15:03:57 Среда, 24 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

В Пензе сроки выдачи универсальных электронных карт перенесены на 2013 год

09:40 | 15.12.2011 | Интервью

Печать

Пенза, 15 декабря 2011. PenzaNews. Сроки начала выдачи универсальных электронных карт в Пензенской области перенесены на год — с января 2012 на 2013 год. Об этом в интервью ИА «PenzaNews» сообщил начальник управления информатизации Пензенской области Александр Антонов. Кроме того, в беседе были затронуты темы внедрения информационных систем в образование, здравоохранение и ЖКХ.

Начальник управления информатизации Пензенской области Александр Антонов

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

— Александр Викторович, Государственная Дума РФ 17 ноября приняла поправки к закону «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которым выдача универсальных электронных карт по заявлениям граждан начнется не с 2012, а с 2013 года. Как в Пензенской области будет реализовываться данный проект, насколько необходимо продление сроков?

— В старые сроки нам было уложиться очень сложно. Чтобы это сделать, мы должны были бы пойти на очень серьезные денежные вложения. Благодаря решению Госдумы, мы сдвинули сроки и в регионе, в настоящее время ведем переговоры с разработчиками, чтобы не покупать дорогостоящую федеральную систему, а разработать ее аналог в Пензе. Это позволит дать работу пензенским специалистам, которые будут здесь получать зарплату, платить налоги, а главное — сделают систему, адаптированную к нуждам региона.

Законодательством предусмотрен ряд стандартных приложений для универсальной электронной карты (УЭК) — идентификация на портале госуслуг, медицинское приложение (страховой медицинский полис, пенсионное удостоверение), банковское приложение. Со всеми этими разделами работают федеральные органы. Нам хочется сразу внедрить на карту те приложения, которые будут востребованы у нас. Например, систему ЖКХ, чтобы человек мог привязать к карте оплату жилищно-коммунальных услуг, мог идентифицировать себя в единой муниципальной базе данных ЖКХ, внедрение которой начато в Пензе.

Кроме того, в Пензе введена электронная оплата проезда в общественном транспорте. Для граждан это удобно тем, что они могут не носить мелочь в карманах, а положить на карту определенную сумму, которая будет списываться по мере того, как человек будет ездить в транспорте. Эта система тоже должна быть интегрирована в универсальную карту.

Кроме того, обсуждается так называемое приложение лояльности — это скидки в магазинах. «Оператор электронного правительства», который будет заниматься данной системой, уже начал переговоры с торговыми сетями и отдельными магазинами.

Поэтому сейчас идет большая работа, чтобы карта стала не федеральным элементом, а вполне работоспособным на местном уровне удобным инструментом.

— В Пензе уже начала работу транспортная система, выпущены карты, которые выдаются школьникам и льготникам. В ближайшее время начнется продажа их всем желающим. Каким образом будут взаимодействовать две разные системы — городская транспортная и универсальная электронная карта?

— Они параллельны только отчасти и друг другу не мешают. У гражданина остается выбор — пользоваться универсальной картой с несколькими приложениями, в том числе транспортным, или иметь две карточки, и еще отдельно банковскую карту. Например, в Канаде, у каждого ведомства своя карта — пенсионная, для проезда на транспорте, водительское удостоверение. Мы предоставляем варианты — получить все в одном электронном инструменте или по отдельности.

Текущая реализация проекта предполагает отдельную пластиковую карту для оплаты проезда на автобусах и троллейбусах. Эта карта имеет ограниченный срок действия — через 3 года ее нужно будет менять. И человек опять встанет перед выбором — снова получить транспортную либо завести универсальную карту и пользоваться ее услугами.

Принципиальная разница между ними на данный момент в том, что пополнять транспортную карту можно через специальный терминал, универсальную — через банкомат, то есть с банковского приложения на транспортное, минуя процесс обналичивания денег.

В настоящее время достигнута договоренность с банком «Кузнецкий», который в регионе участвует в реализации транспортного проекта. Федеральную систему универсальной карты поддерживает Сбербанк, являющийся одним из основателей данного проекта. И ведутся переговоры с другими крупными банками. Думаю, не останется в стороне ВТБ.

