Европа переживает самый высокий уровень угрозы терроризма за последние 20 лет
Печать
28 июня 2017. PenzaNews. Террористическая угроза в Европе достигла своего максимума за последние 20 лет и при этом продолжает расти. Об этом заявил глава Европола Роб Уэйнрайт (Rob Wainwright) в интервью изданию Neuen Osnabruecker Zeitung в минувший вторник, 27 июня.
Фото: Graeme Maclean, Wikipedia.org
По его словам, только за прошлый год за связи с джихадистами в странах Европы были арестованы 718 человек.
«Это очень серьезный рост, показывающий, насколько глубоко радикализировалась часть исламского общества», — сказал Роб Уэйнрайт.
По его мнению, правоохранительные органы нуждаются в расширении функций, чтобы отслеживать общение частных лиц, подозреваемых в терроризме, через онлайн-мессенджеры.
«Поскольку коммуникационные каналы теперь ушли в интернет, полицейские потеряли большую часть своей способности контролировать террористов. В этом вопросе должны произойти изменения», — отметил руководитель Европола.
Согласно имеющимся сведениям, за последние два года в Европе произошло 18 терактов, в которых погибли 326 человек и более 1 тыс. пострадали. При этом серьезно возросло число менее масштабных атак.
Так, например, жители Великобритании стали свидетелями четырех нападений на людей за четыре месяца — атаки на Вестминстерском мосту, взрыва на крытом стадионе «Манчестер-Арена», теракта на Лондонском мосту и соседнем с ним рынке Боро, а также наезда фургона на людей у мечети в районе Финсбери-парк.
Недавний инцидент, по мнению некоторых экспертов, может быть исламофобным ответом на осложнение ситуации в сфере безопасности.
«За последние недели и месяцы мусульманам пришлось пережить много инцидентов исламофобии, и нынешний — ее самое вопиющее проявление», — заявил генеральный секретарь Совета мусульман Великобритании Харун Хан (Harun Khan).
Комментируя нападения на людей в Лондоне, профессор Клайв Уильямс (Clive Williams) из Австралийского национального университета отметил, что на сегодняшний день ситуация в области безопасности серьезно осложнена.
«Между тем нельзя сказать, что люди в панике, возможно, они насторожены. Большинство нападений направлены против стран, входящих в состав возглавляемой США коалиции против сил «Исламского государства» [ИГИЛ, в арабском варианте — ДАИШ, деятельность террористической группировки запрещена в России], и поэтому их вряд ли можно назвать неожиданными. Атаки, например, «одиночных волков» трудно предотвратить. В этом случае все зависит от эффективности предпринимаемых мер безопасности, таких как барьерные системы и патрулирование», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
При этом, на его взгляд, прямая взаимосвязь между финансированием спецслужб и уровнем террористической угрозы фактически отсутствует.
«Я не вижу, чтобы в последнее время ситуация в сфере безопасности серьезно менялась в зависимости от того, сколько денег вкладывается в борьбу с терроризмом. Это сравнимо с тем, если бы мы надеялись предотвратить все преступления, предоставив полиции больше ресурсов», — пояснил свою позицию Клайв Уильямс.
По его мнению, ситуация осложняется целым рядом факторов, которые практически игнорируются правительствами государств Евросоюза.
«Западные страны неохотно признают, что многие из существующих там проблем создаются из-за пропаганды ваххабизма Саудовской Аравией, которая формирует благоприятную среду для исламистских экстремистов. Они также не признают, что многие исламистские мятежи имеют законные сепаратистские устремления, как на Филиппинах и в Таиланде. Иран и шиитский ислам, вероятно, были бы лучшим гарантом долгосрочной безопасности для Запада, чем страны Персидского залива», — отметил аналитик.
Тем временем глава берлинского офиса Европейского совета по международным отношениям (ECFR) Йозеф Яннинг (Josef Janning) выразил мысль, что последний инцидент не связан с деятельностью каких-либо террористических группировок.
