14:30:29 Суббота, 20 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Молдавская политическая элита делает население страны главной жертвой своих интриг и интересов

15:25 | 10.07.2017 | Аналитика

Печать

10 июля 2017. PenzaNews. Международные обозреватели отмечают существенное осложнение внутриполитической ситуации в Республике Молдова (РМ), связывая рост напряженности и обострение конфликта правящих элит с активной деятельностью избранного в конце прошлого года президента Игоря Додона (Igor Dodon).

Молдавская политическая элита делает население страны главной жертвой своих интриг и интересов

Фото: Steffen Emrich, Flickr.com

Так, в отличие от предыдущих лидеров, он провел первую за 8 лет рабочую встречу с главой непризнанной Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) Вадимом Красносельским (Vadim Krasnoselski), выразив готовность к компромиссам и дальнейшей работе по налаживанию отношений. Кроме того, Игорь Додон демонстрирует стремление к конструктивному диалогу с Москвой.

Несмотря на ограниченные полномочия, уже в первые месяцы правления новому главе парламентской республики удалось значительно скорректировать внешнеполитический курс Кишинева — в частности, договориться о расширении молдавского присутствия на российском рынке и подписать меморандум о сотрудничестве с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

Как отмечают обозреватели, вектор, выбранным президентом, во многом не устраивает не только премьер-министра республики Павла Филипа (Pavel Filip), но и фактически управляющего государством олигарха и лидера Демократической партии Владимира Плахотнюка (Vladimir Plahotniuc), поскольку оба они нацелены на исключительное сотрудничество с Брюсселем и Вашингтоном.

Комментируя внутриполитическую ситуацию в Молдове, научный руководитель Тираспольской школы политических исследований Анатолий Дирун (Anatoly Dirun) выделил три приоритетных направления деятельности нового президента.

«Во-первых, это перезагрузка отношений с Российской Федерацией. Во-вторых, работа по переформатированию политического ландшафта республики, связанная, прежде всего, с изменением избирательной системы, а именно: введением смешанной системы выборов. Кроме того, это желание ускорить процесс молдавско-приднестровского урегулирования. […] На сегодняшний день наиболее успешным является развитие взаимоотношений с Москвой. По второму направлению, можно с высокой вероятностью утверждать, что новая смешенная система будет принята парламентом. Что касается отношений с Тирасполем, то о прорыве пока говорить не приходиться», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».

По его мнению, основным критерием оценки работы президента будут результаты выборов в парламент Молдовы, намеченных на осень 2018 года.

«Заявляя о том, что Партия социалистов возьмет на следующих выборах большинство мест, президент четко ставит планку, ниже которой опуститься нельзя. По итогам выборов можно будет говорить о стратегическом успехе или провале предпринимаемых Игорем Додоном действий», — отметил Анатолий Дирун.

При этом, по его словам, особую роль в политической жизни страны играет Владимир Плахотнюк.

«Роль Плахотнюка как лидера Демократической партии сегодня в Молдове является системообразующей. Можно предположить, что желаемым и логичным официальным статусом для него как координатора правящей коалиции мог бы быть пост премьер-министра», — предположил собеседник агентства.

В свою очередь бывший посол Европейской комиссии в России, старший научный сотрудник Центра европейских политических исследований в Брюсселе профессор Майкл Эмерсон (Michael Emerson) разделил мнение о существенном влиянии олигарха на общественно-политическую жизнь страны.

«[Владимир] Плахотнюк фактически контролирует правительство, и, в частности, различные службы, ответственные за борьбу с коррупцией. Он олицетворяет собой олигарха, препятствующего нормальному политическому курсу ради защиты своих финансовых интересов», — сказал эксперт, добавив, что это негативно сказывается на ситуации в республике.

Он также напомнил, что Игорь Додон обладает ограниченной властью как президент.

«Он заявляет, что хочет вступить в Евразийский союз и выйти из соглашения об ассоциации с Евросоюзом, однако не может этого сделать без поддержки парламента и правительства, которой на сегодняшний день не располагает. Кроме того, некоторые обозреватели в Молдове и России скептически оценивают вероятность подобных шагов даже в случае появления у Игоря Додона такой возможности после предстоящих парламентских выборов. Поэтому основным его достижением пока стало создание неопределенности относительно будущего страны, что уже вредит привлечению потенциальных инвесторов», — отметил Майкл Эмерсон.