Сбербанк уже доработал свои банкоматы, чтобы они могли считывать универсальные карты. Установка программы и специального считывающего устройства на один аппарат стоит около 10 тыс. рублей.

— Будут ли взиматься проценты за перевод денег на транспортную или в дальнейшем универсальную электронную карту?

— Нет. Деньги находятся на счетах банков — и им этого вполне достаточно. Для других накладных расходов, по тем же самым транспортным приложениям, средства уже заложены в тариф.

— Александр Викторович, в начале декабря было объявлено о запуске регионального проекта в сфере здравоохранения — создание архива медицинских изображений. Чем обусловлена его необходимость, и как он будет реализовываться?

— Суть проекта в том, что все стоящие в учреждениях здравоохранения электронные рентгенаппараты, кардиографы и другие подобные устройства, закупленные по проекту модернизации здравоохранения, не будут печатать результаты исследования на бумаге, а станут передавать информацию в единый архив. В итоге гражданин получит электронную медицинскую карту.

Отмечу, что важным вопросом при этом является защита персональных данных. Это отдельная тема, она детально прорабатывается и фигурирует во всех контрактах. Потому что медицинские данные — это самая конфиденциальная информация, защищаемая по самому высокому классу.

В рамках этого сегмента разрабатываются архив медицинских изображений и электронная система здравоохранения. До конца года в больницах Пензенской области намечено завершить монтаж электронной регистратуры. Для записи на прием будет использоваться не бумажный журнал, а единая электронная система. Важным этапом станет обучение персонала, но, думаю, к концу зимы этот проект будет работать полностью, в том числе запись через Интернет. Ожидается, что это поможет уменьшить очереди на прием к врачам за счет перераспределения времени посещения.

В этой системе предполагается использование универсальной электронной карты, так как на ней хранится страховой медицинский полис. И человек, придя в больницу, сможет вставить карту в специальное считывающее устройство и записаться на прием к врачу через терминал или регистратуру. Самое главное, что картой человек удостоверяет, что пришел именно он. По информации Фонда медицинского страхования, больницы ради получения дополнительных средств, имея номер страхового полиса гражданина, записывают, что он обращался за помощью не один раз. При внедрении электронной системы убирается этот коррупционный фактор.

Следующим шагом, который будет реализовываться в 2012 году, станет создание полной медицинской системы. Это уже опробовано в Каменке, где с 2005 года работает проект «Социальная карта жителя Пензенской области». Каждый врач на своем рабочем месте имеет компьютер, с помощью которого он видит, кто записался к нему на прием, а также может получить электронную историю болезни.

Предполагается, что хранилище данных будет централизованным. Поэтому врач с помощью ключа доступа, которым является универсальная электронная карта, сможет получить доступ к медкарте гражданина из любого медицинского учреждения области, а впоследствии и страны. Это очень удобно, если человек попадает в больницу не по месту жительства и важна информация о перенесенных заболеваниях и противопоказаниях по лекарствам.

— Каким образом планируется переводить в электронный вид бумажные медицинские карточки граждан? И сколько времени это может занять?

— Конечно, этот процесс долгий и трудоемкий. В Каменке на это ушло около двух лет. Встанет вопрос о том, насколько нужна вся имеющаяся в карте информация или только основные параметры. Этим будет заниматься каждая больница самостоятельно в зависимости от своих потребностей и особенностей.

В некоторых медучреждениях уже есть свои информационные системы, например, в областной больнице имени Н.Н. Бурденко и частных клиниках. И это все будет объединяться и развиваться. Постепенно, в ближайшие два–три года, система появится во всех больницах.

— В онкологическом диспансере несколько лет назад пытались внедрить подобную систему самостоятельно и столкнулись с двумя проблемами. Первая — сложно обучить людей, чтобы они перешли на ведение документации в электронном, а не бумажном варианте. И вторая — отсутствие универсальных опросных листов, которые сильно упрощают ведение записей. Как эти проблемы будут решаться сейчас?

