11:39:13 Вторник, 5 ноября
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Молодые архитекторы о комфорте в городе, утрате наследия и задумках о преображении Пензы

16:58 | 10.01.2017 | Статьи

Печать

Пенза, 10 января 2017. PenzaNews. Многие пензенцы, прогуливаясь по Олимпийской аллее, обращают внимание на необычный арт-объект — название города в виде больших золотых букв. Менее чем за месяц зеркальная инсталляция стала довольно известной среди жителей. Одни ею восхищаются, другие критикуют, а третьи приходят сюда с друзьями, чтобы сделать фотографию, которая больше не получится ни в одной точке земного шара. Вместе с тем мало кто знает о тех, кто придумал эту композицию, а именно о молодых людях и девушках, входящих в объединение архитекторов «Вещь!»

Молодые архитекторы о комфорте в городе, утрате наследия и задумках о преображении Пензы

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

Все они были знакомы между собой, так как в разные годы окончили Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (ПГУАС) или пока продолжают обучение. В апреле 2016 года начинающие специалисты образовали коллектив, название которого возникло от излюбленного одобрительного восклицания одного из участников. Первоначально объединение должно было облегчить участие в различных фестивалях.

Сегодня «Вещь!» — это семь молодых архитекторов со схожими взглядами на профессию: Антон Белов, Мария и Евгений Кутай, Ксения Сатыго, Екатерина Ильичева, Юлия Козлова и Антон Борисов.

«Мы обычно собираемся и устраиваем мозговой штурм на определенные темы, которые задаются организаторами фестиваля, после чего практически каждый выбирает себе одну из придуманных идей и делает законченную графическую работу — проект», — пояснила Мария Кутай.

По мнению Антона Белова, сила созданной команды заключается в широком спектре интересов участников и их специализации.

Несколько задумок членов объединения уже воплощено в жизнь, правда, на территории Нижнего Новгорода.

Так, на архитектурном фестивале «Деревянный ветер» в июне 2016 года было реализовано сразу два проекта «Путь в Мангаллу» и «Ловец звуков земли», которые можно увидеть на берегу Горьковского водохранилища.

В основе первого из них был миф, придуманный Антоном Борисовым, о стаде мангалов, полегших на пляжах в пылу празднеств. Арт-объект представляет собой несколько металлических оленей, вот только их тела являются самыми настоящими мангалами, которые подсвечиваются в темное время суток.

Фото: объединение архитекторов «Вещь»

«Ловец звуков земли» — это акустическая установка выше человеческого роста, выполненная из фанеры. Фактически — два локатора, аккумулирующих шумы окружающего мира, будь то пение птиц или проходящий неподалеку концерт. Встав между ними, человек может насладиться звуками, сконцентрированными благодаря деревянным «ушам».

Фото: объединение архитекторов «Вещь»

Мария Кутай, которая придумала саму идею, отметила, что разработанная Антоном Борисовым конструкция держится лишь за счет пазов и клея, но при этом является очень прочной.

В свою очередь Евгений Кутай подчеркнул, что возможность быстрой и простой сборки является отличительной чертой большинства их проектов.

«Мы во всех объектах стараемся сделать максимальную предподготовку, чтобы на месте можно было просто собрать и пролакировать», — пояснил он.

Участники объединения «Вещь!» готовятся реализовать в Пензе еще один проект. Он получил название «Торосы». Юлия Козлова разработала его и представила на молодежном форуме «Таврида», где идея была оценена по достоинству, а ее автору выделен грант в 100 тыс. рублей на реализацию.

Как пояснила Мария Кутай, проект зоны отдыха, которую изначально планировалось разместить на воде, теперь адаптируют для суши — для недавно созданного сквера на Олимпийской аллее, который начали обустраивать во время ее реконструкции. По ее мнению, многофункциональная площадка станет популярным местом отдыха у горожан, а навесы-лепестки над местами для сидения смогут защитить не только от ветра и дождя, но и от шума проходящей рядом транспортной магистрали.

Промежуточный вариант проекта площадки для отдыхаФото: объединение архитекторов «Вещь»

Возвращаясь к истории возникновения арт-объекта «Пенза», Мария Кутай рассказала, что предложение о создании композиции поступило от главного художника города Сергея Петрова после круглого стола с участием губернатора Ивана Белозерцева и архитекторов, на который девушка была приглашена от университета.

