20:07:19 Четверг, 25 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Акции протеста в Турции явились подтверждением растущей независимости гражданского общества

18:11 | 13.06.2013 | Аналитика

Печать

13 июня 2013. PenzaNews. Международные обозреватели и представители экспертного сообщества продолжают обсуждать политическую ситуацию в Турции, охваченной многотысячными акциями протеста, начавшимися с митинга против намерения властей вырубить деревья в центральном парке Стамбула. Мирная демонстрация экологов переросла в волну антиправительственных выступлений, что, по мнению ряда аналитиков, свидетельствует о накопившемся недовольстве политикой премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана (Recep Tayyip Erdogan) и проводимыми им реформами.

Акции протеста в Турции явились подтверждением растущей независимости гражданского общества

Фото: Flickr.com

По мнению независимого журналиста из Стамбула, эксперта по Ближнему Востоку Ясона Атанасиадиса (Iason Athanasiadis), события, происходящие в республике, можно считать закономерными.

«Это явилось характерным последствием нестабильности в стране, где правительство, поддерживаемое в значительной степени сельскими районами, старается улучшить материальное положение данной общественной прослойки (одновременно эксплуатируя и истощая ее представителей путем увеличения доступности так называемых «легких» кредитов, что, впрочем, уже другая история) и не считается при этом с интересами привилегированной городской элиты», — сказал он в интервью ИА «PenzaNews».

По словам журналиста, протестующие не согласны с несовещательной и единовластной манерой правления премьер-министра, проталкивающего свои экономические проекты.

«Будучи мэром Стамбула, Реджеп Тайип Эрдоган облагораживал и модернизировал город, однако, заняв пост премьер-министра, он положил начало неолиберальному клановому капитализму, посредством которого его политические союзники получили возможность создавать подобие западной инфраструктуры, противоречащей истинной атмосфере города с многовековой историей. Жители выступают против изменения образа Стамбула и создания моноязычного, монорелигиозного государства, объединенного вокруг тюркского национализма», — пояснил эксперт.

По словам главного редактора журнала Turkish Policy Quarterly Нигяр Гексель (Nigar Goksel), обстановка в Турции меняется с каждым днем.

«Лично я была свидетелем, по крайнем мере, четырех различных категорий протестующих — это разрозненное объединение людей в парке; представители политических партий, пытающиеся воспользоваться ситуацией; «поймавшие волну» преступные элементы, а также обычные люди, бьющие в кастрюли и поющие песни. Все эти группы не организованы и обособлены», — сказала она.

Между тем, происходящие события, по ее мнению, существенно снизили претензии страны на то, чтобы турецкая модель умеренного ислама была заимствована соседними странами.

«Международное сообщество будет пристально наблюдать за событиями в Турции. Политические силы страны активизировались, однако вероятность усиления давления на действующее правительство будет зависеть от экономической ситуации, маневров оппозиции и внутренней динамики правящей партии. При этом не исключено, что власти примут решение об усилении поляризации, чтобы консолидировать свою базу, а не искать примирения», — отметила Нигяр Гексель.

По словам эксперта Европейской инициативы стабильности Сафака Баса (Safak Bas), ответ на вопрос о том, удастся ли избежать эскалации напряженности в стране, полностью зависит от действий турецких лидеров.

«Реджеп Тайип Эрдоган считает, что, получив на выборах 50% голосов, может действовать по своему собственному усмотрению, забывая о том, что другие 50% граждан его не выбирали. Однако они также хотят быть услышанными», — сказал аналитик, подчеркнув при этом, что при невмешательстве правительства митинги носят исключительно мирный характер.

«Между тем, движение крайне неоднородно, и это очень впечатляет, потому что никто не ожидал увидеть всех этих людей по одну сторону протеста. Тем не менее, никакой жизнеспособной оппозиции в стране нет», — отметил Сафак Бас.

В свою очередь соучредитель мультиязычной медиа-площадки «Silent Heroes, Invisible Bridges», журналист-международник Навид Ахмад (Naveed Ahmad) высказал мысль о том, что в 2013 году Турция открыла свой собственный «Гайд-парк», ставший побочным продуктом десятилетнего процесса демократизации.

«Эти протесты не имеют каких-либо единых причин: кто-то недоволен политикой премьер-министра, решившего сконцентрировать в своих руках абсолютную власть; другие считают, что с расширением гражданских свобод Турция начала терять свою идентичность; группы экологов выступают против вырубки деревьев, урбанизации и строительства; некоторые из протестующих требуют расширения прав трудящихся», — сказал аналитик.

