13:39:39 Пятница, 29 марта
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Гражданское общество должно выступить против неправомерной слежки за пользователями сети

17:26 | 14.04.2014 | Аналитика

Печать

14 апреля 2014. PenzaNews. Программа массового негласного наблюдения за пользователями сети Интернет, реализуемая Агентством национальной безопасности (АНБ) Соединенных Штатов Америки, вновь оказалась в центре внимания экспертного сообщества и мировой общественности после выступления по видеосвязи бывшего сотрудника АНБ Эдварда Сноудена (Edward Snowden) на сессии ПАСЕ 8 апреля.

Гражданское общество должно выступить против неправомерной слежки за пользователями сети

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

В своей речи он заявил, что всеобъемлющая слежка за глобальной сетью не способствует защите от терроризма. Так, прослушивание интернет-коммуникаций не помогло предотвратить взрывы на Бостонском марафоне в 2013 году, несмотря на предупреждения со стороны российских властей, и неудавшийся теракт в 2009 году на борту самолета в аэропорту Детройта, о возможной подготовке к которому сообщал отец террориста.

«Несмотря на вторжения в мировые коммуникации необычайного масштаба со стороны АНБ и правительств ЕС, Умара Фарука Абдулмуталлаба (Umar Farouk Abdulmutallab) в 2009 году пропустили на борт самолета, летевшего из Европы в США. 290 человек на борту остались живы не благодаря массовой слежке, а из-за неопытности самого террориста, когда ему не удалось привести в действие взрывное устройство», — уточнил Эдвард Сноуден.

По его утверждению, возможность отслеживать практически любые сообщения в Интернете нарушает неотъемлемое право на свободу от необоснованного вторжения в частную жизнь. При этом, как отметил экс-сотрудник АНБ, система массовой слежки все чаще используется для сомнительных целей, не связанных с вопросами национальной безопасности, таких как экономический шпионаж, сбор компрометирующих материалов и негласное наблюдение за организациями по защите прав человека и гражданина.

Это заявление уже вызвало возмущенную реакцию со стороны общественности. Так, правозащитная организация Human Rights Watch назвала программу массового негласного наблюдения «примером действий, которые США осуждают во всем остальном мире».

«Если АНБ действительно следило за такими общественными организациями, как Human Rights Watch и Amnesty International, то этот возмутительный поступок демонстрирует масштаб превышения полномочий агентствами безопасности в рамках законов США. Подобные действия в очередной раз демонстрируют, почему Америка должна тщательно пересмотреть свою систему неизбирательной слежки», — пояснила главный юрист Human Rights Watch Дайна Покемпнер (Dinah PoKempner).

В свою очередь представитель Международной федерации за права человека Николас Бодез (Nicolas Baudez) отметил, что массовое негласное наблюдение нарушает права человека, прописанные в международных документах.

«Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств», — процитировал эксперт ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году.

По его мнению, ни одно государство не согласится ограничить свои спецслужбы в масштабах сбора информации, что позволяет последним вести себя подобно «информационным наркоманам».

При этом Николас Бодез отметил, что многие страны почти не имеют реальной возможности ответить на действия АНБ.

«Принять какие-либо юридические меры невозможно, поскольку массовая слежка проводится вне рамок закона. Скажем, самое большее, что может сделать ЕС — это осудить американское правительство», — уточнил он.

Однако, с точки зрения эксперта, ситуация заметно изменилась с прошлого года благодаря информации, раскрытой Эдвардом Сноуденом.

«Сейчас общественность знает о массовой слежке. Очень многие не остались к этой проблеме равнодушными, и теперь люди могут организоваться против действий спецслужб, узнать, как снова сделать свою частную жизнь неприкосновенной и защищенной, и начать бороться за свои права», — сказал Николас Бодез.

Глава отделения по новым коммуникационным технологиям международной организации «Репортеры без границ» Грегуар Пуже (Grégoire Pouget), говоря о реакции мирового сообщества, отметил, что обнародованная Эдвардом Сноуденом информация выявила новую угрозу для глобальной сети.

«До разоблачений Эдварда Сноудена главной проблемой в сети Интернет была цензура: сейчас мы знаем, что одной из самых больших проблем является массовое прослушивание интернет-коммуникаций, которое может давать своего рода контроль над сетью», — подчеркнул эксперт.