На его взгляд, лидер Молдовы лишает страну возможностей, открываемых соглашением об ассоциации с ЕС.

«Сегодня Молдова в гораздо большей степени зависит от торговых связей с Евросоюзом, чем с Россией. Присоединение к Евразийскому союзу будет экономическим самоубийством для Молдовы, а также углубит европейско-российское разделение в обществе. Экономические перспективы могут значительно улучшиться, если Молдова серьезно подойдет к выполнению соглашения об ассоциации с ЕС, включая вопрос борьбы с коррупцией», — пояснил свое видение ситуации бывший посол Еврокомиссии в РФ.

При этом проблема реинтеграции Приднестровья, по его мнению, во многом зависит от России, выступающей за объединение страны «на условиях, отвечающих интересам Москвы».

«Возвращаясь к вопросу экономической и торговой политики, очевидный интерес Молдовы заключается в поддержании свободной торговли с Россией и другими странами СНГ и одновременное использование возможностей, предоставляемых соглашением об ассоциации с ЕС. Оба из этих вариантов осуществимы. Однако присоединение к Евразийскому союзу было бы большой ошибкой, поскольку может лишить Молдову связей с ее главным торговым партнером в Европе», — добавил аналитик.

Между тем депутат парламента РМ от Партии социалистов Богдан Цырдя (Bogdan Tardea) высказал диаметрально противоположное мнение, связав возможность восстановления молдавской экономики именно со вступлением в ЕАЭС.

«На протяжении 14 лет мы движемся в сторону ЕС, и результаты просто катастрофические. ВВП составляет только две трети от ВВП 1990 года. Внешний долг правительства — 1,8 млрд. долларов США, то есть около 26% ВВП. До сих пор средняя зарплата не достигла уровня МССР. Полагаем, что шансы для [роста] экономики Молдовы связаны с Евразийским экономическим союзом», — отметил политик.

Он также напомнил, что в марте этого года по инициативе президента в республике состоялся бизнес-форум, в котором приняли участие около сотни предприятий из Молдовы и России.

«В ходе мероприятия были налажены партнерские связи во многих областях. К осени Молдова получит статус наблюдателя при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), что может усилить приток инвестиций из ЕАЭС. Полагаю, что движение в этом направлении дает шанс в том числе на объединение страны», — сказал Богдан Цырдя.

Кроме того, он подчеркнул результативность и эффективность шагов, предпринимаемых Игорем Додоном.

Читайте также

Западный бизнес доказал на ПМЭФ, что он против санкций и стремится к сотрудничеству с Россией

«Благодаря встречам с Владимиром Путиным (Vladimir Putin) около 150 молдавских компаний вернулись на российские рынки. Среди них и предприятия стратегического значения — Cricova, Chateau Vartely, Castel Mimi, Lion Gri. Удалось добиться частичной амнистии примерно 100 тыс. молдавских рабочих в России. За первый квартал 2017 года экспорт плодоовощной продукции и других товаров в РФ вырос на 42%. 3 апреля в Кишиневе был подписан меморандум о сотрудничестве между Молдовой и Евразийским экономическим союзом. 14 апреля — после обращения президента — ЕАЭС предварительно предоставил Молдове статус наблюдателя. 1–2 июня впервые в истории страны президент участвовал в престижном Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Игорь Додон заблокировал военные учения с НАТО, не назначает министра обороны, фактически забраковал концепцию национальной безопасности, которая была разработана с участием советников из ЕС и НАТО», — уточнил депутат парламента РМ.

Вместе с тем, по его словам, вся властная вертикаль в стране, кроме президентуры, сегодня контролируется олигархом Владимиром Плахотнюком.

«Под его фактическим контролем находится две трети парламента, правительство, местная власть, суды, прокуратура. Ему подконтрольны очень многие партии: Демократическая партия (ДП), Европейская народная партия (ЕНП), Национал-либеральная партия (НЛП), Социал-демократическая партия (СДП), Партия коммунистов (ПКРМ), Либеральная партия (ЛП) и другие», — сказал политик.

По его словам, Владимир Плахотнюк преследует цель стать премьером и удержаться у власти, сохранив свою свободу и собственность.

