01:03:25 Суббота, 27 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Авария на ТЭЦ-1 в Пензе как напоминание о трагедии 14-летней давности в Кузнецке

18:20 | 31.01.2017 | Статьи

Печать

Пенза, 31 января 2017. PenzaNews. Произошедшая 26 января крупная авария на ТЭЦ-1 в Пензе, в результате которой погиб рабочий, попала в выпуски новостей не только почти всех российских телеканалов, но и даже зарубежных СМИ. В 20-градусный мороз от тепла оказались отключены около 500 жилых домов, ряд образовательных и лечебных учреждений. В итоге в городе был введен режим ЧС. Его отменили только 30 января — в этот же день 14 лет назад в Кузнецке полыхал страшный пожар из-за аварии на нефтепроводе. И тогда тоже погиб человек.

Авария на ТЭЦ-1 в Пензе как напоминание о трагедии 14-летней давности в Кузнецке

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

Основные работы по восстановлению теплоснабжения в Пензе после аварии на ТЭЦ-1, которые обошлись в 1 млн. рублей, удалось завершить лишь к вечеру понедельника. Фактически коммунальщики без сна и отдыха латали изношенные сети четверо суток. При этом в домах, согласно последним сообщениям, все еще есть перебои с отоплением. Параллельно шли аварийно-восстановительные работы и на самом объекте.

С большим интересом за тем и другим — да и, наверное, вообще за всем, что показывали в эти дни в новостях о Пензе по телевизору — пристально следили, как ни странно, жители Кузнецка. Особенно те, что живут в непосредственной близости от магистрального нефтепровода «Дружба», в так называемой 200-метровой «зоне отчуждения». Это, кстати, минимально допустимое по СНиПу расстояние от оси инженерно-технического объекта. «Только поможет ли даже оно в случае чего, если, не дай бог, рванет?» — задают все чаще себе один и тот же вопрос некоторые кузнечане, которые помнят о трагедии 14-летней давности. Но об этом чуть позже.

По данным администрации Кузнецка, вблизи нефтепровода сейчас находится несколько десятков жилых домов с надворными постройками. Каким образом они там появились, почему раньше мэрия, которая призвана следить за соблюдением режима территорий, «в упор» их не видела, а главное — надо ли все это теперь сносить, вопросы открыты.

Суды за право жить на этой территории уже идут. Иски — всего их сейчас 26 — инициировала «Транснефть», к которой совершенно обосновано Ростехнадзор как контролирующий орган в 2016 году стал предъявлять претензии. Мэрия Кузнецка в лице ее руководителя Сергея Златогорского, с одной стороны, людей, конечно, поддержала — мол, бульдозер не приедет, с землей никого не сравняет. Но, с другой, весьма конкретно и недвусмысленно напомнила: безопасность превыше всего. И точка.

Действительно, нормы есть нормы, против закона, как говорится, не попрешь. Времена нынче не советские и даже не постсоветские, когда одни начальники (например, с центральной аварийной ремонтной службы (ЦАРС) «Кузнецк» Куйбышевского предприятия нефтепроводов «Дружба») могли годами писать письма про застройку этой самой территории другим начальникам — и прокурорам, и местным властям, и в Пензу, а те никак не реагировали. Люди же в свою очередь как строили, так и продолжали строить. А сейчас, попробуй-ка, снеси. Собственность! И документы даже нужные есть.

При этом, как признаются сами жители, зачастую необходимые разрешительные документы они получали под одно, а на деле получалось совсем другое. Дома на участках переносились, придвигались ближе к «трубе», хотя первоначально это были лишь бани да бытовки. Правда, в основном это касается лишь тех участков, которые покупали там по заниженным ценам в 1990-е годы.

Но кому будут нужны все эти бумажки, если — опять же не дай бог — повторится то, что произошло поздним вечером 29 января 2003 года?

К сожалению, уже не все столь отчетливо помнят, как находящийся всего в каких-то 4 км от места аварии Кузнецк — второй по величине город в Пензенской области — был покрыт слоем сажи. Тогда в результате нарушения технологии ведения ремонтных работ взорвалась задвижка на трубопроводе. Разлилось 10 тыс. тонн нефти, которая тут же загорелась. Загазованность воздуха превышала предельно допустимую концентрацию.

