09:05:04 Четверг, 25 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Вершинин Александр Петрович

Энциклопедия

Вершинин Александр Петрович (кон. XVIII в. — 1828, с. Николо-Пестровка Городищ. уезда, ныне г. Никольск) — мастер стекольного дела, крепостной. Работал на Николо-Пестровском стекольном заводе (ныне завод «Красный гигант»).

Крепостная семья Вершининых работала на заводе более столетия, и представители ее были мастерами и управляющими с конца XVIII до начала XX века. Александр Вершинин в начале XIX века был лучшим мастером на заводе, в 1807 году император Александр I за хорошую работу пожаловал ему золотые часы. Тогда же друг владельца завода, Николая Алексеевича Бахметева, Ф.П. Лубяновский писал ему о Вершинине из Петербурга «...мастер ваш человек препочтенный. Любопытство его не знает никаких границ; все рассматривает, все хочет списывать и непраздно провел время в столице».

Александр Вершинин создал предметы, которые сегодня мечтают заполучить крупнейшие музеи. Уникальные, единственные в мире стаканы, которые он делал, так и называются: «стаканы Вершинина».

Секрет в том, что у них двойные стенки, в узком пространстве между которыми располагаются целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. Много лет особое восхищение и недоумение специалистов вызывало то, как мастер сумел запаять стеклянные стенки и не сжечь, не разрушить хрупкие макеты. В то время стеклодувы работали без газовых горелок, возле раскаленных печей, где изделия нагревались и плавились целиком.

В 1795 году Александр Вершинин исполнил сервиз для великого князя Александра Павловича (Александра I) и его жены; стаканы с миниатюрами (прокладки из мха, соломы, лоскутков шерсти и т.п. между двойными стеклами), изображающими помещичью усадьбу А.И. Бахметева (кон. XVIII века, хранился в музее завода «Красный гигант»), сельский пейзаж (нач. XIX века, ГИМ, музей «Кусково»), гирлянду из роз (нач. XIX века, ГРМ); сервиз из 70 кувертов для царского двора, украшенных алмазной гранью (1807, частично во дворце-музее в Павловске); бокалы, посвященные Отечественной войне 1812 года (ГЭ), а также, вероятно, рюмки с великокняжескими гербами (ГИМ).

Александр Вершинин был несомненно талантливым и разносторонним мастером. С большой долей вероятности его руке приписывается стакан синего стекла с миниатюрной росписью золотом и серебром в мягкой, живописной манере, с надписью «Вид наполдень охотника стреляющего птиц» и датой «1797», хранящийся в коллекции Алексея Викуловича Морозова.

Стакан Вершинина с видами усадьбы Бахметевых и надписью внутри: «Ра. Александръ Вершининъ, № 10, 1802 г.». в 1996 году был украден из Музея хрусталя и стекла в городе Никольске. Местонахождение неизвестно. Сейчас в музейных собраниях известно восемь подобных уникальнейших стаканов, приписываемых Вершинину, сюжет декора ни на одном из них не повторяется. В Кусково есть еще два стакана выполненные в той же технике, поступившие из разных источников, однако художественное качество их заметно ниже. Вероятно, они были выполнены учениками Вершинина. Ни при жизни, ни после смерти Вершинина никто не смог воссоздать подобные сосуды. Именно поэтому они очень дороги.

Сегодня никто не знает, сколько стаканов Вершинина «спрятано» в личных коллекциях. Об их существовании становится известно, когда они появляются на крупнейших мировых аукционах Сотби или Кристи. Большая удача, если стакан на аукционе покупает какой-то музей. К сожалению, нередко он переходит к владельцу, не желающему оглашать свое имя. Последняя известная нашим специалистам продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе Кристи в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тыс. фунтов стерлингов (около 45 тыс. долларов США) при первоначальной оценке в 10–15 тыс. фунтов. Кто приобрел и где сейчас хранится этот неизвестно.

При таких ценах на шедевры Вершинина можно понять, почему одна московская семья, где из поколения в поколение передается стакан, хранит это в строжайшей тайне. А ведь принадлежащий им предмет, скрытый от людских глаз, уникален — у него три слоя! Похоже, и через 200 лет после своей смерти русский мастер способен удивить нас новыми открытиями в художественном творчестве. И в особенности, когда ученым и широкой публике станет доступен его трехслойный стакан.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное