03:43:34 Вторник, 24 декабря
Дело Белозерцева Осторожно: мошенники НКО Здоровье ДТП в Пензе Нацпроекты Строительство Транспорт Рейтинги Угадай, кто на фото!

«Возвращение в Селиксу»: сможем ли мы когда-нибудь узнать правду?

20:59 | 28.08.2017 | Статьи

Печать

Пенза, 28 августа 2017. PenzaNews. Великая Отечественная война, как и любая другая, оставила множество неразгаданных тайн. Одна из них связана с Селиксенскими лагерями в Пензенской области, где было подготовлено более 400 тыс. солдат для отправки на фронт. Сведения о них до последнего времени были довольно скудными и строились в основном на мифах и слухах.

«Возвращение в Селиксу»: сможем ли мы когда-нибудь узнать правду?

Фотография © PenzaNews Купить фотографию

Разобраться в истории попытался заместитель директора музейно-выставочного центра Заречного Виктор Кладов. Он стал инициатором проекта «Возвращение в Селиксу», который был реализован на средства гранта, полученного от благотворительного фонда Владимира Потанина.

Проект включает в себя три составляющих — организацию постоянной экспозиции «Возвращение в Селиксу», написание книги и создание тематического сайта.

Экспозиция была открыта в зареченском музее 4 мая 2017 года. Книга, о которой пойдет речь дальше, уже написана, а сайт находится в разработке.

Что такое Селикса?

Селикса — это небольшая железнодорожная станция неподалеку от Заречного. Она появилась в 1870-х годах. В начале 1920-х на территории поселка рядом со станцией жили около 70 человек. Разъезд Селикса включал в себя четыре железнодорожных пути, при этом центральные были сквозными.

О благоприятных тактических свойствах данной местности было хорошо известно военным властям. С 1930-х годов здесь размещались летние лагеря Красной армии.

История Селиксенского военного гарнизона началась 13 августа 1941 года. Для организации лагеря было вырублено 20 тыс. кубометров леса, часть из которого располагалась на территории современного Заречного.

Летом 1941 года бойцы 61-й стрелковой дивизии соорудили первые учебные точки. Впоследствии они использовались воинскими частями 37-й запасной бригады. Всего за месяц с небольшим здесь побывали тысячи новобранцев, в основном из числа уроженцев Пензенской области.

Исторические ямы

Задумайтесь, как часто, гуляя по лесу, вы обращаете внимание на историю возникновения той или иной ямы? Я думаю, что большинство ответит: «Никогда». Ведь обычно какие-то неровности мы воспринимаем лишь как препятствие на нашем пути и ничего более.

Вот и здесь — на окраине березовой рощи в парке имени М.Ю. Лермонтова — казалось бы, ничем не примечательные ямы в лесу, но если посмотреть повнимательнее, станет ясно, что они примерно одинакового размера и расположены через определенные расстояния.

Виктор Кладов уверен: именно с этой местности проект «Возвращение в Селиксу» стартовал 5 лет назад. Там, где во время войны была землянка, впоследствии построили художественный музей-салон имени М.Ю. Лермонтова.

«Мне местные жители говорили, что раньше здесь стояла зенитка — одна из тех, которые прикрывали гарнизон», — поясняет историк.

Он добавляет, что на месте нынешнего сквера был полигон. Здесь вели тактическую подготовку личного состава, саперов и связистов.

Подойдя к одной из ям, мы замечаем следы недавних раскопок. Очевидно, что кто-то здесь что-то искал, хотя официальных археологических экспедиций на месте дислокации Селиксенского гарнизона, по словам Виктора Кладова, не проводилось. Скорее всего, на месте поработали «черные» копатели.

Мифы Селиксенских лагерей и проблемы с поиском информации

Вплотную занявшись изучением темы Селиксенских лагерей, Виктор Кладов должен был развеять четыре основных мифа: о том, что он был самым крупным лагерем для подготовки солдат к фронту; что люди здесь умирали тысячами; что главной причиной высокого уровня смертности было воровство среди командного состава и что все преступления прекратились после визита маршала Климента Ворошилова.