Три человека получили ожоги, а один — машинист экскаватора, который оказался в эпицентре взрыва — был объявлен пропавшим без вести. Температура там достигала 3 тыс. градусов. По воспоминаниям некоторых старожилов, люди спешно покидали свои дома, брали только самое необходимое и просто бежали от огня.

Николай Николаевич Абрамов в 2003 году работал мастером на нефтеперекачивающей станции «Кузнецк». Он один из тех, кто тогда пострадал. В первые часы его увезли в больницу, в ожоговый центр.

Читайте также

Люди до конца не осознают, насколько опасно жить вблизи нефтепровода — Анатолий Коромыслов

«Никогда мне не приходилось видеть, как из-за высокой температуры сворачивались металлические трубы, которые лежали на месте пожара. Это был так называемый «аварийный запас». Когда я потом приехал, увидел, что осталось от экскаватора, который находился в эпицентре пожара, не по себе стало. Машина буквально оплавилась, стрелу погнуло. Страшное зрелище», — делится своими воспоминаниями бывший рабочий.

Он уверен, что Кузнецку тогда очень повезло. Уклон земли идет в сторону трассы М5 «Урал», и горящая нефть потекла именно туда, а не в направлении города. Работники «Дружбы» выгнали всю имеющуюся технику и успели вовремя насыпать земляной вал на пути огнедышащей жижы, которая приближалась к федеральной автодороге. Там она и выгорала.

Бесспорно, этот пожар можно без преувеличения назвать одним из самых страшных в истории города. О нем, как и об аварии на ТЭЦ-1 в Пензе, тоже сообщали российские и иностранные СМИ, к нему было приковано всеобщее внимание. Тушили пожар 16 часов подряд. Справиться с огнем удалось только на следующий день. Снег и лед буквально плавились под ногами тех, кто проводил спасательную операцию. А это были специалисты не только из Кузнецка, но и из Пензы и даже Ульяновска.

Согласно официальным данным, для тушения были задействованы почти 60 человек Госпожнадзора МЧС России, 15 членов добровольной пожарной дружины, 20 единиц автотракторной техники и 16 спецавтомобилей. При этом информагентства сообщали о большем количестве людей, задействованных в ликвидации последствий аварии.

Урон природе был нанесен колоссальный. К счастью, нефть не попала в водоемы, что позволило избежать еще более печальных последствий. Предварительный ущерб оценивался в 10 млн. рублей. Реальная же сумма, как считают специалисты, была несколько выше заявленной.

Спустя три года — в конце января 2006 года — авария на нефтепроводе повторилась. Правда, ее последствия были менее катастрофичными. Обошлось без жертв и пострадавших. Из-за разрыва фланца задвижки около 20 тонн вылилось на площади 1,2 тыс. кв. метров. Расстояние до жилых домов составляло всего около 2–3 км.

С тех пор каких-либо техногенных катастроф в Кузнецке на нефтепроводе «Дружба» не происходило. Контроль за состоянием «трубы» стал намного жестче, как и подход к решению задач по ее ремонту. Обслуживанием сейчас занимаются высококвалифицированные специалисты, которые прошли соответствующую подготовку и имеют достаточно знаний и опыта. В их распоряжении имеются все необходимые технические средства.

В то же время очевидно, и описанные выше события красноречиво это подтверждают, что риск отказа оборудования — даже самого надежного и современного — существует всегда. Следует вспомнить также о несанкционированных «работах» на «трубе», незаконных врезках с целью хищения нефти, да и просто о банальном хулиганстве. Вопрос риторический: стоит ли обычным гражданам находиться от опасного объекта подальше? Все-таки это не чья-то прихоть и не бессмысленные требования законодательства. Ведь никто не знает, что, когда и где может произойти. Не знали об этом ни в Кузнецке — в 2003 и 2006 годах, ни в Пензе — в 2017-м.

Николай Игнатов

Актуальное