Понятия СМИ и СМК необходимо разграничить — Александр Жаров
Печать
Санкт-Петербург, 6 апреля 2016. PenzaNews. Понятия «средства массовой информации» и «средства массовой коммуникации» необходимо разграничить. Такое мнение высказал руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, отвечая на вопрос главного редактора ИА «PenzaNews» Павла Полосина, который он задал в ходе встречи в Центре правовой поддержки журналистов в рамках медиафорума ОНФ в Санкт-Петербурге в среду, 6 апреля.
Фотография © PenzaNews Купить фотографию
В частности, пензенский журналист попросил главу федерального ведомства обозначить свою точку зрения относительно новостных сайтов, которые не имеют свидетельства о регистрации СМИ, но при этом позиционируют себя в качестве «информационных агентств» и фактически требуют от органов власти тех же прав, что и зарегистрированные СМИ.
«С одной стороны, закон предполагает добровольную регистрацию электронных средств массовой информации в качестве СМИ. Ограничений для сайтов, не являющихся СМИ, назвать себя информационным агентством нет», — сказал Александр Жаров.
Вместе с тем он подчеркнул, что такие интернет-ресурсы не обладают правами СМИ.
«Они не имеют права быть аккредитованными. Они не имеют права на запрос информации. По сути дела, они не обладают правами редакции. Другой вопрос, что местные чиновники, не являясь компетентными в вопросах закона «О средствах массовой информации», зачастую в силу популярности того или иного ресурса аккредитуют их, дают им информацию и так далее. Это ошибка чиновников», — уточнил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
По словам Александра Жарова, в данной ситуации СМИ региона должны доносить до власти мысль о том, что эти ресурсы не являются средствами массовой информации, и давая им те же права, что и добропорядочным игрокам рынка, чиновники нарушают закон.
«Другого пути я не вижу», — отметил глава Роскомнадзора.
В продолжение темы Павел Полосин поинтересовался у Александра Жарова, как лично он относится к введению обязанности регистрировать новые или уже действующие сайты в качестве СМИ при достижении ими определенного уровня посещаемости, который бы определял официальный счетчик.
«Два года мы этой темой занимаемся. К сожалению, в силу разобщенности вашего сообщества не было единого мнения у отрасли по этому поводу», — пояснил руководитель федерального ведомства.
Он также обратил внимание на то, что закон «О СМИ» требует доработки с учетом современных реалий.
«20 лет — большой срок в наше время, настолько быстро меняются технологии. Очевидно, что сейчас надо уже говорить о средствах массовой коммуникации. Ресурсы — будь это информационные агентства, незарегистрированные СМИ или даже блоги — являются средствами массовой коммуникации, когда у них миллионы подписчиков и пользователей. Очевидно, что законодательство требует коррекции. Я в свое время, будучи замминистра связи, инициировал, наверное, самые масштабные поправки в закон о СМИ, когда было введено понятие «сетевое издание». Но мы тогда рисовали — это было 6 лет назад — достаточно «широкие ворота», потому что тема была новая. Вот сейчас эти «ворота», наверное, нужно как-то конкретизировать и сужать», — поделился мнением Александр Жаров.
Он особо отметил, что этот вопрос касается напрямую отрасли и бизнеса внутри отрасли, поэтому инициировать какие-либо поправки в закон должно журналистское сообщество, а задача власти — поддержать СМИ в этом вопросе.
«Что они [поправки в закон] нужны — да, нужны. Это мое личное мнение. Тогда и государству проще было бы, потому что сейчас у нас получается как бы «два мира – два кефира». С одной стороны, есть СМИ, а, с другой стороны, есть не СМИ, но они не менее влиятельны, чем СМИ. И они существуют в двух абсолютно разных правовых режимах», — пояснил руководитель Роскомнадзора.
В ответ на это Павел Полосин предположил, что, вероятно, на законодательном уровне следовало бы создать такие условия, при которых в качестве СМИ работать было бы более выгодно.
«Согласен», — подчеркнул Александр Жаров.
Он также сравнил современные интернет-издания с частным извозом, который был широко распространен в стране еще несколько лет назад, но все же уступил место легальному такси.
«Прошло время, когда были «большие ворота». Наверное, регуляторика должна быть приведена к единому знаменателю в отношении СМИ и не СМИ с таким же охватом», — резюмировал руководитель Роскомнадзора.