«Мы отреагировали и сделали несколько разных эскизов. Сразу облюбовали вариант Антона [Белова], и наше мнение совпало с мнением администрации Пензы. Потом был сделан макет», — отметила архитектор.

Она добавила, что идея создания стандартной надписи по типу «Я люблю Нью-Йорк», вариации которой растиражированы во многих городах, сразу была отброшена.

Автор идеи Антон Белов, как только узнал о задумке, за вечер нарисовал проект, в который вылились его знания, интересы и увлечения.

«Свои представления я выразил быстро, но складывались они не один год. В этих буквах заложен и образ «Ростка». Например, усеченные диагональные плоскости. Если посмотреть на букву «П», то в ней использован прием перспективного портала, существующий в традиционном зодчестве. Золотой цвет, популярный в современной архитектуре, тоже был предложен сразу. Кажется, что это простая надпись, но в ней заложено множество смыслов», — пояснил он.

Мария Кутай была автором другого варианта этого объекта, представляющего собой не отдельно стоящую конструкцию, а символ, организующий пространство, где можно присесть и сфотографироваться.

Фото: объединение архитекторов «Вещь»

Свой эскиз подготовила и Ксения Сатыго, предложившая создать простые в сборке деревянные буквы из брусков с подсветкой, которые могли бы сдвигаться относительно вертикальных осей.

Фото: объединение архитекторов «Вещь»

После того, как выбор проекта был сделан, наступил не менее волнующий этап — его воплощение в жизнь.

«Были опасения, что если будем изготавливать не сами, получится не так хорошо, но проект очень качественно реализовало рекламное агентство «КомпАС». Мы в свою очередь сделали подарок городу — за свою работу денег не брали», — сказала Мария Кутай.

По словам Антона Белова, для размещения арт-объекта из прочного композитного материала предлагалась не только Олимпийская аллея. В числе других вариантов рассматривались территория перед областным драматическим театром имени А.В. Луначарского на пешеходной улице Московской, площадь Ленина и набережная реки Суры вблизи стелы «Росток».

Мария Кутай не исключает, что спустя какое-то время композиция покинет Олимпийскую аллею и будет перемещена на улицу Московскую. Вместе с тем она считает, что жители уже привыкли видеть ее на Западной поляне.

Архитекторы с удовлетворением констатируют, что композиция «Пенза» нашла живой отклик не только у местных жителей, но и была по достоинству оценена коллегами, в том числе из-за рубежа.

«Мне написал голландский архитектор-урбанист Кейс Донкерс [Cees Donkers], с которым мы познакомились летом на семинаре на «Чистых прудах». Он сказал, что это очень здорово, и он нас с этим поздравляет. Было очень приятно получить такой отклик», — рассказала Мария Кутай.

Члены объединения надеются, что проекты, которые не были реализованы на этот раз, еще удастся воплотить в жизнь.

Также они готовы делиться своими идеями о том, как сделать Пензу привлекательнее для жизни и отдыха. В частности, у них есть задумки по обустройству набережной реки Суры, которую ждет масштабная реконструкция.

Вспоминая о подготовке ее концепции, Мария Кутай отметила, что, когда было разработано функциональное зонирование территории, объекты, которые будут наполнять площадки, не были определены.

«Мы включились в этот процесс и предложили свои варианты», — сказала она.

Молодые люди выступили за создание на набережной зоны отдыха, оформленной по мотивам известных в Пензе часов «Кукушка», а также спортивных и игровых площадок. Также они высказали мнение, что в концепцию реконструкции непременно следует включить различные элементы, которые позволят сделать регион узнаваемым.

«В отделке ларьков, туалетов и других сооружений можно использовать мотивы пензенского деревянного зодчества. Интересно делать благоустройство не какого-то абстрактного города, а применять элементы, связанные с Пензой», — отметила Мария Кутай.

По ее словам, было бы хорошо разместить на набережной или вне ее арт-объекты, связанные с одним из крупнейших представителей русского авангарда, родоначальником конструктивизма Владимиром Татлиным, который учился в пензенском художественном училище.

Архитекторы рассказали, что можно создать несколько объектов по мотивам творений известного дизайнера и живописца, в том числе прототипы так называемой «Башни Татлина» — его памятника III Интернационалу и орнитоптера «ЛеТатлин».

