительно отразиться на двусторонних связях государств, однако это преимущество серьезно недооценивается.

«Тем не менее встреча была продуктивной с точки зрения возможных соглашений по проектам экономического сотрудничества», ― добавил Масаси Нисихара.

В свою очередь сотрудник кафедры политологии в японском кампусе Темпльского университета Джеймс Браун (James Brown) назвал отношения с Россией одним из ключевых приоритетов внешней политики Японии.

«Главной причиной стремления к более тесным связям с РФ является желание Синдзо Абэ стать японским лидером, сумевшим урегулировать территориальный спор. Вторая причина заключается в осознании значимой роли России в обеспечении безопасности Северо-Восточной Азии в будущем. В настоящее время Токио может рассчитывать на гарантии безопасности Соединенных Штатов, но в стране есть ощущение, что эти гарантии не вечны. Таким образом, премьер-министр стремится уменьшить зависимость Японии от США за счет увеличения самостоятельности государства и установления более тесных связей с другими странами региона, в том числе и с Россией», ― пояснил эксперт.

Он также подчеркнул, что обычно японская внешняя политика характеризуется осторожностью и нежеланием дистанцироваться от позиции Соединенных Штатов.

«Однако в данном случае премьер-министр смело решил игнорировать совет президента Барака Обамы (Barack Obama) не посещать Россию. Это является ярким отражением того, насколько важными Синдзо Абэ считает отношения с Москвой», ― отметил аналитик.

Вместе с тем он добавил, что никакого значимого прогресса по вопросу о спорных островах в ходе встречи достигнуто не было.

«Для России важной частью переговоров стало соглашение о расширении экономического сотрудничества. Японская сторона надеется, что такая экономическая мотивация подтолкнет российское руководство к компромиссу по территориальному вопросу. Кроме того, многие японцы полагают, что нынешние экономические трудности РФ предоставят Токио возможность использовать свои рычаги для получения «территориальных уступок» со стороны Москвы», ― сказал Джеймс Браун.

Он также подчеркнул, что взгляды Японии и России на проблему спорных территорий сильно расходятся.

«Российское правительство заявило, что максимальной уступкой могут стать только условия Совместной декларации 1956 года, предусматривающие передачу Японии двух небольших островов ― Шикотан и Хабомаи. Однако японская сторона считает это недостаточным и стремится к сделке, которая могла бы предоставить ей нечто большее. В частности, Синдзо Абэ надеется, что Россия признает законность притязаний Японии на суверенитет над островами Кунашир [японское название — Кунасири] и Итуруп [Эторофу], а Япония в свою очередь позволит РФ продолжить управление островами в течение длительного периода времени и предоставит значительную экономическую поддержку», ― уточнил эксперт.

«Японцы считают это привлекательной сделкой. Они, кажется, не осознают, что это, по сути, немыслимо, чтобы российский лидер добровольно отказался от суверенитета над двумя крупными островами, которые рассматриваются в РФ как важное наследие победы СССР во Второй мировой войне», ― добавил он.

Между тем научный сотрудник Японского института международных отношений Хиронори Фусита (Hironori Fushita) назвал визит Синдзо Абэ в Сочи символом «перезагрузки» сотрудничества двух стран.

«Санкции негативно сказались на двусторонних связях между Токио и Москвой. Многие японские компании желают расширить свое присутствие на рынке РФ, однако они вынуждены быть осторожнее, поскольку также сотрудничают с США и ЕС. Японские бизнесмены хотят получить официальное одобрение на усиление сотрудничества с Россией, и инициатива премьер-министра, состоящая из восьми пунктов, может стать своеобразным импульсом для японских промышленных кругов», ― сказал аналитик.

По его мнению, одним из главных итогов встречи также стало решение лидеров двух стран ускорить диалог, направленный на подписание мирного соглашения.

«Отсутствие официального договора стало самым существенным препятствием на пути развития наших отношений, и его подписание необходимо в целях расширения многопланового сотрудничества между Японией и Россией. Несмотря на отсутствие значительного прогресса в территориальном вопросе по итогам этого визита, важным является устойчивое движение к урегулированию проблемы», ― подчеркнул эксперт.

По его словам, Токио и Москва уже предприняли ряд мер по укреплению сотрудничества и взаимного доверия.

«На правительственном уровне увеличилось число визитов российских высокопоставленных чиновников в Японию. Это очень важно для продолжения политического диалога. Значительные успехи наблюдаются в сфере бизнеса: взаимопонимание России и Японии углубляется. Конкретные совместные проекты, приносящие выгоду обеим сторонам, будут способствовать дальнейшему укреплению доверия и помогут нам видеть друг в друге надежных партнеров», ― подвел итог Хиронори Фусита.

Курильские острова — цепь вулканических островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо, отделяющая Охотское море от Тихого океана. Протяженность — около 1 тыс. 200 км. Общая площадь — 15,6 тыс. кв. км.

В 1745 году большая часть Курильских островов была нанесена на «Генеральную карту Российской империи» в Академическом атласе.

Во второй половине XVIII века на Курилах существовали постоянные русские поселения.

Японцы продвигались на Северные Курилы параллельно с освоением Курил Россией. В 1795 году Россия построила на острове Уруп укрепленную оборонительную военную стоянку.

К 1804 году на островах сложилось двоевластие: влияние России сильнее ощущалось на Северных Курилах, Японии — на Южных. Формально Курильские острова принадлежали России. На карте 1809 года Курилы и Камчатка приписывались к Иркутской губернии.

7 февраля 1855 года страны подписали первый русско-японский договор, по которому все Курильские острова к северу от острова Итуруп объявлялись владениями России.

По русско-японскому договору 1875 года Россия уступила Японии 18 Курильских островов. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.

С 1875 по 1945 годы Курильские острова находились под управлением Японии.

По решению Ялтинской конференции глав правительств СССР, США и Великобритании 1945 года Курильские острова должны были быть переданы Советскому Союзу после окончании войны против Японии.

В результате Курильской десантной операции 18 августа – 1 сентября 1945 года Курильские острова были освобождены от японских войск советской армией.

2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации 1945 года, в соответствии с которой ее суверенитет ограничивался островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо и менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили СССР.

2 февраля 1946 года острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав Советского Союза указом президиума Верховного Совета СССР.

По Сан-францисскому мирному договору 1951 года Япония отказалась от всех прав и правооснований на Курильские острова. Делегация СССР не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии.

Совместная декларация СССР и Японии 1956 года официально положила конец военным действиям между двумя странами. Москва согласилась передать острова Шикотан и Хабомаи Японии после заключения мирного договора, однако японское правительство потребовало передачу всех четырех островов. В итоге мирный договор подписан не был.

После заключения японо-американского договора о безопасности в 1960 году СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года.

В 1993 году президент России и премьер-министр Японии подписали Токийскую декларацию о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора.

Актуальное