14:43:36 Четверг, 25 апреля
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

Фольклористика

Энциклопедия

Фольклористика — наука, включающая в свой состав собирание, публикацию и изучение народного творчества, в том числе некоторых народных обрядов, чем близка к этнографии.

Фольклорные материалы Пензенского края фигурируют впервые, по-видимому, в труде И.М. Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверия» (1837), где дается описание крестьянских календарных праздников и песен; многие из них бытовали в Пензенской губернии. В архиве Русского географического общества хранятся записи около 200 пословиц и поговорок, сделанные Арефьевым в Пензенской губернии (1848), а также песен и сказок, записанных Кротковым в Саранском уезде (1853), песен, собранных Любимовым, Ландышевым, Масловским в Саранском и Керенском уездах (1854—1857). Около 20 песен напечатали ПГВ в 1860—1865. Ценные фольклорные и этнографические сведения и записи содержат «Материалы для географии и статистики России...» в выпуске о Пензенской губернии. Это обстоятельный очерк о мифологии, обычаях и обрядах мордовского, татарского и русского населения Пензенского края, несколько русских свадебных и семейно-бытовых песен. В 1878 году несколько песен записаны в Городищенском уезде Невельской.

К 1904—1905 годам относятся записи песен, сделанные Астровым в с. Загоскине, А.И. Троицким, В.Г. Колегановым в с. Верхозиме, ими же сделаны записи и в 1912 году. В.Ф. Невзоров собрал в Башмаковской волости более 100 сказок (1914—1916).

Записи фольклорных произведений возобновились только в послевоенное время. В 1948 году и 1953 году выходят книги А.П. Анисимовой, где наряду с авторскими произведениями помещены и фольклорные записи, впрочем, с некоторой литературной правкой. Выходит сборник частушек под редакцией В.К. Застрожного, сборник пословиц и поговорок, составленный П. Кузьминым; опубликованы песни с нотной записью П.П. Лондонова и Е.А. Прохорова. Плодотворную деятельность развернули студенческие фольклорные экспедиции под руководством доцента ПГПИ О.П. Мартыненко. В 1970—1975 годах были обследованы Пачелмский, Каменский, Земетчинский, Башмаковский, Никольский, Пензенский, Вадинский, Неверкинский, Мокшанский, Бековский, Лопатинский, Нижнеломовский, Лунинский, Тамалинский, Городищенский районы. Результатом стали многочисленные записи обрядовой и внеобрядовой лирики и прозаических жанров. Многие из них не имеют аналогов в фольклоре других регионов России.

Важное значение для собирания и хранения народного творчества имела деятельность Дома народного творчества (ныне Областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы), а также самодеятельных фольклорных исполнительских коллективов.

Мордовская фольклористика еще теснее, чем русская, связана с этнографией. Ее следует рассматривать в более широких географических рамках расселения мордовского народа. В силу исторических условий собирание фольклорных произведений здесь началось относительно поздно. Подробно и обстоятельно духовный мир и обычаи мордвы раскрывают в середине XIX века очерки И.В. Селиванова «Мордва», П.И. Мельникова-Печерского «Очерки мордвы», «Эрзянская свадьба», «Мокшанская свадьба», мифологию — работа И.И. Лажечникова «Некоторые поверья мордвы», а также указанные выше «Материалы для географии и статистики России...». В 1880—1890-х годах выходят «Образцы мордовской народной словесности. Сказки и загадки на эрзянском наречии мордовского языка с русским переводом», то же на мокшанском наречии и некоторые другие издания. Большой вклад в мордовскую фольклористику внес просветитель М.Е. Евсевьев — автор ряда исследований и публикаций. Значительный интерес представляет деятельность академика А.А. Шахматова, изучившего мордовский язык и записавшего в Саранском уезде фольклорные тексты и напевы. Им издан «Мордовский этнографический сборник» (1910), содержащий старинные предания: описания обычаев, верований, обрядов, а также 33 сказки, 123 песни, 7 причитаний, загадки, пословицы, поговорки. Напевы фиксировал сельский учитель Р.Ф. Учаев. Непосредственно на территории Пензенского края систематического изучения мордовского фольклора не было, но отдельные записи публиковались в «Сборниках Пензенского губернского статистического комитета» (1905) (бытовые и исторические песни мордвы-мокши, записанные священником Н.П. Барсовым и переведенные на русский язык). В этом же издании «Народные песни Пензенской губернии» (их собрал с помощью своих учеников педагог духовной семинарии А.И. Троицкий).

Татарская фольклористика представлена работами и публикациями, выполненными специалистами за пределами Пензенского края, но с материалами, имеющими отношение к татарскому населению Пензенской области.

Публикация подготовлена по информации из открытых источников и по материалам издания «Пензенская энциклопедия»: / Гл. ред. К.Д. Вишневский. — Пенза: Министерство культуры Пензенской области, М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

Актуальное