«Можно у каждого из них поставить табличку с предысторией и другой информацией, потому что об этом мало знают», — предложил Антон Белов.

Молодые архитекторы из объединения «Вещь!» также поделились своим мнением о современном облике Пензы. Они выступают за разнообразие и максимальный комфорт для горожан, а также ратуют за сохранение архитектурного наследия.

«К сожалению, так сложилось, что мы имеем дисгармоничную архитектурную среду с безликими панельными домами. Понятно, что никто не будет сносить уже построенную многоэтажку, уродующую облик города, но мы стараемся предложить что-то, чтобы сделать среду более дружелюбной для людей», — сказала Мария Кутай.

В свою очередь Евгений Кутай подчеркнул, что нужно изначально строить достойно выглядящие здания, не штампуя типовые дома в погоне за дешевизной.

«Архитекторы сейчас не принимают окончательное решение в строительном бизнесе. Последнее слово остается не за ними. Застройщик для себя, как правило, выделяет не внешний вид здания, а число квадратных метров. Большинство домов, которые сейчас появляются, облицованы крашеной штукатуркой, потому что это проще всего. Строители прикрепляют пенопласт, сетку, штукатурят и красят, в то время как для использования композитных панелей, которые не потеряют свой вид через несколько лет, нужна намного более дорогая предварительная работа», — пояснил он.

Евгений Кутай добавил, что у покупателей фактически нет выбора между красивым и посредственным зданием, потому что большинство из них вынуждены руководствоваться ценой и покупать более доступное жилье.

В свою очередь Мария Кутай обратила внимание на то, что красивую архитектуру нельзя заменить элементами благоустройства, например, озеленением или площадками для отдыха. Однако все это позволяет создать условия для комфортного времяпрепровождения во дворе многоэтажного дома.

По мнению Антона Белова, в современных условиях наиболее доступным становится именно обустройство придомовой территории, а застройщики начинают осознавать преимущества инвестирования в окружающую среду.

«То, что в «Спутнике» появилась красивая набережная, куда люди приезжают со всей Пензы, позволило повысить стоимость квадратного метра, что побудило и других застройщиков заниматься окружающей средой. Эта тенденция, вероятно, особенно почувствуется в 2017 году — застройщики будут стараться максимально обустроить территорию дворов и прилегающее пространство», — отметил он.

Архитектор добавил, что атмосфера, в которой живет человек, во многом определяет его мировоззрение.

«Создание индивидуальной среды дворовых территорий с идеей, которая будет выражена в каждой из них, будет вырабатывать в людях любовь к своему двору, району и городу. Все начинается с малого», — подчеркнул Антон Белов.

Рассуждая о современных тенденциях, Мария Кутай положительно оценила заблаговременную заботу многих застройщиков о подземных паркингах, не занимающих дворовую территорию и не портящих ее облик, а также выбор в пользу более интересных решений.

Представители объединения архитекторов предположили также, что не за горами время, когда появятся документы, регламентирующие внешний вид зданий и отделочные материалы, которые можно использовать при оформлении фасадов. Это позволит привести в порядок офисы и магазины, у входа в которые останутся лишь небольшие вывески.

К этой мысли их подтолкнула политика властей города по очищению зданий, в том числе и исторических, от кричащей и крупногабаритной рекламы, а также положительный опыт столицы и других городов. Одним из самых заметных преображений в Пензе дизайнеры назвали освобождение от баннеров здания торгового центра «Городок» — бывшего мясного пассажа.

Мечтой архитекторов, по их словам, является создание интересных маршрутов по Пензе и комплексное сохранение исторических зданий.

«У нас есть ценная и красивая деревянная архитектура. В Европе она, как правило, отличается простотой, но жители очень гордятся ею и сохраняют. Когда они видят наши исторические здания, то приходят в восторг, а мы это не храним», — сказала Мария Кутай.

Она напомнила, что на проходившем недавно в Пензе форуме предлагалось создать на улице Ключевского музей деревянного зодчества под открытым небом — отреставрировать существующие дома, а на пустырях восстановить утраченные произведения архитектуры. При этом улицу можно было бы оставить жилой, чтобы не лишать колорита, и только лишь отдельные здания отвести под музеи и кафе.