Фоторепортаж

Презентация проекта «Возвращение в Селиксу»

На формирование источниковой базы потребовалось четыре года. Изучались документы в музеях, библиотеках и архивах, проводились встречи с живущими ныне ветеранами и родственниками погибших. Некоторых бумаг найти не удалось, так как они не сохранились до наших дней.

«У меня такое чувство, что это [уничтожение] начало еще в военные годы происходить», — предполагает Виктор Кладов.

В основном на сегодняшний день недоступны документы, рассказывающие о смертности и преступности. Получилось найти лишь одну книгу учета умерших — 379-го запасного полка, охватывающую период с 1943 по 1945 годы. Данные об остальных погибших собирались по крупицам. В связи с этим об истинном количестве смертей судить нельзя.

Кроме того, не получилось изучить массив документов, которые все еще остаются засекреченными или не были выданы исследователям из-за «личной информации» в них, а также потому, что такие сведения могут «потенциально компрометировать человека».

Проанализировав доступные для изучения данные, Виктор Кладов сделал вывод об их противоречивости. Неоднозначными были и воспоминания современников. Некоторые вообще не помнят того, что на территории Заречного стреляли когда-то, хотя рядом был полигон.

Если вернуться к мифам о Селиксенских лагерях, то стоит отметить важный факт. Они были далеко не уникальным явлением. В других регионах солдат готовили еще в более плохих условиях. Подобные лагеря были и в Пензенской области — в Кузнецке и Каменке, однако о них не говорят так много, как о Селиксенских.

Массовая смертность также не была доказана.

«Можно ли говорить: «Если не доказано, то этого не было?» — задается вопросом Виктор Кладов и тут же однозначно отвечает: «Нет». По его словам, косвенных свидетельств о массовой смертности было предостаточно.

О преступных действиях руководящего состава миф удалось развенчать частично, зато доказали воровство. При этом, по мнению Виктора Кладова, его нельзя считать главной причиной голода.

Что касается приезда Климента Ворошилова в Селиксу, то он бывал здесь в 1941, 1942 и 1943 годах. А вот вопрос о его роли в судьбе Селиксенских лагерей — например, о расстрелах руководства после его визитов — повис в воздухе.

Экспозиция «Возвращение в Селиксу»

Чтобы выставка была действительно интересной, проводили опросы школьников и ветеранов. Собирали их мнения как относительно самой темы, так и о форме, в какой они хотели бы видеть информацию.

В итоге проект подготовило московское архитектурное бюро «Контора», которое уже имело опыт работы с подобными выставками — в частности, они проектировали музей ГУЛАГа.

Работа кипела вплоть до самого открытия — из-за проблем с поставкой материала собирать экспозицию пришлось в буквальном смысле в последнюю ночь перед презентацией.

Главной особенностью этой выставки является то, что ее необходимо посещать в одиночестве, чтобы максимально ознакомиться с представленной информацией. По задумке организаторов, каждый человек должен как бы провести свое небольшое расследование. Для этого ему показывают ролик, а затем дают возможность изучить кипу документов и сами экспонаты.

Экскурсовод выполняет лишь одну функцию — он включает видео. Все остальное время посетитель предоставлен сам себе.

Честно говоря, не знаю, как бы я себя почувствовала, оставшись на выставке в полном одиночестве. В интерьере доминирует темный цвет, что создает гнетущую обстановку. Я ощутила себя больше не участником расследования, а так, будто я на допросе — в центре стол, лампа, два стула и огромная красная папка.

Первый видеоролик погружает в историю и атмосферу Селиксенских лагерей. После этого человек может приступать к своему собственному «расследованию» — для этого здесь есть все.

Для начала предлагается рассмотреть карты и основную информацию о самих лагерях. После этого перед зрителем появляется стена с ужасающими цифрами, характеризующими жизнь гарнизона.