«Нет никаких признаков, что он был совершен или каким-либо образом поддерживался террористической группировкой. По всей видимости, это был ответный шаг против насилия, что иногда наблюдается после экстремистских террористических атак. Однако, будучи таковым, этот инцидент служит интересам боевиков ИГИЛ, поскольку усиливает страх в обществе и помогает мобилизовать активистов из мусульманских общин в Европе», — сказал немецкий эксперт, добавив, что общественная безопасность в ЕС остается под угрозой.
Между тем он напомнил, что несколько крупных террористических атак были выявлены и предотвращены на этапе планирования.
«Террористам стало сложнее проводить масштабные атаки, поскольку быстрота реакции спецслужб и уровень сотрудничества между службами безопасности в странах Евросоюза значительно возросли. В этом году будут введены дополнительные меры для более эффективного мониторинга перемещения людей, въезжающих и покидающих ЕС. […] Слабая мощность, плохая квалификация [террористов] и низкий уровень логистической подготовки терактов в Париже, Лондоне и Берлине в течение последних месяцев являются следствием улучшения ситуации в сфере безопасности и работы разведслужб», — уточнил Йозеф Яннинг.
Оценивая уровень страха среди европейских граждан, эксперт указал на наличие некоторого беспокойства, которое, по его мнению, не приводит к появлению паники или общественных волнений.
«Люди хотят, чтобы власти контролировали ситуацию. Поскольку в большинстве случаев так и происходит, многие граждане готовы жить прежней жизнью, воспринимая угрозу стать жертвой террористических нападений как часть общих рисков для жизни в городских условиях», — подчеркнул аналитик.
По его словам, теракты в Европе поспособствовали преодолению сопротивления многих государств-членов ЕС к более тесной совместной работе по данному направлению.
«На сегодняшний день как никогда раньше возросло сотрудничество полиции, правоохранительных органов, происходит обмен разведывательными данными. Теперь европейцы гораздо лучше осознают необходимость контролировать и защищать границы ЕС, признавая это общей задачей. Угроза терроризма в ближайшее время не исчезнет, но средства для эффективной борьбы с опасностями улучшатся», — сказал глава берлинского офиса Европейского совета по международным отношениям.
В свою очередь пресс-секретарь в управлении связи Совета Европы Татьяна Баева (Tatiana Baeva) отметила, что ситуация в сфере безопасности существенно отличается в разных странах Евросоюза.
«Независимо от этого, Совет Европы старается добиться, чтобы в усилиях по борьбе с терроризмом государства не игнорировали права человека», — сказала она.
Кроме того, Татьяна Баева напомнила, что Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ECRI) опубликовала ежегодный доклад о ситуации в Европе в 2016 году, где также призывает к соблюдению прав человека и выступает против дискриминации.
«В ответ на несколько очень серьезных террористических нападений, которые произошли в 2016 году, некоторые государства-члены Совета Европы приняли решительные меры, начиная от повторного введения пограничного контроля в Шенгенской зоне до объявления чрезвычайного положения. В некоторых случаях наблюдались формы этнического или расового профилирования при проведении полицейских и военных операций. Хотя терроризм по-прежнему представляет собой реальную и смертельную угрозу, от которой все государства-члены должны защищать свое население, необходимо соблюдать права человека, принципы соразмерности и недискриминации. Приверженность этим принципам важна и для того, чтобы избежать отчуждения и радикализации некоторых слоев населения, что в конечном итоге подрывает усилия по борьбе с терроризмом», — процитировала доклад пресс-секретарь Совета Европы.
Сотрудник отдела международных отношений в Австралийском национальном университете Ванесса Ньюби (Vanessa Newby) обратила особое внимание на отсутствие какой-либо реакции американского президента на теракт, направленный против британских мусульман в Лондоне.
«Нулевая реакция Дональда Трампа (Donald Trump) на данный инцидент в «Твиттере» демонстрирует с его стороны практически полное отсутствие чувства сопереживания по отношению к жертвам. Мы никогда не должны забывать, что к этому и стремятся такие экстремистские организации, как «Аль-Каида» и ИГИЛ, а именно: к дифференциации между религиями с целью разжигания конфликта, в котором они, на их взгляд, будут доминировать и который в конечном счете смогут сделать источником своей власти. Хотя определение терроризма до сих пор остается горячо обсуждаемой темой, я утверждаю, что любая атака на невинных гражданских лиц является одной из форм терроризма», — отметила аналитик.