Евгений Кутай, продолжая эту мысль, высказался за максимальное сохранение исторических зданий и создание единой архитектурной концепции города.

«Мы бы не хотели, чтобы сносили старые дома, дореволюционные точно. На самом деле их остались единицы. По сравнению с огромной территорией города, у нас осталась маленькая часть исторического центра. Надо его как-то поддержать. Кроме того, нужно разработать высотную концепцию по центру города. Например, на улице Богданова построили синий 17-этажный дом, который теперь видно за художественным училищем», — сказал он.

Коллегу поддержал Антон Белов. Он уверен, что исторические виды с набережной, оставшиеся на фотографиях XIX века, ушли в небытие именно из-за высотной застройки.

«Нельзя в центре города — на холмах, на рельефе — ставить такие огромные дома. Они воспринимаются от реки просто ужасно. Например, дом на улице Калинина вблизи с перекрестком с улицей Лермонтова. Сверху он смотрится неплохо, но снизу просто жутко», — подчеркнул он.

По мнению Антона Белова, примером недопустимого отношения к памятникам может служить разрушающееся здание рядом с этим многоэтажным домом, которое представляет собой историческую ценность, но уже несколько лет пустует и от этого еще быстрее разрушается.

Архитекторы пришли к единому мнению, что отношение к старым строениям как к балласту является неприемлемым.

«На самом деле это нужно воспринимать как богатство, потому что чем лучше мы к этому отнесемся, тем больше мы привлечем туристов, которые в свою очередь оставят в регионе много денег», — сказала Мария Кутай.

Молодые архитекторы отметили, что в этом году Пензу особенно нарядно украсили к Новому году, однако всегда есть, к чему стремиться.

«Все начинается с того, что мы вывешиваем все гирлянды, которые есть. Где-то сначала более симпатично, где-то менее. Со временем, я уверена, будут задумываться о какой-то целостной концепции, над которой поработают художники, дизайнеры и архитекторы», — выразила надежду Мария Кутай.

По ее словам, мэрия Пензы открыта для новых предложений, поэтому участники объединения «Вещь!» планируют подать идею по гармоничному украшению города и помочь в ее реализации в будущем.

Если изначально семеро единомышленников начинали, как и многие, с мелких проектов, сейчас они уверенно смотрят в будущее и плавно переходят к архитектуре.

«Наш коллектив довольно независим — все мы в основное время работаем по профессии где-то еще, поэтому не так стеснены в своем творчестве. Надеюсь, когда нам будут поступать предложения, мы будем их тщательно отбирать, внедрять свои принципы и работать во благо города, а не во вред. Если в Пензе найдется сознательный застройщик, с которым наши идеи будут созвучны, когда мы доберемся до архитектуры, возможно, у нас появится что-то интересное», — пояснил Антон Белов.

По словам Марии Кутай, в будущем участники объединения хотели бы сосредоточится на творчестве и создании проектов, а не на их реализации вручную, но вместе с тем они осознают необходимость надежной команды, которая точно воплотит в жизнь их идеи.

«Если будет достаточная финансовая почва, было бы здорово открыть свое производство, чтобы не возить из Москвы то, что можно производить в Пензе», — пояснила она, подчеркнув, что коллектив не оторван от жизни и всегда старается создавать реалистичные проекты.

В завершение беседы молодые архитекторы высказали свои пожелания тем, кто несет ответственность за облик Пензы.

«Сотрудникам администрации хотелось бы пожелать побольше ходить пешком и ездить на автобусе, потому что во многих местах нет нужной инфраструктуры, например, тротуаров, а маршруты общественного транспорта зачастую не совсем удобны. И коллегам, и администрации хочется пожелать сил и энергии для творческих свершений, а также любви к прошлому и архитектуре города», — сказала Мария Кутай.

Антон Белов посоветовал дизайнерам и архитекторам изучать историю и укреплять теоретическую базу.

«Там есть основы и идеалы в плане архитектуры. Надо, чтобы человек не шел на уступки и сохранял свои идеи на благо людей. Вообще социальная позиция архитектора должна быть схожей с заповедями врача. Он создает благоприятную и комфортную среду, в которой живут люди», — резюмировал он.

Маргарита Кривцова

Актуальное