— Конечно, человеческий фактор остается самой сложной проблемой. На примере Каменки, мы увидели, что не все врачи согласились с этой системой. Некоторые отказались и просто уволились. Но недавно я общался с врачом-кардиологом из Каменки, который среди недостатков системы отметил отсутствие снимков различных обследований, кардиограмм и других документов, так как в карточке имеется только описание. Вопрос о необходимости самой системы для него уже не стоит. Он думает об улучшении, чтобы было еще удобнее ее использовать.

Мы понимаем, что процесс внедрения пойдет тяжело, но надо учитывать, что уровень компьютерной грамотности постоянно растет. И мы готовы учитывать пожелания медицинских работников. Предложения о создании архива медицинских изображений высказывались неоднократно, и теперь проект запущен.

Что касается опросных листов, то есть общие формы, подходящие для всех, которые уже разработаны. В зависимости от специфики лечебного учреждения формы будут дорабатываться. У нас есть исполнитель по проекту — «КОРУС Консалтинг», который дорабатывает электронную систему под нужды каждого медучреждения.

— В некоторых регионах электронные системы внедрены в сферу образования, что позволяет родителям следить за успеваемостью детей через Интернет. Как проект введения электронных журналов и дневников реализуется в Пензенской области?

— В этом плане мы продвинулись очень хорошо. Мы сделали целую систему, которая включает в себя и электронный дневник, и электронный журнал, доступ родителей к оценкам своих детей через Интернет, систему видеоконференцсвязи для детей, которые по болезни не могут посещать занятия, модуль обучения детей-инвалидов, которые получают образование на дому, конференции педагогов на уровне министерства образования, статистику и отчетность, а также электронные учебники.

Каждый ребенок будет иметь доступ к системе. Если он заболел и не пошел на занятия, то сможет посмотреть, какая тема изучалась, какие заданы уроки, скачать электронный учебник.

В будущем году планируется закупить учебный курс производства фирмы «Кирилл и Мефодий», который полностью покрывает школьную программу. Учебники интерактивные, содержат текст, иллюстративный материал, а также тестирование.

Внедрить электронную систему образования мы планируем в 2012 году. В настоящее время все данные об учениках введены, дорабатываются вопросы защиты информации. Мы столкнулись с тем, что там 122 тыс. учеников, система крупная, данные персональные, а доступ должны иметь все. Используется система «БАРС.Web-мониторинг образования», где эти вопросы были решены. Но в июле внесены изменения в закон «О защите персональных данных», и теперь систему надо дорабатывать. Этим мы сейчас занимаемся.

— Насколько в целом высок уровень развития проектов по информатизации в Пензенской области? И есть ли финальная дата окончания внедрения системы электронного правительства в регионе?

— Мы идем, как можем, и в некоторых вопросах стараемся быть первыми. Однако область дотационная, а все проекты по информатизации достаточно дорогостоящие. Хотя, по моему мнению, цены часто завышены, потому что реализуются крупными столичными компаниями. На уровне региона такие же решения можно делать гораздо дешевле. В Пензе есть хорошие программисты, которые могут сделать качественные и адаптированные для региона приложения. Финальная дата внедрения электронного правительства со всеми его составляющими — документооборотом, электронными системами ЖКХ, здравоохранения, образования и транспорта — не определена. Постоянно возникают новые направления деятельности, как, например, «Служба 112» — вызов всех экстренных служб по одному номеру, и «Безопасный город», подразумевающий создание системы видеонаблюдения, например, на сложных участках дорог. И здесь мы можем быть если не пилотным регионом, то одним из первых, потому что уже есть идеи и наработки. Кроме того, мы реализуем проект, ориентированный на модернизацию системы скорой медицинской помощи, благодаря которому время прибытия медиков к больному сократится за счет того, что оператор будет на интерактивной карте видеть расположение бригад и направлять их по ближайшему адресу.

— Спасибо за интересную беседу!

Актуальное