На ее взгляд, сотрудничество между спецслужбами в Европе и мире развито хорошо, однако предотвратить теракты «одиноких волков» почти невозможно, поэтому сейчас наибольшую ценность для органов безопасности представляет гражданская бдительность.
«Высокая личностная вовлеченность в теракты делает эти атаки еще более пугающими. Инциденты с использованием бомб также вызывают страх, но могут ощущаться несколько отдаленными. Между тем мысль о том, что человек, сидящий рядом с вами в вагоне поезда, может внезапно атаковать вас ножом, на мой взгляд, кажется еще более ужасающей. Поэтому уровень страха среди европейцев велик и может расти в случае дальнейшего увеличения числа терактов», — сказала Ванесса Ньюби.
«Я думаю, что правительства европейских стран, в отличие от США, делают все возможное, чтобы успокоить людей, но поскольку за последние 10 лет вся парадигма террористических атак изменилась, властям и спецслужбам трудно добиться баланса и предупредить граждан об опасности, не посеяв при этом среди них страх», — добавила эксперт.
В свою очередь содиректор Центра исследований безопасности и разведки в Букингемском университете Великобритании Джулиан Ричардс (Julian Richards) назвал ситуацию в области безопасности в Европе в целом довольно надежной.
«Очевидно, что уровень угроз на данный момент очень высок, и, вероятно, террористы пытаются провести серию атак, подрывающих авторитет власти и сеющих панику в обществе. Крупные столичные города в Северной Европе сейчас сталкиваются с более высоким уровнем террористической угрозы, чем в прошлые годы. Но есть важные вещи, о которых нужно помнить. Во-первых, это не первый случай в истории, когда Лондон, Париж или другие города пережили период интенсивной террористической угрозы, и такие периоды обычно заканчиваются. Конечно, текущий уровень угрозы высок, но он не самый высокий из когда-либо существовавших. Во-вторых, террористы не очень хорошо организованы. Большинство атак либо срываются, либо не могут быть проведены успешно. Безусловно, силовые структуры в Европе сталкиваются с очень жесткой проблемой, но они лучше обеспечены ресурсами и более организованы, чем террористы, и способны сдержать чрезмерное наращивание этой угрозы. По большей части агентства по обеспечению безопасности достаточно эффективны в борьбе против террористов и их организаций, и им просто нужно придерживаться плана», — сказал британский эксперт.
По его словам, теракты в Великобритании шокировали людей, однако не повлияли на поведение населения.
«Большинство граждан по-прежнему посещают крупные города и различные мероприятия точно так же, как раньше. Люди шокированы, но одновременно злы и решительно настроены вести свою прежнюю жизнь. Тем временем правительство проводит информационную кампанию, направленную на повышение бдительности: здесь ее называют «See it, say it, sort it». Это означает, что если что-то кажется вам необычным или подозрительным, вы должны сообщить об этом полиции, которая проведет проверку. Однако ощущения массовой паники или строгой изоляции нет. Честно говоря, на сегодняшний день для большинства граждан политический кризис кажется более важной темой, чем террористическая угроза», — отметил Джулиан Ричардс.
Он отметил, что значительная часть трагических инцидентов связана с ситуацией на Ближнем Востоке, в частности, в Ираке и Сирии, которая не будет разрешена в обозримом будущем, поэтому угроза нападений, связанных с деятельностью ИГИЛ, а также ответных ксенофобских атак, подобных той, что была в Лондоне, будет пока актуальной.
«Эти угрозы возникли в период жесткой экономии в местном бюджете, создавая дополнительную нагрузку на полицию и службы безопасности, что в свою очередь подпитывает политический кризис. В то же время мы должны помнить — в целом Европа остается намного более безопасной, чем когда-либо в своей истории. Пока мы остаемся верны нашим планам и нашим ценностям, которые, в частности, не допускают ксенофобских контратак, мир и здравый смысл в конечном итоге восторжествуют», — подвел итог британский эксперт.