Он отметил, что в 2014 году АНБ было включено в ежегодный список «Врагов Интернета», публикуемый «Репортерами без границ», в который входят организации, причастные к цензуре или прослушиванию каналов связи глобальной сети.

«Мы считаем, что массовое негласное наблюдение, организованное этой спецслужбой, привело к самоцензуре со стороны множества журналистов и граждан США», — пояснил Грегуар Пуже.

Размышляя о возможных способах защиты от прослушивания со стороны американских спецслужб, эксперт подчеркнул, что опасающимся за конфиденциальность своих данных в первую очередь нужно стараться избегать сервисов компаний, расположенных в США, таких как Google (Gmail, GoogleTalk) и Microsoft (Skype), а также шифровать электронную почту и файлы.

«Однако нужно иметь в виду, что если вы стали объектом целевой слежки со стороны какого-либо государства, вам лучше вообще не пользоваться Интернетом», — отметил представитель «Репортеров без границ».

Продолжая тему защиты от прослушивания в глобальной сети, начальник отдела связи общественной организации Privacy International Майк Рисполи (Mike Rispoli) уточнил, что существуют и другие эффективные технические средства для обеспечения конфиденциальности передачи данных в сети, такие как использование протокола SSL и анонимный просмотр веб-сайтов через систему Tor.

Однако, по его мнению, для восстановления атмосферы безопасности в сети Интернет в целом требуются особые меры.

«Принципы конфиденциальности и безопасности в сети были подорваны спецслужбами. Необходимы жесткие законы, которые должны ставить частную жизнь и защиту информации пользователей на первое место. [...] Самая лучшая защита — это меры безопасности, встроенные в саму коммуникационную инфраструктуру», — пояснил эксперт в интервью ИА «PenzaNews».

По его словам, для выхода из сложившейся ситуации необходимы активные действия со стороны людей по отношению к государствам и спецслужбам, а также юридические и политические решения.

Говоря о важной роли общественной реакции, Майк Рисполи отметил, что неконтролируемый сбор данных о пользователях глобальной сети таит в себе большую угрозу. По его словам, нередко наиболее опасной для граждан является не сама информация, содержащаяся в телефонных звонках, а метаданные — к ним можно отнести телефонные номера, на которые звонил абонент, длительность звонков, адреса посещаемых сайтов, информацию о версии браузера и установленных дополнениях и так далее.

«Сбор метаданных может раскрыть самые сокровенные детали нашей жизни: куда мы ходим, с кем разговариваем, что делаем изо дня в день. Получение органами власти подобной информации может быть значительно большим вторжением в нашу частную жизнь, нежели перехват содержимого разговоров. Массовый сбор метаданных абсолютно противоречит праву на тайну личной жизни. Законы и политические меры, которые допускают неизбирательное и всеобъемлющее сохранение данных о людях в таких масштабах, совершенно недопустимы», — подчеркнул эксперт.

С его точки зрения, слежку можно считать законной, только когда она проводится в соответствии с четкими и строгими правовыми нормами, защищающими людей от нарушения их прав. В качестве примера подобных норм Майк Рисполи привел Международные принципы применения нарушений прав человека в отношении мониторинга средств связи, которые поддержали более 400 общественных организаций.

«В этом документе изложены принципы, которым США должны следовать для проведения слежки в соответствии с законами о правах человека: необходимость, соразмерность, компетентное судебное ведомство, проведение надлежащих правовых процедур, соответствие достижению конкретной цели, а также уведомления пользователя о факте наблюдения», — процитировал эксперт некоторые из ключевых положений документа.

По мнению Майка Рисполи, информация, раскрытая Эдвардом Сноуденом, способствовала развитию оживленной дискуссии вокруг проблемы массовой слежки, и это обсуждение в настоящий момент находится в самом разгаре.

«Изменилась оценка людьми действий государства; из-за секретности госструктур и их незаконных программ было подорвано доверие к правительству», — подчеркнул представитель Privacy International.

В свою очередь старший юрисконсульт общественной организации Amnesty International Соломон Сакко (Solomon Sacco) выразил уверенность в том, что дискуссия о массовом негласном наблюдении может привести к определенным результатам.

«Существует надежда на то, что обсуждение, начавшееся после обнародования информации Эдвардом Сноуденом, подтолкнет государства к внесению поправок в национальные законы, а также к проведению отслеживания интернет-коммуникаций лишь на законных основаниях и в соответствии с международным правом в области прав человека», — сказал он.