По его мнению, несмотря на неорганизованный характер выступлений, Реджеп Тайип Эрдоган должен прислушиваться к тревожным сигналам, не ограничиваясь вопросами экономического процветания и социальной инклюзивности исламистских групп и этнических меньшинств.

«Премьер-министру необходимо сменить свой жесткий лидерский настрой на отеческую заботу. Турецкая демократия, наконец-то, достигла той точки развития, когда электоральное превосходство не ограничивает права протестующих на то, чтобы быть услышанными и понятыми», — отметил эксперт.

Он также добавил, что это движение имеет наибольшее сходство с акцией гражданского протеста «Захвати Уолл-Стрит» в Нью-Йорке и — в отличие от событий «арабской весны» — не является революцией, а, значит, не приведет к смене власти.

Тем не менее, жестокость в действиях силовых структур республики, по мнению Навида Ахмада, уже негативным образом отразилась на облике государства за рубежом.

«Шесть стран, включая США, Великобританию, Германию и Японию, опубликовали предупреждения по передвижению для своих граждан, желающих посетить Турцию. На мой взгляд, это крайне редкий и провокационный шаг в отношении четырнадцатой по величине экономики. Турция считалась наиболее благоприятной страной для туризма на Ближнем Востоке и во всем мусульманском мире. Экономика государства уже понесла убытки на сумму более 1 млрд. долларов, и акции впервые упали до рекордно низкого уровня с момента вторжения США в Ирак в 2003 году», — пояснил собеседник агентства, добавив, однако, что «шумиха» вокруг протестов сильно раздута.

Региональный координатор по Ближнему Востоку и Северной Африке Глобального партнерства по предотвращению вооруженных конфликтов Дениз Дузенли (Deniz Duzenli) также подчеркнула, что ситуацию в Турции нельзя сравнивать с «арабской весной».

«Это совершенно иные демонстрации. Определенная часть общества недовольна состоянием дел в стране. Политика премьер-министра становится все более авторитарной. Имея большинство в правительстве, он считает, что может реализовывать все свои идеи, однако часть общества чувствует себя изолированной и выступает за то, чтобы быть услышанной», — сказала она в интервью ИА «PenzaNews», предположив, что в случае усиления напряжения негативные последствия протестов будут более выраженными.

«Турция является важным региональным игроком и хочет сохранить свои позиции, однако при дальнейшей эскалации репутация турецкого правительства внутри республики и в соседних странах будет запятнана», — отметила Дениз Дузенли.

«Мы не должны забывать, что Турция является демократическим государством. Наша организация надеется, что власти и протестующие смогут выстроить диалог, будут слушать друг друга и придут к взаимоприемлемому решению проблемы», — добавила она.

Аналитик Института европейской инициативы стабильности Экрем Эдди Гузелдере (Ekrem Eddy Guzeldere) разделил мнение о том, что события в Турции могут испортить репутацию властей республики.

«По словам еврокомиссара Штефана Фюле (Stefan Fule), ЕС обеспокоен жестокостью турецких полицейских. Правительство, стремившееся представить страну экономически мощной, политически стабильной и активной в вопросе внешней политики, теперь будет выглядеть в глазах международного сообщества по-другому. Однако пока не ясно, насколько премьер-министр озабочен своим имиджем за рубежом», — отметил он.

Между тем, по мнению эксперта, именно Реджеп Тайип Эрдоган может призвать протестующих к диалогу и не допустить дальнейшей эскалации, признав ошибки властей, включая решение о вырубке деревьев в парке, а также жестокое поведение полиции при разгоне демонстраций.

«Но пока все заявления Эрдогана не способны ослабить напряженность, а лишь продолжают разжигать протесты», — подчеркнул Экрем Эдди Гузелдере.

По его словам, отличительной чертой антиправительственных выступлений в Турции стало то, что за ними не стоят определенные политические партии.

«Это строго гражданское движение с участием различных общественных организаций. На протяжении 30 лет мировое сообщество считало турецкую молодежь аполитичной и незаинтересованной в решении социальных вопросов. Теперь мы видим, что молодых людей волнуют вопросы демократии, права, прозрачности политической системы и участия гражданского общества в принятии государственных решений», — сказал эксперт.

По его словам, это подтверждает растущую независимость гражданского общества, а также говорит о том, что поляризация намного слабее, чем представлялась раньше.

«Мы видим, что курды и турецкие националисты, представители ЛГБТ-групп и набожные мусульмане могут протестовать бок о бок друг с другом. Демонстрации помогли этим людям понять, что многие разделяют их взгляды на создание демократического, плюралистического, прозрачного общества и государства, и это осознание останется с ними, даже когда закончатся протесты», — подвел итог собеседник агентства.

Актуальное