«Для этого он одно время лавировал между Россией и Западом, однако после 2015 года полностью подстроился под США. Именно с этой целью Плахотнюк поддержал открытие офиса НАТО в Молдове, предложил законопроект о противодействии российской пропаганде, принял закон, объявивший 9 мая Днем Европы и Победы. Подконтрольный ему Конституционный суд принял на днях решение, согласно которому Приднестровье — оккупированная территория, а учения с НАТО не противоречат статусу нейтралитета страны», — пояснил Богдан Цырдя.

«Только досрочные парламентские выборы дают шанс стране избавиться от власти олигарха. В противном случае страна полностью перейдет под внешнее управление Запада, а Плахотнюк сыграет здесь роль наместника», — подчеркнул он.

В свою очередь эксперт по Молдове из французского университета Париж-Эст, сотрудник государственного университета Бабеш-Бойяи в Румынии Винсент Генри (Vincent Henry) назвал Владимира Плахотнюка символом «захваченного государства».

«Большинство наблюдателей считают Молдову фактически дисфункциональным государством, контролируемым различными группами с различными интересами, которые маскируются или скрываются за политическими партиями. До ареста бывшего премьер-министра Влада Филата (Vlad Filat) в 2015 году в стране существовало несколько таких групп, но сегодня, похоже, действует лишь одна», — отметил эксперт, добавив, что на смену системе конкурентоспособной олигархии пришла монополистическая олигархия, возглавляемая Владимиром Плахотнюком.

По его словам, эта олигархическая группа не имеет идеологических или геополитических предпочтений.

«Их единственная цель — сохранить власть. Поляризация общества — благоприятное явление для достижения такой цели. Европейский союз больше не доверяет Плахотнюку и молдавскому правительству, теперь внешняя помощь в Европе регулируется гораздо строже. Правительство РМ при этом играет на геополитической карте, посылая простое сообщение: «Если мы потерпим неудачу, то победят социалисты, и Молдова перейдет в российские руки, поэтому вы должны помочь нам, даже если вы нам не доверяете». Некоторые европейские страны невосприимчивы к такой «угрозе», однако другие по-прежнему чувствительны, как, например, США, и власти [республики] используют это в своих интересах», — сказал Винсент Генри.

По его словам, Игорь Додон, постоянно подчеркивающий свою заинтересованность в дружбе с Россией, может быть частью этой игры.

«Действующий лидер сильно влияет на общественное мнение. Во всех своих выступлениях Игорь Додон представляет себя сторонником лучших отношений с Россией и выступает за проект ЕАЭС. Символично демонстрируя свое желание сблизиться с РФ, он значительно увеличил число визитов в Москву с момента избрания в ноябре 2016 года. […] Игорь Додон пытается консолидировать и расширить свой электорат, играя на ностальгии по Советскому Союзу, а также представляя проект альтернативного будущего, несмотря на то, что он выглядит довольно спекулятивным», — отметил аналитик.

По его мнению, основным результатом президентства Игоря Додона стало увеличение политической поляризации.

«Многочисленные наблюдатели сомневаются в искренности его намерений отдалиться от Европейского союза, даже если его партия однажды получит большинство, необходимое для управления страной — с обретением независимости двойственное общение с иностранными партнерами является в Молдове традицией», — добавил эксперт французского университета Париж-Эст.

Между тем, по его словам, молдавские власти утверждают, что осуществляют реформы, запланированные соглашением об ассоциации с Европейским союзом.

«Они обещают, что после преобразований все улучшится и просят население и европейских партнеров проявить терпение и понимание. Чтобы добиться своей «европейской цели», правительство постоянно выступает «за стабильность», что можно интерпретировать как отсутствие каких-либо политических изменений. Поиск статус-кво также доминирует над проблемой Приднестровья — никто не заинтересован в решении этого конфликта. Нынешняя искусственно напряженная ситуация выгодна для непрозрачных интересов по обе стороны Днестра», — отметил Винсент Генри.

На его взгляд, с времен независимости в Молдове ничего не меняется.

«Политическая элита использует исторические и культурные разногласия общества в своих целях. Они не являются ни проевропейскими, ни пророссийскими, но очень хорошо играют на раздорах между Москвой и западными странами, действуя в своих собственных прагматичных интересах, делая население Молдовы главной жертвой», — резюмировал эксперт.

Актуальное