От них через потолок красные линии ведут к доказательствам. Например, можно послушать воспоминания солдат и очевидцев, начитанные актерами зареченского ТЮЗа. Если честно, я так и не смогла заставить себя надеть наушники.

Также можно посмотреть фотографии. Правда, они мало расскажут об истинном быте, так как снимков осталось немного и они носят скорее отчетный характер — для галочки.

Можно увидеть места захоронения бойцов, однако часть из них лишь предположительная.

На мой взгляд, двумя самыми яркими экспонатами являются стенды о болезнях и рационе. Представлены изображения возбудителей болезней и укрупненные снимки их последствий.

Примерный суточный рацион солдат тоже показан более чем наглядно — буханка хлеба, три картофелины, одна луковица, немного соли, два маленьких мешочка крупы.

По воспоминаниям очевидцев, питались люди в основном капустным супом, а запланированный рацион никогда не выдавался целиком.

Сайт и удаленный доступ

Размещение выставки в Заречном, который является закрытым городом, создает большие трудности для тех, кто хочет с ней ознакомиться. В ЗАТО невозможно попасть просто так.

В связи с этим организаторы приняли решение дать всему миру виртуальный доступ к экспозиции. Для этого необходимо установить на свой смартфон приложение izi.travel, где размещены фотографии выставки и аудиогид.

Также разработаны 3D-панорамы экспозиции, с помощью которых можно не только оценить ее общий вид, но и детально познакомиться с каждым документом или снимком, нажав на него.

На мой взгляд, в современном мире так должен делать каждый музей, чтобы люди независимо от места жительства или возможностей здоровья могли беспрепятственно «путешествовать» не выходя из дома.

Книга «Возвращение в Селиксу»

Книга Виктора Кладова «Возвращение в Селиксу» уже готова. Ее планируется выпустить тиражом 180 экземпляров. По словам автора, этого хватит, чтобы обеспечить изданием всех, кто принимал участие в его создании, а также библиотеки.

«Возвращение в Селиксу» рассчитано на массового читателя. Книга рассказывает о пути, который проходил новобранец, начиная с прибытия в лагерь и заканчивая отправкой на фронт.

Основной акцент сделан именно на повседневном быте, который раскрывает самую суть Селиксенских лагерей.

«Изначальный текст книги, который я представил, был больше похож на монографию. Он получился очень научный и был сокращен на две трети. Я думаю, что когда-нибудь я это опубликую «скучной» черно-белой монографией — именно как результаты научных исследований», — говорит Виктор Кладов.

Издание состоит из нескольких блоков, самый интересный из которых, по мнению автора — это воспоминания ветеранов и членов их семей о Селиксе.

Предполагается, что книга будет презентована дважды в середине сентября — сначала в Заречном, а затем в Пензе. Кроме того, с ней уже сейчас можно ознакомиться в электронном варианте — на сайте библиотеки имени М.Ю. Лермонтова.

Выводы и вопросы

Приезжая в новый город, я всегда стараюсь посетить какой-то необычный музей, будь то «Музей советского быта» в Казани или «Галилео» в Екатеринбурге. Несмотря на то, что эти музеи интересные, они, по сути, не связаны с той местностью, где расположены.

В экспозиции «Возвращение в Селиксу» необычным образом показаны вещи, абсолютно обыденные для нашей страны. Я еще никогда не бывала в музее истории Великой Отечественной войны, в котором можно действительно окунуться в события тех лет.

Я думаю, эту выставку должен посетить каждый, кто живет в Заречном, а также люди, приезжающие сюда погостить у родных.

Эта экспозиция не отвечает на вопросы. Она, скорее, порождает их. Сколько жизней унесли Селиксенские лагеря? Где похоронены солдаты? Как удалось выжить оставшимся? Почему в этой истории так много потерянных и засекреченных документов? Являются ли героями те, кто остался лежать в зареченской земле? Как восстановить историческую справедливость?

Людмила Мизина

Актуальное