По словам эксперта, неизбирательный сбор коммуникационных данных нарушает право на тайну частной жизни, защищенное такими положениями, как ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 8 Европейской конвенции по правам человека.

«Массовое негласное наблюдение никогда не может быть крайне необходимым и соразмерным шагом для борьбы с тяжкими преступлениями», — раскритиковал сложившуюся практику Соломон Сакко.

По мнению юрисконсульта Amnesty International, более разумной и правомочной мерой является целевое отслеживание коммуникаций, которое должно быть утверждено в достаточной степени прозрачным и предсказуемым законом, базироваться на нелишенных оснований подозрениях, проводиться по судебному ордеру, а также проходить под контролем и наблюдением судебных органов и гражданского общества.

Отвечая на вопрос о способах защиты от массовой слежки, эксперт отметил, что, несмотря на наличие технических методов, обеспечение конфиденциальности данных пользователей Интернета должно происходить в первую очередь с юридической стороны.

«Гораздо важнее разработать усиленные меры правовой защиты от незаконного прослушивания коммуникаций и обеспечить его проведение исключительно в соответствии с названными выше принципами», — подчеркнул Соломон Сакко.

По мнению сотрудника немецкой организации по защите гражданских прав Digitale Gesellschaft Фолькера Триппа (Volker Tripp), массовый сбор данных о пользователях глобальной сети несет в себе невероятно большую угрозу для общественности.

«Массовая слежка позволяет делать целью негласного наблюдения любого человека в любое время, где бы он ни был, и глубоко вторгаться в его личную жизнь и индивидуальные особенности характера, фактически уничтожая право на тайну частной жизни и защиту персональных данных. Оба этих права необходимы для функционирования свободного и открытого общества», — подчеркнул эксперт.

Он пояснил, что значительная угроза со стороны массового отслеживания интернет-коммуникаций также заключается в огромном объеме информации о практически любом человеке, сконцентрированном в руках малой группы людей.

«Это равно сосредоточению в их руках власти для почти полного контроля над любым человеком и над обществом в целом, что несовместимо с идеей свободной демократии», — пояснил Фолькер Трипп.

По мнению представителя Digitale Gesellschaft, самыми эффективными методами защиты от массовой слежки в настоящий момент являются отказ от публикации излишней информации в сети и использование шифрования.

«Чтобы свести к нулю следы, которые остаются при работе в сети Интернет, нужно использовать такие дополнения для браузеров, как HTTPS Everywhere, Ghostery и NoScript», — отметил он.

Тем не менее, по словам эксперта, настоящее решение сложившейся проблемы может быть только политическим.

«Требуются международные соглашения о стандартах прослушивания коммуникаций госслужбами, основанные на правах человека и идее свободного и открытого общества. Из интересов собственного суверенитета государства с конституционной демократией не могут допустить концентрации столь большого объема информации и, соответственно, власти в руках исполнительных органов. Следовательно, гражданское общество должно оказать давление на правительства и парламенты своих стран с целью прекратить любой неправомочный сбор данных и слежку без предписания суда, а также усилить контроль за действиями и методами работ спецслужб», — сказал представитель Digitale Gesellschaft.

«Однако уже можно не сомневаться, что органы безопасности сделают все возможное, чтобы не дать кому-либо урезать их возможности. Общественным организациям по всему миру нужно подготовиться к затяжной политической борьбе за защиту тайны частной жизни и свободное общество в эпоху цифровых технологий. Необходимо предпринять множество шагов как на национальном, так и на международном уровнях, и чем более настойчиво люди будут отстаивать свои интересы, тем быстрее политические лидеры будут вынуждены предпринять эффективные меры против неправомочного массового негласного наблюдения», — резюмировал Фолькер Трипп.

В начале июня 2013 года сотрудник Агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден передал газетам The Washington Post и The Guardian засекреченную информацию, касающуюся массового отслеживания американскими спецслужбами интернет-коммуникаций по всему миру.

Документы, обнародованные Эдвардом Сноуденом, спровоцировали международный скандал, а затем привели к острой дискуссии о допустимости массовой слежки в сети Интернет, которая не прекращается до сих пор.

По данным АНБ, в распоряжение журналистов могло попасть до 200 тыс. секретных документов. Всего же в результате деятельности Эдварда Сноудена было похищено 1,7 млн. файлов, представляющих особую важность.

Актуальное