Турецкая операция на севере Сирии вызывает неоднозначные оценки политиков и экспертов
Печать
17 октября 2019. PenzaNews. Анкара не намерена прекращать антитеррористическую операцию «Источник мира» в Сирии до достижения поставленных целей, несмотря на призывы западных стран. Об этом заявил пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын (Ibrahim Kalin).
Фото: Andrew Goedl, Wikipedia.org
«Они молчали, когда тысячи мирных жителей погибали в Мосуле, Ракке и Дейр-эз-Зоре, когда города разрушались до основания, а террористы были вооружены. Теперь же они пытаются оказать давление на Турцию, чтобы заставить ее прекратить борьбу с террористами. Дни, когда Турции отдавали приказы, закончились. Привыкайте к этому», — написал он на своей странице в «Твиттере».
Между тем операция Анкары вызывает неоднозначные оценки международного сообщества. Такие страны, как Канада, ОАЭ, Китай и государства Евросоюза резко осудили действия турецких властей, высказав опасения по поводу возможного укрепления позиций террористов в Сирийской Арабской Республике (САР). Несколько стран ЕС, включая Францию и Германию, выступили за введение эмбарго на торговлю оружием с Анкарой и уже отказались от поставок вооружения в Турцию.
Президент США Дональд Трамп (Donald Trump) подписал указ о введении в отношении Анкары режима санкций, чтобы вынудить ее прекратить операцию против союзных Америке курдских формирований. Вместе с тем, несмотря на критику, военные США по его приказу покинули северную часть САР, оставив курдов без поддержки.
«После 100% победы над халифатом ИГ [террористическая группировка «Исламское государство», ИГИЛ, в арабском варианте — ДАИШ; деятельность группировки запрещена в России] я в значительной степени вывел наши войска из Сирии. Пусть Сирия и [ее президент Башар] Асад (Bashar Assad) защищают курдов и ведут борьбу с Турцией за свою территорию. Я сказал своим генералам: почему мы должны воевать за Сирию и Асада, чтобы защищать землю нашего врага? Меня устроит любой, кто хочет помочь Сирии в защите курдов — будь то Россия, Китай или Наполеон Бонапарт. Я надеюсь, они отлично справятся, а мы в 7 тыс. миль отсюда!» — написал Дональд Трамп в «Твиттере».
Тем временем автономная курдская администрация на северо-востоке Сирии заявила о заключении соглашения с Дамаском. Согласно достигнутым договоренностям, правительственные войска займут приграничные районы от Манбиджа до Эль-Маликии для оказания помощи в отражении турецкой атаки. Сирийский флаг уже поднят в городах Табка, Хасеке и Камышли, ранее контролировавшихся курдами.
«Это предварительное военное соглашение. Политические аспекты не обсуждались, они будут обсуждаться на более поздних этапах», — отметил официальный представитель сирийских курдов Бадран Джиа Курд (Badran Jia Kurd), подчеркнув, что такое решение было принято после того, как США оставили их один на один с турецкой армией.
В свою очередь сама Турция заявляет об уважении территориальной целостности и единства Сирии, а также о том, что приоритетом Анкары, как и в ходе предыдущих антитеррористических операций, остается безопасность мирного населения.
Комментируя сложившуюся ситуацию, аналитик Центра политических исследований в Анкаре Орхан Гафарлы (Orkhan Gafarli) напомнил, что главная цель Реджепа Тайипа Эрдогана (Recep Tayyip Erdogan) состоит в том, чтобы создать на севере Сирии зону безопасности.
«Анкара намерена очистить регион от курдских террористов и переместить туда беженцев, которые сейчас находятся на территории Турции», — сказал эксперт в интервью ИА «PenzaNews».
По его словам, операция позволит положительным образом повлиять на баланс сил в регионе.
«Это даст возможность развивать отношения США и Сирии, обеспечит территориальную целостность арабской республики и предоставит сирийскому режиму место для маневра в отношениях с курдами», — уточнил Орхан Гафарлы.
Говоря о позиции западных государств, которые осудили операцию «Источник мира», турецкий аналитик обратил внимание на географическое положение своей страны: она граничит с Сирией, и «ей приходится решать определенные вопросы безопасности».
«На мой взгляд, операция завершится уже в ближайшее время, и Турция начнет создавать зону безопасности на севере Сирии. Конечно, осуждение со стороны европейских стран есть. Против министров Турции были введены санкции, но я думаю, это существенным образом не повлияет на стратегические отношения с Западом, поскольку сам Запад будет нуждаться в сотрудничестве с Турцией по сирийскому вопросу», — пояснил он.
Между тем депутат парламента Люксембурга от Альтернативной демократической реформистской партии (ADR) Фернанд Картайзер (Fernand Kartheiser) выразил мнение, что «Анкара извлекает выгоду из своего геополитического положения и мощного военного потенциала для реализации национальных интересов без особого учета международного права».
«Вторжение Турции не поддерживается Советом безопасности ООН, затрагивает в том числе и гражданское население, а также ставит под сомнение территориальную целостность суверенной страны. Все эти факторы делают турецкую инициативу совершенно неприемлемой. Несмотря на то, что турецкая операция может иметь определенный успех в краткосрочной перспективе, долгосрочные последствия этого одностороннего и незаконного шага могут нанести ущерб Турции. С точки зрения Запада, курдский народ и ополченцы должны рассматриваться как ценные союзники в борьбе против ИГ. Поэтому западные страны должны помешать Турции реализовать свои цели», — отметил он.
«При этом Евросоюз завел себя в ситуацию полной зависимости от Турции [Анкара — главный партнер ЕС в соглашении по мигрантам, заключенном в 2016 году] и пока не имеет реального влияния на положение дел в Сирии. Присутствие в Турции такого количества мигрантов или беженцев, которые хотели бы въехать в ЕС, позволяет Анкаре шантажировать своих западных партнеров», — сказал политик.
Однако, на его взгляд, такое поведение «еще больше отдаляет Турцию от Запада и осложняет положение дел в изолированной, экономически ослабленной стране».
«Турция, формально являющаяся членом НАТО, теперь все чаще рассматривается не как союзник, а как бремя. Агрессивность Анкары по отношению ко всем ее соседям, включая Россию, беспокоит многих. Единственной реалистичной перспективой в урегулировании ситуации может стать американское посредничество между курдами и турками. У Вашингтона достаточно геополитического веса, чтобы оказать реальное влияние на регион. Односторонний вывод некоторых американских войск из приграничного района не следует интерпретировать как одобрение турецкой экспансионистской повестки дня. Это был прежде всего профилактический ход. Теперь Вашингтон должен ограничить действия своего самого трудного союзника, чтобы иметь возможность выстраивать новые партнерские связи и сохранять политический авторитет в регионе», — пояснил Фернанд Картайзер.
По словам руководителя клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгара Велизаде (Ilgar Velizade), действия Турции «оправданы с точки зрения защиты национальных интересов».
«В случае с Сирией интернациональное право, увы, многократно нарушено. Попросту говоря, оно там не действует. [...] Анкара, участвуя в военных операциях в Сирии, по сути, поставлена в положение, когда вынуждена защищать собственные интересы в условии паралича международного права», — пояснил свою позицию эксперт.
Он также подчеркнул, что страна довольно решительно настроена в своих действиях.
«В ближайшие дни мероприятия будут носить интенсивный характер. Турция постарается в максимально сжатые сроки создать пояс безопасности вдоль сирийско-турецкой границы, чтобы разместить там значительную часть из 3,5 млн. сирийских беженцев, обосновавшихся в Турции, и защититься от проникновения вглубь турецкой территории боевиков Курдской рабочей партии, которых поддерживают курдские силы самообороны», — отметил Ильгар Велизаде.
«Курдская администрация может пойти на сговор с сирийскими властями, чтобы сдержать турецкое наступление. Но как отнесется к такому соглашению Вашингтон, который до сих пор поддерживал курдов, не совсем понятно. Не ясно и то, как Израиль будет продолжать свою политику поддержки курдов, если они будут сближаться с правительством Асада. Вопросов много, но ответы на них мы узнаем лишь по ходу событий», — добавил он.
Тем временем бывший посол Израиля в США и главный переговорщик с Сирией в 1993−1996 годах, ныне профессор истории Ближнего Востока в Тель-Авивском университете, заслуженный профессор Нью-Йоркского университета, иностранный член Американской академии искусств и наук Итамар Рабинович (Itamar Rabinovich) разделил мнение о том, что данному кризису уже нельзя дать актуальную правовую оценку.
«Конечно, Турция незаконно вторглась на территорию соседней страны, что наносит ущерб и приводит к жертвам, как среди воюющих, так и среди мирного населения. Однако фактически Сирия — недееспособное государство, обладающее ограниченным суверенитетом. Сама Турция уже захватила часть Сирии в ходе предыдущего вторжения. Российские и иранские войска находятся в Сирии по приглашению правительства, но также там есть и шиитские проиранские ополченцы», — сказал он.
Эксперт подчеркнул, что операция привела к некоторому сближению курдов с сирийскими властями во главе с Башаром Асадом.
«Когда на брошенных американцами курдов напала Анкара, они обратились к Дамаску как к меньшему злу. Следует отметить, что курды никогда не присоединялись к восстанию против Асада. Они боролись против «Исламского государства», и их целью была автономия, а не независимость», — уточнил Итамар Рабинович.
Вместе с тем, по его мнению, быстрого пути разрешения кризиса в данном случае нет.
«Турция намерена взять под свой контроль большую часть территории. Курды при поддержке Дамаска будут сопротивляться. США вышли из игры — по крайней мере пока. Европа испытывает ужас от потенциальной угрозы наплыва еще большего числа сирийских беженцев. Россия и Иран поддерживают режим Асада, но также стремятся развивать отношения с Турцией, отдаляя ее от НАТО и США», — добавил эксперт.
В свою очередь заведующий отделом Ближнего Востока немецкого Общества защиты угнетенных народов Камаль Сидо (Kamal Sido) назвал турецкую операцию катастрофой для курдов.
«С точки зрения интернационального права это абсолютное беззаконие. Турция не имеет никакого права нападать на этот район Сирии — Анкаре никто не угрожал, но она решила устроить этническую чистку, чтобы вытеснить с этой территории курдов. В этом районе уже нет христиан, езидов, армян. Там остались только курды, выступающие против исламизации этого региона. Цель Эрдогана — уничтожить курдов», — сказал он.
По мнению аналитика, решение США покинуть территорию Сирии может свидетельствовать о наличии неких договоренностей, в соответствии с которыми американцы согласились оставить этот регион туркам.
Кроме того, он высказал мысль о том, что Россия могла бы убедить Дамаск в необходимости предоставить гражданам, проживающим на северо-востоке Сирии, демократические права и возможность проведения свободных выборов.
«Многие курды надеются, что Россия как федеративная республика, имеющая большой опыт выстраивания отношений с автономиями, может повлиять на Дамаск, подтолкнув его к созданию курдской автономии и соблюдению прав религиозных и этнических меньшинств», — резюмировал Камаль Сидо.